Ирина Карабчукова
Первые шаги в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом.
В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по инклюзии детей старшего дошкольного возраста.
Речь идет о целях и задачах, которые решают педагоги, принимая детей с особыми образовательными потребностями в стенах дошкольного учреждения. Для эффективной работы по данной теме в ДОУ разработана система комплексного взаимодействия специалистов, инновационный проект
Публикация «Первые шаги в инклюзивном образовании» размещена в разделах
«Комиссурики»
.
Автор подробно останавливается на диагностическом инструментарии, используемом специалистами при обследовании детей. В основе проекта лежат такие виды деятельности, как коррекционно-развивающие индивидуальные занятия, следующие приемы и методы: психогимнатика, кинезиологические упражнения (система, разработанная А. Л. Сиротюк).
«Дорога в тысячу ли начинается с первого шага»
Китайская мудрость
Российская «Лекотека»возникла 10 лет назад и получила свое развитие в Москве. В 2001 году проект «Российская «Лекотека»», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». Модель «Российская «Лекотека»» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.
В нашем ДОУ «Лекотека» была организована сравнительно недавно. Причиной ее открытия послужил ряд факторов: социальных – запрос родителей, нехватка мест в специализированные дошкольные учреждения; медицинских –показания состояния здоровья детей, психолого –педагогических. Основная форма работы с ребенком и родителями в нашей «Лекотеке» - индивидуальная: консультации, тренинги, беседы.
В работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, мы решаем следующие задачи:
1. Достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с тяжелыми нарушениями речи – три ребенка, неврозами и логоневрозами- три ребенка, ЗПР – два ребенка, умеренно выраженной энцефалопатией –два ребенка, тугоухостью – один ребенок.
2. Оказание благотворного влияния на развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие у них игровой, продуктивной и познавательной деятельности.
3. Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в подборе адекватных средств общения с ребенком.
Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально - образовательным маршрутом ребенка, разрабатываемым специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.
Участниками образовательного процесса в «Лекотеке» являются дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра. Для эффективности работы «Лекотеки» нами разработана комплексная система взаимодействия специалистов. Специалистами реализуется инновационный проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ «Комиссурики».
Особое место в реализации проекта «Комиссурики» отводится психогимнастике. Подобран специальный комплекс соответствующих упражнений, игр, этюдов на развитие эмоционально-личностной сферы, психомышечную тренировку, на реакции напряжения и расслабления. Методика разучивания упражнений психогимнастики проста: от простого к сложному. Задания обязательно чередуются в плане напряжения и расслабления мышц и эмоций. Во время разучивания и выполнения обязательно привлекаются родители. Комплексное диагностическое обследование включает в себя следующие разделы: показатели динамики формирования физических качеств; показатели динамики сформированности мелкомоторных движений, куда входят такие критерии, как - собирание матрешки, застегивание и расстегивание пуговиц, копирование прямых, изогнутых, замкнутых линий, и более высокий уровень – дифференциация правой и левой руки, срисовывание фигур, вырезывание по контуру. Педагог-психолог определяет степень эмоционального комфорта и безопасности каждого ребенка, уровень психического развития. Этот показатель анализируется на основании проведенной психологом углубленной оценки психического развития ребенка по таким сферам, как – регуляторной, когнитивной, аффективно-эмоциональной. При этом каждая из сфер, помимо углубленного содержательного анализа, непосредственно входящего в функционал деятельности психолога в данном аспекте, оценивается по уровню соответствия возрастным показателям, выраженному в баллах от 0 (оценить показатель развития не представляется возможным) до 3 (соответствует возрастным показателям). Оценка речевого и коммуникативного развития ребенка проводится логопедом как, естественно, основным специалистом по следующим показателям: фонетико-фонематическая сторона речи, лексико-семантическая сторона речи, грамматическая сторона речи, связная речь, средства коммуникации.
Составляется индивидуальное планирование коррекционно-развивающей работы с ребенком, на основании диагностики специалистов. Индивидуальный образовательный маршрут заполняется специалистами, работающими с каждым ребенком, утверждается на заседаниях ПМПк ДОУ раз в два месяца. Каждые два месяца оценивается динамика развития детей. Полученные результаты служат основанием для коррекции индивидуальных образовательных маршрутов.
Лекотека реализует психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В психолого-педагогическое сопровождение входят такие направления работы, как:
- психолого-педагогическое изучение особенностей развития ребенка с целью определения его возможностей и способностей;
- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры;
- воспитание, развитие и обучение ребенка по специально для него разработанной программе;
- подбор индивидуальных техник при формировании у ребенка средств коммуникации, игровой и познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности;
- оказание психологической помощи семье, гармонизация детско-родительских отношений;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с ребенком и методам общения с ним;
- поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
Дети посещают лекотеку по индивидуальным графикам. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком до 30 минут. Время активной фазы занятия рассчитывается по нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 и в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Структура индивидуального занятия состоит из активной фазы (коррекция, обучение, общения с ребенком и специальных упражнений, способствующих активизации интеллектуальной деятельности ребенка или снятию психоэмоционального и физического напряжения.
Общая продолжительность занятий составляет от 1 часа до 2 часов в день в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья и сложности нарушения развития. Работу с ребёнком или группой могут проводить одновременно два разных специалиста.
Как правило, занятия проводятся при непосредственном участии в них родителей ребенка. На занятиях они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребенком. В некоторых случаях, например, когда при решении педагогической задачи от ребенка требуется проявление самостоятельности, отдельные занятия могут проводиться без присутствия родителей.
Ежегодно в нашу лекотеку может быть зачислено 12 детей в возрасте от 2,5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Дети зачисляются на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с согласия родителей (законных представителей) ребенка, сроком на один год.
В конце года проводится итоговое заседание ПМПК, на основании решения которой может быть продлен срок пребывания ребенка в лекотеке или выбран иной образовательный маршрут.
Для решения задачи постоянного мониторинга эффективности создания инклюзивной среды образовательного учреждения предполагается оценивать состояния инклюзивных процессов с точки зрения выделяемых критериев эффективности четыре раза в год: в конце сентября –начале октября (после начального периода адаптации, в конце декабря (перед зимними каникулами); в феврале-марте учебного года и в конце учебного года (в апреле-мае).
Таким образом, мы поставили перед собой дополнительную, но очень важную задачу – включение ребенка с ОВЗ и его родителей в образовательный процесс, включение ребенка в социальную среду образовательного учреждения, что подразумевает улучшение качества жизни детей с ОВЗ.
Фрагменты занятий :психологические этюды, психогимнастика.