Наумова Ольга Николаевна
План-конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы «Сызрань — крупный железнодорожный узел Европы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сызрань – крупный железнодорожный узел Европы»
разработала воспитатель СП «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань» Наумова О. Н.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное
развитие - формировать представления детей о станции Сызрань 1, как о крупнейшем железнодорожном узле Европы.
Публикация «План-конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы „Сызрань — крупный железнодорожный узел Европы“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Сызрань, мой город
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
- знакомить детей со зданием вокзала, его основными архитектурными элементами, внутренним устройством;
- формировать представления об особенностях работы служащих вокзала;
- дать представление о пассажирском поезде, пожарном и грузовых поездах, их предназначении и задачах;
-создать условия для приобретения опыта работы с план – картой, план – схемой
Социально – коммуникативное развитие - развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками в продуктивной и игровой деятельности;
- создать условия для усвоения норм и ценностей, правил поведения принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Речевое развитие - развивать умение вести диалог и слышать собеседника;
- пополнить словарь детей словами: станция, железнодорожный состав, путь, перрон, тепловоз, состав поезда, цистерны (пожарная, цистерна с бензином, горючим, пожарные вагоны, вагоны с пассажирами, вагоны с гравием;
- развивать связную, эмоционально выразительную речь.
Художественно – эстетическое
развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Физическое
развитие - формировать правильную осанку, умение двигаться в соответствии с текстом физкультминутки;
- развивать мелкую моторику руки.
Методы и приемы:
Наглядные: показ иллюстраций, способа действий во время исполнения физкультминутки, демонстрация сызранского железнодорожного вокзала. Использование компьютерной презентации и ТСО.
Словесные: рассказ воспитателя, проблемно-поисковые вопросы; диалог; ответы на вопросы по теме; чтение стихотворений.
Практические: показ, объяснение, погружение в игровую ситуацию, конструирование.
Игровые: дидактическая игра «Составитель поездов»
Материалы и оборудование
Оборудование для педагога: мольберт, плакат о правилах поведения на железнодорожном транспорте, дидактическая игра «Составители поездов», подборка музыкального воспроизведения, магнитофон, видеопроектор.
Оборудование для детей: карандаши, листы бумаги, конструктор разного размера, лего,
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Просмотр презентации «Железнодорожный вокзал города Сызрани»
Цель: Закрепить знания детей о вокзале родного города, о пассажирском поезде, пожарном и грузовых поездах, их предназначении и задачах, развивать интерес к профессиям железнодорожников
Игровая Дидактическая игра «Составители поездов»
Цель: закрепить знания детей о назначении поездов, закрепить в активном словаре такие названия как «тепловоз, состав поезда, цистерны (пожарная, цистерна с бензином, горючим, пожарные вагоны, вагоны с пассажирами, вагоны с гравием».
Коммуникативная Рассказ воспитателя «Сызрань железнодорожная»
Цель: продолжать формирование представлений детей о людях, обслуживающих железную дорогу, развивать кругозор, любознательность, формировать умения анализировать, делать выводы, формировать познавательный интерес к истории своего города и воспитывать чувства глубокого уважения к людям труда и их профессиям
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения Л. Л. Акимова «Убедимся лишний раз»
Цель: познакомить детей с произведением, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя.
Изобразительная Рисование «Сызранский паровоз»
Цель: формирование самостоятельной, творческой деятельности детей, продолжать знакомить дошкольников с железнодорожным транспортом (паровозом, его предназначением)
Музыкальная
Слушание песни «Паровоз Букашка» А. Морозова
Цель: развивать музыкальную восприимчивость детей
Исполнение песни Шаинского «Голубой вагон»
Цель: прививать интерес к музыке
Двигательная Физкультминутка «От перрона».
Цель: развивать двигательную активность, эмоциональность, выразительность движений, творческие проявления.
Продуктивная Конструирование «Вокзал родного города»
Цель: совершенствовать у детей навыки конструирования, развивать мелкую моторику рук.
Информационная карта образовательной деятельности
Этапы Задачи
(с обозначением образовательной области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1.
Мотивационный Введение в игровую ситуацию.
Звучит песня «Паровоз Букашка» А. Морозова
Воспитатель с детьми приветствуют друг друга.
- Встанем рядышком, по кругу.
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
- Дети, вы хотите путешествовать? (хотим)
- Ребята, сегодня я приглашаю Вас отправиться на необыкновенную видео экскурсию. Вы согласны?
- А куда, догадайтесь сами. Там ходят поезда, там есть здание, где пассажиры приобретают билеты и дожидаются своего поезда. Что же это? (это – железнодорожный вокзал)
- Он является важнейшим узлом Российской Федерации.
Использование ИКТ.
Показ презентации «Сызрань железнодорожная»
Слайд 1
- Вот мы и пришли на наш замечательный, красивый железнодорожный вокзал, перед вокзалом, обратите внимание на площадь.
- Площадь у вокзала называется - привокзальная площадь.
- Что находится на привокзальной площади? (обобщает, что это место, для отдыха горожан).
2-3 слайд
- Ребята, посмотрите на здание вокзала.
- Здание вокзала – главное на железной дороге.
- Давайте обойдём его со всех сторон (обращаю внимание на железнодорожный мост для пешеходов, пассажирский и товарный поезд (обсуждаем).
4 слайд
- Ребята, посмотрите, эта асфальтированная площадка рядом с вокзалом, к которой приходят поезда, называется – перрон.
- Какой он? (Длинный, широкий, освещен фонарями)
- Верно! На перроне пассажиры ожидают пригородные поезда и поезда дальнего следования.
5 слайд
- А сейчас проходим в зал ожидания. Обратите, пожалуйста, внимание на высокие потолки, большие светлые окна, широкие проходы, удобные сидения для пассажиров.
- Как вы думаете, почему его называют зал ожидания? (люди ожидают здесь поезд). Здесь так же расположен стенд расписания отправления и прибытия поездов, на расписании можно увидеть станции отправления и прибытия, номер поезда, число и время отправления, и номер пути, где стоит поезд. Мы с вами осмотрели зал ожидания вокзала.
6-7-8-9-10 слайды
- Ребята, какие поезда можно встретить на железнодорожном вокзале? (пассажирские, грузовые, пожарные)
- Как вы думаете, поезда все одинаковые или нет? (Нет). Правильно, все поезда отличаются друг от друга. Одни везут людей, другие – грузы, пожарные, ремонтные
- Какие поезда везут людей? (пассажирские)
- Ребята, кто из вас ездил на пассажирском поезде? (Ответы детей)
- Куда вы ездили на поезде? (к бабушке, на море, на юг, в Москву, на елку).
- Что можно делать в поезде? (сидеть, лежать, спать, кушать, играть, смотреть в окно).
- А сейчас давайте посмотрим, что находится внутри вагона (слайд № 11, 12, 13).
- А что еще может перевозить поезд? (различные грузы).
- Как называется поезд, который перевозит грузы? (грузовой). Грузовой поезд перевозит разнообразные грузы, поэтому и вагоны у него различные. ( Рассматривание вагонов грузового поезда и называние их: закрытый вагон, открытый вагон, цистерна, вагон-платформа) (слайд № 14, 15, 16, 17).
- Так чем же отличается пассажирский поезд от грузового? (пассажирский поезд везет людей, в нем можно сидеть, спать, есть проводница; а грузовой – различные грузы, он состоит из разных вагонов)
- Чем похожи грузовой и пассажирский поезд? (В составе много вагонов, главный вагон – локомотив, управляет поездом – машинист, поезда едут по рельсам).
Дети образуют круг и улыбаются друг другу
Дети рассаживаются на стульчики, отвечают на вопросы Повышена мотивация к содержанию НОД, умеют выражать свои эмоции.
2
деятельностный Познавательное развитие: закрепить знания детей о назначении поездов, закрепить в активном словаре такие названия как «тепловоз, состав поезда, цистерны (пожарная, цистерна с бензином, горючим, пожарные вагоны, вагоны с пассажирами, вагоны с гравием». - А сейчас я прошу вас пройти к столам и поиграть в игру «Составители поездов»
- Перед вами лежат четыре тепловоза, к которым прицеплено всего по 1 вагону.
- "Ребята, давайте поможем составителям оформить составы поездов. Для этого вам нужно внимательно посмотреть на тепловоз и прицепить свой вагон к нужному составу.
- А теперь, ребята, чтобы наши поезда отправились в путь, их нужно просто назвать.
- Маша, отправляй первый поезд! (Внимание! Внимание! С первого пути отправляется пассажирский поезд. Будьте осторожны)
- Женя, отправляй второй состав! (Внимание! Внимание! Со второго пути отправляется грузовой поезд. Будьте осторожны)
- Арина, отправляй третий состав! (С третьего пути отправляется пожарный поезд. Будьте осторожны)
Дети подходят к столам, по очереди прицепят свой вагон к нужному составу, отвечают на вопросы Закреплено представление о железнодорожном составе, пассажирском, грузовом и пожарном поездах.
Художественно-эстетическое развитие: формирование самостоятельной, творческой деятельности детей
- Молодца, ребята! Ну вот мы с вами и закрепили знания о составе поезда.
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать наш «Сызранский паровоз» (дети садятся за столы, берут карандаши, рисуют) Звучит спокойная музыка, дети рисуют. Дать возможность детям для самостоятельной, творческой деятельности
Физическое развитие:
закрепить умение выполнять движение по текст физминутки - Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку «От перрона»
Воспитатель проводит физкультминутку
Дети слушают текст и повторяют движения.
От перрона, от перрона (руки согнуты в локтях, ритмичные шаги на месте,
Отправляются вагоны (два шага вперед - назад)
Раз, два! (Вперед шаги на месте, назад)
А потом наоборот (топаем на месте)
И по рельсам он помчался
Набирая полный ход: «У-у-у!» (движение вперед топающим шагом, ускоряя темп)
Дети закрепляют умение выполнять спортивные движения
Слушают текст и соотносят свои действия с заданным в тексте ритмом
Познавательное развитие: закреплять вежливое, культурное поведение на железнодорожном транспорте
Речевое развитие: расширять умения детей строить предложения, выражающие правила поведения на железнодорожном транспорте - Сейчас я предлагаю вам посмотреть на плакат и вспомнить правила поведения на железнодорожном транспорте. (Дети рассматривают плакат с опасными ситуациями на железной дороге, высказывают свои мысли).
(Воспитатель подводит итог, отмечает, что дети хорошо запомнили правила безопасного поведения на железной дороге.)
(Воспитатель подводит итог и проговаривает детям стихотворение Л. Л. Акимова) :
Убедимся лишний раз:
Безопасность на дороге -
Это главное для нас!
Железная дорога - не место для игры.
Вы правило усвоили как себя вести.
Правила запомнил - В тайне не держи,
Всем друзьям, знакомым,
Знаешь - расскажи!
Дети проговаривают:
- Нельзя бегать, кричать, приставать к другим пассажирам в вагоне.
- Кушать в вагоне нужно аккуратно, не сорить, после еды собрать весь мусор.
- Нельзя ничего выбрасывать в окно.
- Бросать мусор нужно в мусорные ящики.
- Нельзя высовываться в окно во время движения поезда.
- Нельзя ходить по путям.
- Нельзя оставлять свои вещи на путях и играть около железной дороги.
- Нельзя лазить под вагонами.
- Детям нужно всегда держаться за руку взрослого.
- Переходить железную дорогу нужно по мосту.
Закреплены знания о вежливом поведении на железнодорожном транспорте.
Закреплены умения детей строить предложения, выражающие правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.
Социально-коммуникативное развитие: формировать умение общаться в группе, работать в паре, договариваться, общаться, помогать друг другу.
Художественно-эстетическое развитие:
развивать умение осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования, развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. - Мы готовы к работе, я предлагаю разбиться на три группы, в группах нужно будет обсудить, какой железнодорожный вокзал вы хотели бы построить, распределить, кто, что будет строить и выбрать 1 человека, который нам потом расскажет о вашем железнодорожном вокзале.
(Слайд с изображением железнодорожного вокзала Сызрань-1).
- Перед вами конструктор различного вида (указывает на деревянный, металлический, пластмассовый конструктор разного размера и мелкий Лего).
Фантазируйте и создавайте свой красивый вокзал.
- Кто с кем хочет работать?
Советуйтесь и помогайте друг другу.
В ходе деятельности воспитатель напоминает способы и приёмы конструирования, оказывает индивидуальную помощь.
Дети делятся на группы и выбирают конструктор, необходимый для работы. Начинают работать с конструктором, каждый берет себе столько, сколько нужно и работают под четверостишие, который читает ребенок:
Расскажу вам про вокзал: там большой красивый зал!
Там часы висят у входа и полным-полно народа!
Все торопятся, бегут, вещи разные несут.
И садятся в поезда, чтоб уехать кто куда! Созданы условия для конструирования.
Закреплено умение осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (исходя из формы и назначения предмета); развита мелкая моторика рук, умение договариваться с товарищами, работать в паре, в коллективе, принимать помощь товарищей и приходить на помощь в случае необходимости.
Социально-коммуникативное развитие: продолжать закреплять развитие интеллекта, отзывчивости, навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. - Вот ребята мы и построили наш железнодорожный вокзал, через который проезжают очень много различный поездов, очень красивые у всех получились постройки, загляденье! Мы поставим их в группе в наш железнодорожный музей «На колесах с ветерком».
- Ребята! На этом наша экскурсия на крупный железнодорожный узел заканчивается. Давайте вспомним, что мы узнали нового (ответы детей).
- Вам понравилось? (Да)
- Спасибо! Молодцы!
Говорит заключительные слова:
- Железные дороги – артерии страны!
Понятно очень многим - то, как они важны! Все дети отвечают на вопросы о своих впечатлениях по очереди.
Ребенок читает стихотворение М. Китц:
По просторам дороги железной
Поезда словно птицы летят,
Обдавая всех ветром и дымом
И гудком нам сигналят: «Виват!» закреплено представление детей о г. Сызрани, как крупном железнодорожном узле Европы.
3 заключительный
- Мы сегодня узнали много нового о железной дороге нашего родного города Сызрань! После такой интересной экскурсии хочется спеть замечательную песню «Голубой вагон», музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Давайте исполним её.
Дети поют песню
«Голубой вагон»