Титова Мария
Первые шаги на лыжах
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в это время закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, Формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Одной из задач коллектива нашего дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, улучшение состояния здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников в условиях Севера.
Существенное влияние на показатели здоровья дошкольников играют климатические условия нашего региона.
Публикация «Первые шаги на лыжах» размещена в разделах
Снежный покров в нашем городе ложится на землю с середины октября и держится до начала апреля, и вследствие этого, двигательная активность людей в этот период снижается. Ни для кого не секрет, что для физического развития и укрепления организма необходимо как можно больше активного времени проводить на свежем воздухе. И зима – не исключение из этого правила. Организация прогулок, различных физических упражнений и подвижных игр на воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, помогает укреплению воли, смелости, самостоятельности и развитию двигательных навыков и умений. А чтобы прохладная погода шла на пользу и не мешала получать удовольствие, деятельность должна быть правильно организована и интересна.
Мы понимаем, что особенности нашего климата можно использовать в большей степени для укрепления и сохранения здоровья.
Ходьба на лыжах – очень удачная форма приобщения детей к спорту и здоровому образу жизни. Рассматривая передвижение на лыжах, как комплекс двигательных действий ряд ученых утверждают, что при обучении передвижению на лыжах у человека происходит активное формирование функций равновесия, координационных способностей. Передвижения на лыжах формируют двигательные навыки и умения. Повышают сопротивляемость организма человека к воздействию внешней среды.
Ходьба на лыжах оказывает влияние на физическое развитие ребенка в целом и закаляет его. В процессе занятий усиливается функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких, развивают общую выносливость. Обучение ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование осанки и стопы ребенка. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересечённой местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
ередвижение на лыжах не происходит в стандартных условиях, где достаточным является владение несколькими видами движений, а происходит в условиях постоянно меняющегося рельефа местности, качества снежного покрытия, изменений метеорологических условий, что требует овладения различными способами передвижения на лыжах, имеющих определенную специфичность. Параллельно дети учатся взаимодействовать с природой и приспосабливаться к условиям зимы.
Обучение передвижению на лыжах детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах таких отечественных авторов как Безруких М. М., Голощекина М. П, Кенеман А. В, Осокиной Т. И., Степаненковой Э. Я, Хухлаевой Д. В. и др.
Занятия лыжным спортом являются важным средством физического воспитания и спорта, и занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Лыжные гонки или передвижение на лыжах, с одной стороны, выступают как фактор активного отдыха и повышения общей работоспособности, способствующей улучшению состояния здоровья. С другой стороны, как фактор развития функциональных возможностей и уровня физических качеств, расширения диапазона двигательных навыков и умений и повышения устойчивости организма человека к психическому стрессу и умственному перенапряжению.
За последнее десятилетие наука о спорте (в том числе теория и методика лыжного спорта) развивается быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время её роль существенно изменилась. Спортивные соревнования в настоящее время – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения.
В большинстве районов нашей страны, в частности в нашем городе, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.
Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, улучшают общее и эмоциональное состояние организма.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди всех слоёв населения.
И. М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности сводится окончательно лишь к одному явлению - мышечному движению. Совокупность движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни и приобщении к здоровому образу жизни».
В ДОУ в течение нескольких лет накоплен определенный опыт по организации двигательной активности детей в зимний период: постройка снежных городков и лабиринтов, туристические походы за пределы города, подвижные игры на площадке с использованием элементов хоккея и футбола, лыжные забеги, санные гонки, спортивные праздники, соревнования и т. д.
Данные мероприятия дают детям возможность выбрать полюбившийся вид спорта, реализовать в нем свои способности, показать ловкость, силу, быстроту. Спортивные праздники способствуют не только физическому развитию детей, но и их нравственному воспитанию, умению корректно вести себя с соперником, сопереживать за товарищей по команде, радоваться и огорчаться за удачи и промахи, формируют положительные эмоции, объединяют взрослых и детей общими целями. Взаимоотношения детей и воспитателей становятся более близкими, теплыми, дружескими. Во время соревнований дети знакомятся с воспитателями и детьми других групп, соседних детских садов, а у родителей появляется заинтересованность и гордость за своих детей – это способствует более успешной социализации ребенка.
Детский спорт – особый вид творчества. Стоит один раз увидеть радость на лице ребенка, удовлетворение воспитателей от полученных результатов, благодарность родителей, чтобы эти праздники стали традицией. А мы педагоги понимаем, что это не только эмоциональный восторг, но и один из способов укрепления здоровья и закаливания детского организма.
Кроме того, занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинно-следственные связи между явлениями, что, в свою очередь, влияет на развитие мышления и речи (умение объяснить и сформулировать свои представления).
Но современное экологическое состояние внешней среды, увеличение количества детей, поступающих в детский сад со 2 и 3 группой здоровья, ведёт к снижению адаптационных способностей организма ребенка дошкольного возраста и иммунитета к простудным заболеваниям. Педагоги нашего детского сада видят эту проблему и ищут пути её разрешения. Особый акцент мы делаем на многофакторном анализе внешних воздействий (климатические условия, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Многолетние наблюдения и сравнительный анализ показателей физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в ДОУ, показал что:
• Программа «Детство» В. Логиновой, по которой работает наш детский сад, недостаточно учитывает климатические условия нашего региона, где продолжительность зимнего периода более 6 месяцев, а толщина снежного покрова позволяет организовывать обучение детей ходьбе на лыжах в течение всего этого периода.
• Несмотря на то, что вопрос обучения передвижению на лыжах является достаточно изученным, а проблема обучения передвижению на лыжах детей дошкольного возраста, как в отечественной, так и зарубежной практике требует детальной доработки, как с теоретической, так и с практической стороны.
• Недостаточно разработана система физкультурных занятий по обучению детей ходьбе на лыжах.
• Имеющаяся в ДОУ материально-техническая база не отвечает современным требованиям к организации физкультурных занятий на открытом воздухе (недостаточное количество лыж, ремешковое крепление на лыжах, деревянные палки и т. д.).
Поэтому наш коллектив в настоящее время работает над:
• поиском возможных вариантов использования климатических условий для наиболее полного развития и оздоровления детей в зимний период.
• выбором наиболее эффективных форм и методов сохранения и укрепления здоровья и развития физической культуры у детей.
• поиском оптимальных вариантов взаимодействия с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей.
• активизацией внешних связей МДОУ.
Таким образом, возникла идея создания проекта.
Теоретическая значимость проекта «Юные лыжники» или «Здоровый ребенок есть самое драгоценное произведение природы» заключается в систематизации и конкретизации перечня задач обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста, привлечение к лыжному спорту, активизации неорганизованных детей микрорайона, вовлечение родителей в занятия спортом.
Разработанный перспективный план занятий обучения ходьбе на лыжах позволяет с большей эффективностью формировать и совершенствовать различные способы передвижения на лыжах, навыки скользящего шага, навыки спусков и подъемов на склоны разной крутизны, повороты на месте и в движении.
Совершенствование основных видов движений с помощью ходьбы на лыжах у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно при условии:
- систематических занятий на лыжах.
- наличии качественного инвентаря, оборудования и площадки.
- общей заинтересованности (педагоги, родители, дети).
Основная цель:
Максимально использовать климатические условия, природное окружение для сохранения и укрепления здоровья детей.