Ирина Русанова
Перспективный план кружка «Говорим правильно»
Перспективный план кружка
«Говорим правильно»
Пояснительная записка
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном. детстве.
Публикация «Перспективный план кружка „Говорим правильно“» размещена в разделах
На протяжении учебного года мной проводится кружковая работа «Говорим правильно» в средней группе «Бабочки» один раз в неделю во второй половине дня по 20 минут. Она используется как дополнительная к образовательному процессу по речевому развитию детей в возрасте от 4 до 5 лет. Занятия проводятся со всей группой детей в игровой форме, так как основным видом деятельности детей данного возраста является игра. Каждое занятие включает в себя пальчиковые игры, игры на развитие общей моторики (стихи с движениями, артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие слуха, звукоподражания, игры с использованием ритма, чистоговорки и дыхательная гимнастика.
Говоря отдельно о каждом виде упражнений нужно отметить, что пальчиковые игры развивают память, воображение и фантазию, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность, ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять, кисти рук и пальцев детей приобретают силу и гибкость, например:
Поочерёдно разжимаем и сжимаем пальчики рук, приговаривая:
Мы фонарики зажгли,
А потом играть пошли,
Пусть фонарики мигают,
И играть нам не мешают.
артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, помогающих улудшить подвижность органов артикуляции ребёнка, подготавливая его речевой аппарат к правильному произношению звуков, например:
Бегемот разинул рот
Кушать просит бегемот.
Открываем рот пошире, держим его в таком положении 5 секунд, потом закрываем. Повторяем 3 раза.
восприятие на слух различных звуков помогает развивать физический слух ребёнка;
Детям показывается картинка, на которой изображены, например:
«кран с льющейся водой» и «колокольчик».
Затем они слышат звук и должны указать его источник.
Далее по аналогиии: «барабан» и «лягушка»; «машина» и «молоток».
рифмовки также очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико- грамматические конструкции, развивают память и связную речь. Весёлые рифмовки не сложны для детского восприятия, ребятам предлагается дополнить последнее слово в двустишии, например:
Положи в корзинку
Ягодку….(малинку);
На первых занятиях дополняется это упражнение наглядным материалом, показывается картинка с изображением ягоды для данного примера, далее можно усложнять и угадывать, рифмовать без наглядности.
чистоговорки расширяют словарный запас, развивают чувство ритма, например:
Ба-ба-ба – у верблюда два горба
Бу-бу-бу – птицы сели на трубу
Бы-бы-бы – в лесу грибы
стихи с движениями развивают общую моторику ребёнка, например:
Ах, ты, совушка-сова (погрозили пальчиком)
Ты большая голова! (показываем руками, какая большая)
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела, (повертели головой)
Во траву свалилась,
В яму покатилась! (качаем головой, взявшись за неё руками)
звукоподражательные упражнения способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, дают возможность совершенствовать звукопроизношение малыша, и самое главное – доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного общения, например:
Воет волк «у-у-у» Змея шипит «ш-ш-ш» Жук жужжит «ж-ж-ж»
Тихо! (палец у рта) «тс-с-с» Комар пищит «з-з-з»
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, состоящий из вдохов и выдохов определенной длительности, скорости и интенсивности, перемежающийся задержками дыхания. Занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию у детей правильного речевого дыхания, необходимого для успешного формирования речевого аппарата ребёнка. Например: «Дерево на ветру» ИП: сидя на полу, скрестив ноги ( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Подводя итог нужно отметить, что данный комплекс упражнений помогает стимулировать те отделы мозга ребенка, которые отвечают за речь.
О результатах проделанной работы можно судить по мониторингу освоения образовательного процесса, который на конец года показал повышение уровня речевого развития детей.
Цель: развитие речи детей среднего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений
Задачи:
1. Развитие общей, мелкой моторики пальцев, кистей рук;
2. Улудшить подвижность органов артикуляции ребёнка, способствовать развитию правильного речевого дыхания;
3. Развитие физического и фонематического слуха ребёнка, памяти, внимания и связной речи;
4. Расширение словарного запаса детей.
Методы и приёмы, используемые на занятиях кружка :
• словесный (рассказ педагога, приём – объяснение;
• наглядный (наблюдение, приём - показ образца;
• практический (упражнение подражательно-исполнительского характера);
• игровой (дидактическая игра, приём – создание игровой ситуации.
Материалы и оборудование:
• дидактические картинки;
• аудиозапись различных звуков (для указания источника звука на картинке).
Ожидаемый результат: улудшение речевого уровня развития детей среднего дошкольного возраста.