Приложение МААМ

План работы экологического кружка «Ручеек» для детей старшей и подготовительной групп

Надежда Лебедева
План работы экологического кружка «Ручеек» для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы

Старшая группа

Сентябрь

1.Тема:«Здравствуй, осень!».

Задачи: Расширять и углублять знания об осенних изменениях в живой и неживой природе.

Формировать представления о взаимосвязи природных явлений с растительным и животным миром.

Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Содержание:Чтение «Осень-художница»; Отгадывание загадок.

Игра «Кто больше назовет»; Рассматривание иллюстраций

Октябрь

1. Тема:«Жизнь растений осенью».

Публикация «План работы экологического кружка „Ручеек“ для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах

Задачи: Расширять и систематизировать знания об изменениях в жизни растений осенью.

Продолжать знакомить с деревьями, кустарниками и травой, уточнить их название.

Содержание:Беседа, д/и «Четвертый лишний», «Назови деревья, кустарники, травы».

2.Тема:«Доброе, хорошее солнце».

Содержание:Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»; Игровое упр. «Желтая песенка».

Ноябрь

1. Тема:«Жизнь животных осенью».

Задачи: Углублять и систематизировать знания о жизни домашних и диких животных.

Формировать знания о приспособлении животных к разным природным явлениям.

Содержание:Беседа, отгадывание загадок, упражнение с таблицей: «Дикие – домашние животные».

Составление рассказа-загадки о любимом или понравившемся лесном звере.

Д/и «Зверье мое».

2. Тема:«Что нам осень подарила?». Аппликация: «Овощи».

Задачи:Продолжать учить намечать простым карандашом контур предмета.

Знакомить с техникой изготовления фрески (равномерно наносить жидкий клей на всю поверхность и сыпать пшено) .

Развивать внимание, восприятие, мышление.

Содержание:Беседа по теме, загадывание загадок.

Д/и «Найди половинку», «Опиши – мы отгадаем».

Игровая обучающая ситуация: дети собрали овощи и поели, не помыв их.

Декабрь

1. Тема: Рисование: «Зимняя береза».

Задачи:Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Береза: летом стоит с листьями, а зимой без них.

Учить рисовать дерево, передавая строение, расположение веток. Содержание: Чтение экологической сказки «Березка».

Рассматривание иллюстраций.

Загадывание загадок. Игра – хоровод «Во поле береза стояла».

Д/и «Кому нужны деревья».

2. Тема:Аппликация: «Снеговик».

Задачи: Учить обрывать бумагу, точно повторяя форму круга.

Составлять из трех заготовленных обрывных кругов задуманный образ.

Развивать воображение.

Закреплять знания о зимних развлечениях.

Содержание:Чтение В. Сутеева «Ёлка», беседа по теме.

Д/и «Хорошо – плохо»

Январь

1.Тема: Мороз, снег, лед.

Задачи: Расширять знания о неживой природе.

Задачи: Закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .

Учить делать логические выводы.

Содержание:Беседа, игра «Приметы зимы».

Игра-имитация снежных явлений: ветер, падают снежинки метель…

2.Тема: «Веселые кляксы».

Задачи: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов.

Содержание: Игровое упражнение «На что похоже», «Посмотри и дорисуй».

Февраль

1. Тема: «Снежный хоровод».

Задачи: Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира

Учить видеть положительные и отрицательные стороны данного явления.

Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т. д.

Содержание: Беседа, игра «Снежки»;

Игровое упражнение «Белый снег».

2.Тема: Мороз – удивительный художник.

Задачи: Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Содержание: Беседа; игровое упражнение «Белый пух»

Март

1.Тема: Животные жарких стран. «Черепашка».

Задачи: Расширять знания о животных жарких стран: особенности внешнего вида (климатические условия, повадки.

Учить сочетать в поделке природный материал (каштан или орех от персика, скорлупу от фисташек) с пластилином; наносить пластилин на округлый предмет, придавая образу выразительность.

Содержание: Загадывание загадок; рассматривание иллюстраций;

Чтение Р. Десноса «Черепашка», продуктивная деятельность

2.Тема: «Пернатые гости».

Задачи: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Содержание: Наблюдение за птицами детского сада.

Инсценировка песни «Кукушечка».

П/и «Перелет птиц», Коршун и наседка».

Игра «Я загадаю, вы отгадайте», с использованием схемы-модели «Птицы»

Апрель

1.Тема: «Цветок в горшке».

Задачи: Учить сочетать в поделке несколько видов материала

Закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приемы. Рассматривание комнатных цветов.

Содержание:Работа с моделями «Растения».

Игра «Что необходимо растению для роста и развития?»

2.Тема:Цветущие деревья. «Черемуха».

Задачи: Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев.

Познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток.

Познакомить с техникой рисования тычком, с помощью ватных тампонов.

Содержание: Игра – имитация «Деревья в разную погоду», «Распускание цветов на деревьях».

Художественно-творческая деятельность «Черёмуха»

Релаксация-медитация «Обними дерево»

Май

1.Тема: «Запестрел цветами луг».

Задачи: Познакомить с многообразием луговых цветов.

Учить создавать образ цветка из вырезанных деталей методом наложения, использовать в работе гофрированную бумагу.

Закреплять умение создавать коллективную работу.

Содержание: Чтение Я Пиркулиева «Запестрел цветами луг».

Игра «Узнай цветок».

Коллективная работа «Цветы на клумбе».

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов».

2. Тема: "Божья коровка".

Задачи: Учить детей внимательно относиться к окружающему миру.

Продолжать учить сочетать в поделке природный материал (половинка скорлупы грецкого ореха) с пластилином.

Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Содержание: Загадывание загадок.

Исследовательская деятельность: рассматривание насекомого.

Игра «Кто, где живет?», Работа с моделями. Лепка «Божья коровка».

Аутотренинг «Я лежу в траве… .».Д/и «Четвертый лишний».

Подготовительная группа

Сентябрь

1.Тема:Здравствуй, осень!

Задачи: Сформировать у детей обобщенные представления об осени как времени года (изменения в природе: живой и неживой) .

Упражнять в узнавании деревьев, кустарников.

Учить любоваться красотой осеннего пейзажа.

Содержание: Беседа: «Здравствуй, осень; рассказ воспитателя, загадывание загадок, чтение худ. литературы:

Д/и «Чем похожи и чем отличаются лето и ранняя осень?»;

работа с моделями: «Осень»; игровое упражнение «Желтые листья».

Осеннее дерево

2.Тема: «Ветка рябины».

Задачи: Учить рассматривать и анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности: рябинник – сентябрь.

Продолжать учить технике пальчикового рисования.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать любовь к природе, умение замечать красоту осеннего дерева.

Содержание: Беседа по теме. Чтение А. Толстой «Осень»,

Н. Некрасов «Говорила рябина рябинке»

Загадывание загадки.

Рассматривание ветки рябины.

Практическая деятельность: пальчиковое рисование

(примакивание пальцев рук к поверхности листа) ; игровое упражнение «Рыжие клены»

Октябрь

1.Тема: "К нам приходит Айболит".

Задачи: Уточнить представления о многообразии овощей; формировать умение обобщать по существенным признакам, пользуясь моделью.

Учит отражать результаты обобщения в развернутом речевом суждении.

Содержание: Беседа: «Кладовая здоровья на огороде»; отгадывание загадок об осенних плодах;

Д/и «Сад, огород, поле»; Чтение Ю. Тувим «Овощи»

2.Тема: Беседа о перелётных птицах.

Птицы нашего края.

Задачи:Закреплять и расширять представления о птицах. Связать отлёт птиц с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов.

Познакомить с конкретными видами птиц нашего края.

Содержание: Беседа, загадывание загадок о птицах;

Д/и «Охотник»; Игра имитация «Птицы», ИОС «Что будет, если не станет птиц?»

Ноябрь

1.Тема:Я и природа.

Задачи: Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Содержание: Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»;

Д/и «Природа – не природа», «Угадай, кто это?», «Человек – верный сын природы».

Рассматривание иллюстрации; Круговорот воды в природе.

2.Тема: Эта волшебница вода.

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, океаны и. д) .

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Переход воды в твердое состояние и обратно при резком изменении температуры

Содержание: Рассказ воспитателя: «Круговорот воды в природе». Чтение «Приключения капельки» Т. Николаевой.

Игра с использованием ММЧ (Триз) «Приключения капельки».

Опыты по выявлению свойств воды, снега, льда.

Наблюдения за снегом, изморозью.

П/и «Ходят капельки по кругу.»

Декабрь

1.Тема: «Клуб знатоков леса».

Задачи: Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни.

Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Развивать доказательную, связную речь детей.

Содержание: Беседа по теме; Решение ИОС: письмо от зайца - меняться ли ему белой шубкой с белкой»; от кузнечика – почему один жук зеленый, а другой красный?

Д/и «Прогулка по лесу»

2.Тема: "Ангел прилетел! " (подготовка к рождеству)

Задачи: Учить делать поделки, используя природный материал (ракушки).

Расширять знания о празднике. Рассказ воспитателя о Рождестве.

ИОС «Далем хорошие дела».

Совместная деятельность детей

Январь

1.Тема:«Рождественская елка».

Задачи: Продолжать расширять знания о Рождестве.

Содержание: Беседа о празднике, ИОС «Красота живой ели и наряженной искусственной ели».

2.Тема: «Приключение мамонтенка»

Задачи: Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах. Учить детей выделять характерные признаки каждого класса животных. Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку. Обогащать словарный запас детей.

Содержание: Игровая ситуация «Помоги мамонтенку»,

Работа с моделями.

Дидактическая игра «Чего не хватает?» «Домашние птицы, водоплавающие, лесные»; «Насекомые»

«Найди себе пару» (домашние животные - дикие животные). Дидактическая игра-соревнование «Кто дальше прыгнет».

Февраль

1.Тема:По заповедным местам РМЭ.

Задачи: Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений об охранных природных территориях – заповедниках.

Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процесс игры.

Содержание: Постановка проблемы. Исследовательская деятельность, работа с моделями: «Этажи леса».

Аутотренинг «Ярко свети солнце».

Игра – моделирование «Я создаю заповедник».

2.Тема:Путешествие по жарким странам.

Задачи:Познакомить детей с животными жарких стран и их особенностями.

Воспитывать у детей интерес к природе разных климатических зон.

Содержание: Беседа и рассматривание иллюстраций с изображением животных разных климатических зон.

Коллективная работа «Мы там, где тепло»; Диафильм

Март

1.Тема:«Загадки природы»

Задачи: Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня) .

Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистеме.

Содержание: Беседа, работа с моделями: «Луг», «Лес», «Водоем», «Пустыня». Д/и «Рассели животных»; Д/и «Экологическая цепочка».

2.Тема:«Огород на подоконнике»

Задачи: Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями.

Закрепить знания детей об овощных культурах и их семян.

Учить выращивать рассаду из семян.

Развитие связной речи через умение рассказывать об особенностях растений; учить согласованию числительных с прилагательными. Содержание: Экспериментирование «Огород на подоконнике (правила пользования лопаткой, лейкой)

Посадочные работы:лук, укроп, петрушка.

Игра «Волшебные экранчики».

Рассматривание семян, посев семян для выращивания рассады

Знакомство с приемами посадки рассады. в дальнейшем наблюдение за ростом и развитием рассады.

Апрель

1.Тема:Почему земля кормит.

Задачи: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов.

Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

Содержание:Побеседовать с детьми о почве, рассмотреть иллюстрации с изображением различных почв.

Опыты с землей:

- Есть ли воздух в почве: возьмем кусочек сухой земли и опустим его в воду. Мы заметили появление пузырьков на комочке

- В почве есть вода:

нагреем комочек почвы на огне и подержим над ней холодное стекло. Стекло покроется каплями воды. Какой вывод мы можем сделать?

2.Тема:Весенняя экскурсия в природу.

Задачи: Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы) и животные (насекомые, птицы, звери) .

Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .

Учить устанавливать простейшие причинно - следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных.

Формировать навыки правильного поведения в природе.

Содержание: Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию?»

Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения.

Май

1. Тема:Насекомые в природе родного края.

Задачи: Развивать представления о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни.

Учить классифицировать насекомых и умению выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Содержание: Загадывание загадок;

Исследовательская деятельность.

Игра «Кто, где живет?», с использованием моделей.

Эколог. игра «С кем дружит муравей!».

Аутотренинг;Рисование «Бабочка»

2.Тема: Лекарственные растения.

Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Содержание: Беседа, загадывание загадок.

Упражнение, «Какого растения не стало?»

Игра «Узнай по описанию».

ИОС: у Коли болит горло, давайте посоветуем ему лечение (календула) ;

У кошечки сильный кашель (мать-и – мачеха) ;

Упр. на релаксацию.

Имитационная игра «Как двигаются растения, если дует ветерок?»

Литература:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ: Детство-Пресс, 2001. - -160с.

2. ГреховаЛ. И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. - М. :Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. :ВАКО, 2005. -240с.

4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно - методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки по разделу «Мир

природы», утренники, викторины, игры / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.-286с.

5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003».

6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003».

7. Иванова А. И. Экологические наблюдения эксперименты в детском саду и растений. – М. :Т. Ц. Сфера, 2005. -240с.

8. Калегина Н. Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Методическое руководство для воспитателей детских садов. Казань – 1994.

9. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5-6лет. Конспекты занятий. – М. :Мозаика – Синтез, 2010

10. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. - М. :ТЦ Сфера, 2010. -144с.

11. Мир природы в калейдоскопе игр; сборник экологических настольных игр. – Йошкар – Ола: Государственный природный заповедник «Большая Кокшага», 2010.

12. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию, - М, : Новая школа, 1996.

13. Природа – наш дом (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Медведевского района Республики Марий Эл, г. Йошкар - Ола, 1995г.

14. Фесюкова Л. Б. Времена года. Комплексные занятия. ХП. : Ан ГРО ПЛЮС», 2008, -208с.

Публикации по теме:

Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Презентация к занятию «Путешествие кораблика» Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Лексическая тема "Весна". Предмет: Ознакомление с окружающим миром. Цели и задачи: Систематизировать.

Презентация на тему: Мир морей и океанов. Презентация на тему: Мир морей и океанов. Подготовлена к занятием по ознакомлению с подводным миром с его обитателями. Цель: расширить и.

Автор публикации:
План работы экологического кружка «Ручеек» для детей старшей и подготовительной групп
Опубликовано: 22 мая 2013 в 22:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы экологического кружка «Ручеек» для детей старшей и подготовительной групп» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лебедева (УИ 7943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД