Марина Виноградова
Перспективное планирование поисково-познавательной деятельности на 2012–2013 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Младшая группа
Сентябрь:
1. Тема: «Узнаем, какая вода»
Задачи: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
2. Тема: «Что в коробке?»
Задачи: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Октябрь:
3. Тема: «Легкий – тяжелый»
Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).
4. Тема: «Что в пакете?»
Публикация «Перспективное планирование поисково-познавательной деятельности на 2012–2013 учебный год» размещена в разделах
Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
5. Тема: «Горячо – холодно»
Задачи: Научить определять температурные качества веществ и предметов.
Ноябрь:
6. Тема: «Что звучит?»
Задачи: Научить определять по издаваемому звуку предмет.
7. Тема: «Ветер по морю гуляет»
Задачи: Обнаружить воздух.
8. Тема: «Веселые человечки играют»
Задачи: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом - нос, глаза, брови, рот; волосами.
Декабрь:
9. Тема: «Изготовление цветных льдинок»
Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
10. Тема: «Надувание мыльных пузырей»
Задачи: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Январь:
11. Тема: «Наши помощники»
Задачи: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши –слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности, с охраной органов чувств.
12. Тема: «Волшебная кисточка»
Задачи: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый).
Февраль:
13. Тема: «Чудесный мешочек»
Задачи: Научить определять температуру веществ и предметов.
14. Тема: «Игры с соломинкой»
Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Март:
15. Тема: «Музыка или шум?»
Задачи: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
16. Тема: «Бумага, ее качества и свойства»
Задачи: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
17. Тема: «Починим игрушку»
Задачи: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр., с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).
Апрель:
18. Тема: «Нарисуем свой портрет»
Задачи: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.
19. Тема: «Древесина, ее качества и свойства»
Задачи: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Май:
20. Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой»
Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
21. Тема: «Ткань, ее качества и свойства»
Задачи: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Средняя группа
Сентябрь:
1. Тема: «Загадочные пузырьки»
Задачи: Обнаружить воздух в других предметах.
2. Тема: «Что любят растения?»
Задачи: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
3. Тема: «Почему песок хорошо сыплется?»
Задачи: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
4. Тема: «Волшебная рукавичка»
Задачи: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Октябрь:
5. Тема: «Надувание напальчника»
Задачи: Обнаружить воздух.
6. Тема: «Свет вокруг нас»
Задачи: Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.
7. Тема: «Мы – фокусники»
Задачи: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
8. Тема: «Раскрасим радугу»
Задачи: Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух цветов.
Ноябрь:
9. Тема: «Зачем утке и лягушке такие лапки?»
Задачи: Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы).
10. Тема: «Поиск воздуха»
Задачи: Обнаружить воздух.
11. Тема: «Волшебные лучи»
Задачи: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
12. Тема: «Волшебная кисточка»
Задачи: Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.
Декабрь:
13. Тема: «Нужен ли зимой растениям снег?»
Задачи: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
14. Тема: «Что в пакете?»
Задачи: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
15. Тема: «Где быстрее?» (1)
Задачи: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед вода, вода лед).
16. Тема: «Где быстрее?» (2)
Задачи: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (ледвода, вода лед).
Январь:
17. Тема: «Изготовление цветных льдинок»
Задачи: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
18. Тема: «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Задачи: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
19. Тема: «Угадайка» (1)
Задачи: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
20. Тема: «Угадайка» (2)
Задачи: Понять зависимость веса предмета от материала.
21. Тема: «Вертушка»
Задачи: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.
Февраль:
22. Тема: «Окрашивание воды»
Задачи: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
23. Тема: «Надувание мыльных пузырей»
Задачи: Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает, место.
24. Тема: «Откуда берется голос?»
Задачи: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
25. Тема: «Умный нос»
Задачи: Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.
Март:
26. Тема: «Тепло – холодно»
Задачи: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.
27. Тема: «Где быстрее наступит весна?»
Задачи: Установить зависимость изменений в природе от сезона.
28. Тема: «Где снег не тает?»
Задачи: Выявить зависимость изменений в природе от сезона.
29. Тема: «Где будут первые проталинки?»
Задачи: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
30. Тема: «Кораблик»
Задачи: Учиться видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат.
Апрель:
31. Тема: «Где прячутся детки?»
Задачи: Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
32. Тема: «Из чего птицы строят гнезда?»
Задачи: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
33. Тема: «Как развивается растение?»
Задачи: Выделить циклы развития растения: семя росток растение цветок плод семя.
34. Тема: «Пузырьки-спасатели»
Задачи: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Май:
35. Тема: «Как спрятаться бабочкам?»
Задачи: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
36. Тема: «Где вода?»
Задачи: Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
37. Тема: «Вкусовые зоны языка»
Задачи: Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
38. Тема: «Вертушка»
Задачи: Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.
Старшая группа
Сентябрь:
1. Тема: «С водой и без воды»
Задачи: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
2. Тема: «Упрямый воздух»
Задачи: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
3. Тема: «Пустыня»
Задачи: Уметь самостоятельно определять алгоритм деятельности; реализовывать возможности преобразования.
4. Тема: «Уличные тени»
Задачи: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
5. Тема: «Озеро»
Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании объекта; закрепить умения работать с различными материалами и инструментами.
Октябрь:
6. Тема: «Как увидеть движение воды через корешки?»
Задачи: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.
7. Тема: «Сухой из воды»
Задачи: Определить, что воздух занимает место.
8. Тема: «Где живет эхо?»
Задачи: Подвести к пониманию возникновения эха.
9. Тема: «Саванна»
Задачи: Реализовать представления о климатических зонах Земли, полученные в ходе поисковой деятельности; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять устойчивое стремление преобразовывать объект.
Ноябрь:
10. Тема: «Как по стебелькам»
Задачи: Показать процесс прохождения воды по стеблям.
11. Тема: «Помощница вода»
Задачи: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной Задачи.
12. Тема: «Как измерить тепло?»
Задачи: Выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема - при сжатии, охлаждении).
13. Тема: «Тайга»
Задачи: Закрепить умение работать с различными материалами и инструментами, определять алгоритм деятельности, участвовать в коллективном преобразовании.
Декабрь:
14. Тема: «Испарение влаги с листьев растений»
Задачи: Проверить, куда исчезает вода.
15. Тема: «Умная галка»
Задачи: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
16. Тема: «Тундра»
Задачи: Определять алгоритм деятельности, самостоятельно организовывать работу в подгруппах; проявлять стремление преобразовывать объект.
17. Тема: «На орбите»
Задачи: Установить, что удерживает спутники на орбите.
18. Тема: «Разноцветные сосульки»
Задачи: Реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Январь:
19. Тема: «Фокус «Почему не выливается?»
Задачи: Обнаружить атмосферное давление.
20. Тема: «Волшебный шарик»
Задачи: Установить причину возникновения статического электричества.
21. Тема: «Как сделать звук громче?»
Задачи: Выявить причины усиления звука.
22. Тема: «Лиственный лес»
Задачи: Реализовывать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; участвовать в коллективном преобразовании, определить алгоритм деятельности.
Февраль:
23. Тема: «Какие свойства?»
Задачи: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
24. Тема: «Чудо-прическа»
Задачи: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.
25. Тема: «Вращающаяся Земля»
Задачи: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.
26. Тема: «Мир бумаги»
Задачи: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
27. Тема: «Горнолыжник»
Задачи: Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами; реализовывать свои творческие возможности, доводить работу до логического конца.
Март:
28. Тема: «Лабиринт»
Задачи: Установить, как растение ищет свет.
29. Тема: «Притягиваются - не притягиваются»
Задачи: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
30. Тема: «Вершки – корешки»
Задачи: Выяснить, что раньше появляется из семени.
31. Тема: «Мир ткани»
Задачи: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Апрель:
32. Тема: «На свету и в темноте»
Задачи: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
33. Тема: «Изготовление солнечных часов»
Задачи: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.
34. Тема: «Почему все падает на землю?»
Задачи: Понять, что Земля обладает силой притяжения.
35. Тема: «Двойное отражение»
Задачи: Выявить особенности зеркального отражения (обратная ориентация).
Май:
36. Тема: «Зеленые фигурки»
Задачи: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
37. Тема: «Где цветы?»
Задачи: Установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
38. Тема: «Солнечные «зайчики»
Задачи: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).
39. Тема: «Защитим себя от солнца»
Задачи: Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами; реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.
Подготовительная к школе группа
Сентябрь:
1. Тема: «Могут ли жить растения без корней?»
Задачи: Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды).
2. Тема: «Парашют – зонтик»
Задачи: Совершенствовать умения работать с бумагой, доводить работу до конца, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.
3. Тема: «Дом будущего»
Задачи: Самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, проявлять стремление к преобразованию.
4. Тема: «Передай секрет»
Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
Октябрь:
5. Тема: «Много – мало»
Задачи: Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.
6. Тема: «Земля – магнит»
Задачи: Выявить действия магнитных сил Земли.
7. Тема: «Почему комар пищит, а шмель жужжит»
Задачи: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).
8. Тема: «Магнитный театр»
Задачи: Проявлять творчество, совершенствовать умение работать с бумагой и ножницами, самостоятельно определять последовательность работы.
Ноябрь:
9. Тема: «Почему меньше?
Задачи: Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.
10. Тема: «Волшебный круг» (1)
Задачи: Показать, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени.
11. Тема: «Как увидеть «молнию»?
Задачи: Выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.
12. Тема: «Мы пишем книгу»
Задачи: Совершенствовать графические умения, участвовать в коллективном создании книги, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат.
Декабрь:
13. Тема: «Куда тянутся корни?»
Задачи: Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
14. Тема: «Волшебный круг» (2)
Задачи: Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра.
15. Тема: «Как увидеть притяжение?»
Задачи: Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.
16. Тема: «Как видят летучие мыши?»
Задачи: Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.
Январь:
17. Тема: «Заплесневелый хлеб»
Задачи: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
18. Тема: «Замерзание жидкостей»
Задачи: Познакомить с различными жидкостями, Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
19. Тема: «Почему легче?»
Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
20. Тема: «Покорение космоса»
Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, самостоятельно определять алгоритм деятельности, совершенствовать умения работать с различными материалами, проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.
Февраль:
21. Тема: «Присоски»
Задачи: Выявить особенности образа жизни простейших морских организмов (актиний).
22. Тема: «Изменение объема жидкости»
Задачи: Выявить изменение объема жидкости при замерзании.
23. Тема: «Звуки в воде»
Задачи: Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
24. Тема: «Ледяной дом (Север)»
Задачи: Совершенствовать умения работать со снегом, используя необходимые инструменты; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять активное стремление преобразовывать объект.
Март:
25. Тема: «Спичечный телефон»
Задачи: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.
26. Тема: «Как не обжечься?» (1)
Задачи: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).
27. Тема: «Мир ткани»
Задачи: Называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
28. Тема: «Жилище человека в древности»
Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, уметь реализовать возможности преобразования, доводить работу до логического конца; проявлять творческий потенциал в ходе преобразования.
Апрель:
29. Тема: «Реактивный шарик»
Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
30. Тема: «Передача солнечного «зайчика»
Задачи: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
31. Тема: «Как не обжечься» (2)
Задачи: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).
32. Тема: «Лодка»
Задачи: Совершенствовать умение работать с бумагой, ножницами; проявлять творчество; самостоятельно определять алгоритм деятельности.
Май:
33. Тема: «Вертушка»
Задачи: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
34. Тема: «Разведчики»
Задачи: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
35. Тема: «Далеко - близко»
Задачи: Познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
36. Тема: «Часы»
Задачи: Использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер, проявлять творческий потенциал в ходе выполнения работы.