Надежда Лебедева
План работы экологического кружка «Ручеек» для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
Сентябрь
1.Тема:«Здравствуй, осень!».
Задачи: Расширять и углублять знания об осенних изменениях в живой и неживой природе.
Формировать представления о взаимосвязи природных явлений с растительным и животным миром.
Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Содержание:Чтение «Осень-художница»; Отгадывание загадок.
Игра «Кто больше назовет»; Рассматривание иллюстраций
Октябрь
1. Тема:«Жизнь растений осенью».
Публикация «План работы экологического кружка „Ручеек“ для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: Расширять и систематизировать знания об изменениях в жизни растений осенью.
Продолжать знакомить с деревьями, кустарниками и травой, уточнить их название.
Содержание:Беседа, д/и «Четвертый лишний», «Назови деревья, кустарники, травы».
2.Тема:«Доброе, хорошее солнце».
Содержание:Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»; Игровое упр. «Желтая песенка».
Ноябрь
1. Тема:«Жизнь животных осенью».
Задачи: Углублять и систематизировать знания о жизни домашних и диких животных.
Формировать знания о приспособлении животных к разным природным явлениям.
Содержание:Беседа, отгадывание загадок, упражнение с таблицей: «Дикие – домашние животные».
Составление рассказа-загадки о любимом или понравившемся лесном звере.
Д/и «Зверье мое».
2. Тема:«Что нам осень подарила?». Аппликация: «Овощи».
Задачи:Продолжать учить намечать простым карандашом контур предмета.
Знакомить с техникой изготовления фрески (равномерно наносить жидкий клей на всю поверхность и сыпать пшено) .
Развивать внимание, восприятие, мышление.
Содержание:Беседа по теме, загадывание загадок.
Д/и «Найди половинку», «Опиши – мы отгадаем».
Игровая обучающая ситуация: дети собрали овощи и поели, не помыв их.
Декабрь
1. Тема: Рисование: «Зимняя береза».
Задачи:Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Береза: летом стоит с листьями, а зимой без них.
Учить рисовать дерево, передавая строение, расположение веток. Содержание: Чтение экологической сказки «Березка».
Рассматривание иллюстраций.
Загадывание загадок. Игра – хоровод «Во поле береза стояла».
Д/и «Кому нужны деревья».
2. Тема:Аппликация: «Снеговик».
Задачи: Учить обрывать бумагу, точно повторяя форму круга.
Составлять из трех заготовленных обрывных кругов задуманный образ.
Развивать воображение.
Закреплять знания о зимних развлечениях.
Содержание:Чтение В. Сутеева «Ёлка», беседа по теме.
Д/и «Хорошо – плохо»
Январь
1.Тема: Мороз, снег, лед.
Задачи: Расширять знания о неживой природе.
Задачи: Закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .
Учить делать логические выводы.
Содержание:Беседа, игра «Приметы зимы».
Игра-имитация снежных явлений: ветер, падают снежинки метель…
2.Тема: «Веселые кляксы».
Задачи: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
Учить дорисовывать детали объектов.
Содержание: Игровое упражнение «На что похоже», «Посмотри и дорисуй».
Февраль
1. Тема: «Снежный хоровод».
Задачи: Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира
Учить видеть положительные и отрицательные стороны данного явления.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т. д.
Содержание: Беседа, игра «Снежки»;
Игровое упражнение «Белый снег».
2.Тема: Мороз – удивительный художник.
Задачи: Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
Содержание: Беседа; игровое упражнение «Белый пух»
Март
1.Тема: Животные жарких стран. «Черепашка».
Задачи: Расширять знания о животных жарких стран: особенности внешнего вида (климатические условия, повадки.
Учить сочетать в поделке природный материал (каштан или орех от персика, скорлупу от фисташек) с пластилином; наносить пластилин на округлый предмет, придавая образу выразительность.
Содержание: Загадывание загадок; рассматривание иллюстраций;
Чтение Р. Десноса «Черепашка», продуктивная деятельность
2.Тема: «Пернатые гости».
Задачи: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Содержание: Наблюдение за птицами детского сада.
Инсценировка песни «Кукушечка».
П/и «Перелет птиц», Коршун и наседка».
Игра «Я загадаю, вы отгадайте», с использованием схемы-модели «Птицы»
Апрель
1.Тема: «Цветок в горшке».
Задачи: Учить сочетать в поделке несколько видов материала
Закреплять умение лепить из пластилина, используя изученные приемы. Рассматривание комнатных цветов.
Содержание:Работа с моделями «Растения».
Игра «Что необходимо растению для роста и развития?»
2.Тема:Цветущие деревья. «Черемуха».
Задачи: Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев.
Познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток.
Познакомить с техникой рисования тычком, с помощью ватных тампонов.
Содержание: Игра – имитация «Деревья в разную погоду», «Распускание цветов на деревьях».
Художественно-творческая деятельность «Черёмуха»
Релаксация-медитация «Обними дерево»
Май
1.Тема: «Запестрел цветами луг».
Задачи: Познакомить с многообразием луговых цветов.
Учить создавать образ цветка из вырезанных деталей методом наложения, использовать в работе гофрированную бумагу.
Закреплять умение создавать коллективную работу.
Содержание: Чтение Я Пиркулиева «Запестрел цветами луг».
Игра «Узнай цветок».
Коллективная работа «Цветы на клумбе».
Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов».
2. Тема: "Божья коровка".
Задачи: Учить детей внимательно относиться к окружающему миру.
Продолжать учить сочетать в поделке природный материал (половинка скорлупы грецкого ореха) с пластилином.
Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.
Содержание: Загадывание загадок.
Исследовательская деятельность: рассматривание насекомого.
Игра «Кто, где живет?», Работа с моделями. Лепка «Божья коровка».
Аутотренинг «Я лежу в траве… .».Д/и «Четвертый лишний».
Подготовительная группа
Сентябрь
1.Тема:Здравствуй, осень!
Задачи: Сформировать у детей обобщенные представления об осени как времени года (изменения в природе: живой и неживой) .
Упражнять в узнавании деревьев, кустарников.
Учить любоваться красотой осеннего пейзажа.
Содержание: Беседа: «Здравствуй, осень; рассказ воспитателя, загадывание загадок, чтение худ. литературы:
Д/и «Чем похожи и чем отличаются лето и ранняя осень?»;
работа с моделями: «Осень»; игровое упражнение «Желтые листья».
Осеннее дерево
2.Тема: «Ветка рябины».
Задачи: Учить рассматривать и анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности: рябинник – сентябрь.
Продолжать учить технике пальчикового рисования.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать любовь к природе, умение замечать красоту осеннего дерева.
Содержание: Беседа по теме. Чтение А. Толстой «Осень»,
Н. Некрасов «Говорила рябина рябинке»
Загадывание загадки.
Рассматривание ветки рябины.
Практическая деятельность: пальчиковое рисование
(примакивание пальцев рук к поверхности листа) ; игровое упражнение «Рыжие клены»
Октябрь
1.Тема: "К нам приходит Айболит".
Задачи: Уточнить представления о многообразии овощей; формировать умение обобщать по существенным признакам, пользуясь моделью.
Учит отражать результаты обобщения в развернутом речевом суждении.
Содержание: Беседа: «Кладовая здоровья на огороде»; отгадывание загадок об осенних плодах;
Д/и «Сад, огород, поле»; Чтение Ю. Тувим «Овощи»
2.Тема: Беседа о перелётных птицах.
Птицы нашего края.
Задачи:Закреплять и расширять представления о птицах. Связать отлёт птиц с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов.
Познакомить с конкретными видами птиц нашего края.
Содержание: Беседа, загадывание загадок о птицах;
Д/и «Охотник»; Игра имитация «Птицы», ИОС «Что будет, если не станет птиц?»
Ноябрь
1.Тема:Я и природа.
Задачи: Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Содержание: Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»;
Д/и «Природа – не природа», «Угадай, кто это?», «Человек – верный сын природы».
Рассматривание иллюстрации; Круговорот воды в природе.
2.Тема: Эта волшебница вода.
Задачи: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, океаны и. д) .
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Переход воды в твердое состояние и обратно при резком изменении температуры
Содержание: Рассказ воспитателя: «Круговорот воды в природе». Чтение «Приключения капельки» Т. Николаевой.
Игра с использованием ММЧ (Триз) «Приключения капельки».
Опыты по выявлению свойств воды, снега, льда.
Наблюдения за снегом, изморозью.
П/и «Ходят капельки по кругу.»
Декабрь
1.Тема: «Клуб знатоков леса».
Задачи: Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни.
Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.
Развивать доказательную, связную речь детей.
Содержание: Беседа по теме; Решение ИОС: письмо от зайца - меняться ли ему белой шубкой с белкой»; от кузнечика – почему один жук зеленый, а другой красный?
Д/и «Прогулка по лесу»
2.Тема: "Ангел прилетел! " (подготовка к рождеству)
Задачи: Учить делать поделки, используя природный материал (ракушки).
Расширять знания о празднике. Рассказ воспитателя о Рождестве.
ИОС «Далем хорошие дела».
Совместная деятельность детей
Январь
1.Тема:«Рождественская елка».
Задачи: Продолжать расширять знания о Рождестве.
Содержание: Беседа о празднике, ИОС «Красота живой ели и наряженной искусственной ели».
2.Тема: «Приключение мамонтенка»
Задачи: Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах. Учить детей выделять характерные признаки каждого класса животных. Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку. Обогащать словарный запас детей.
Содержание: Игровая ситуация «Помоги мамонтенку»,
Работа с моделями.
Дидактическая игра «Чего не хватает?» «Домашние птицы, водоплавающие, лесные»; «Насекомые»
«Найди себе пару» (домашние животные - дикие животные). Дидактическая игра-соревнование «Кто дальше прыгнет».
Февраль
1.Тема:По заповедным местам РМЭ.
Задачи: Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений об охранных природных территориях – заповедниках.
Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процесс игры.
Содержание: Постановка проблемы. Исследовательская деятельность, работа с моделями: «Этажи леса».
Аутотренинг «Ярко свети солнце».
Игра – моделирование «Я создаю заповедник».
2.Тема:Путешествие по жарким странам.
Задачи:Познакомить детей с животными жарких стран и их особенностями.
Воспитывать у детей интерес к природе разных климатических зон.
Содержание: Беседа и рассматривание иллюстраций с изображением животных разных климатических зон.
Коллективная работа «Мы там, где тепло»; Диафильм
Март
1.Тема:«Загадки природы»
Задачи: Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня) .
Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистеме.
Содержание: Беседа, работа с моделями: «Луг», «Лес», «Водоем», «Пустыня». Д/и «Рассели животных»; Д/и «Экологическая цепочка».
2.Тема:«Огород на подоконнике»
Задачи: Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями.
Закрепить знания детей об овощных культурах и их семян.
Учить выращивать рассаду из семян.
Развитие связной речи через умение рассказывать об особенностях растений; учить согласованию числительных с прилагательными. Содержание: Экспериментирование «Огород на подоконнике (правила пользования лопаткой, лейкой)
Посадочные работы:лук, укроп, петрушка.
Игра «Волшебные экранчики».
Рассматривание семян, посев семян для выращивания рассады
Знакомство с приемами посадки рассады. в дальнейшем наблюдение за ростом и развитием рассады.
Апрель
1.Тема:Почему земля кормит.
Задачи: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов.
Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.
Содержание:Побеседовать с детьми о почве, рассмотреть иллюстрации с изображением различных почв.
Опыты с землей:
- Есть ли воздух в почве: возьмем кусочек сухой земли и опустим его в воду. Мы заметили появление пузырьков на комочке
- В почве есть вода:
нагреем комочек почвы на огне и подержим над ней холодное стекло. Стекло покроется каплями воды. Какой вывод мы можем сделать?
2.Тема:Весенняя экскурсия в природу.
Задачи: Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы) и животные (насекомые, птицы, звери) .
Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .
Учить устанавливать простейшие причинно - следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных.
Формировать навыки правильного поведения в природе.
Содержание: Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию?»
Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения.
Май
1. Тема:Насекомые в природе родного края.
Задачи: Развивать представления о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни.
Учить классифицировать насекомых и умению выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
Содержание: Загадывание загадок;
Исследовательская деятельность.
Игра «Кто, где живет?», с использованием моделей.
Эколог. игра «С кем дружит муравей!».
Аутотренинг;Рисование «Бабочка»
2.Тема: Лекарственные растения.
Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Содержание: Беседа, загадывание загадок.
Упражнение, «Какого растения не стало?»
Игра «Узнай по описанию».
ИОС: у Коли болит горло, давайте посоветуем ему лечение (календула) ;
У кошечки сильный кашель (мать-и – мачеха) ;
Упр. на релаксацию.
Имитационная игра «Как двигаются растения, если дует ветерок?»
Литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ: Детство-Пресс, 2001. - -160с.
2. ГреховаЛ. И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. - М. :Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. :ВАКО, 2005. -240с.
4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно - методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки по разделу «Мир
природы», утренники, викторины, игры / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2007.-286с.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003».
6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003».
7. Иванова А. И. Экологические наблюдения эксперименты в детском саду и растений. – М. :Т. Ц. Сфера, 2005. -240с.
8. Калегина Н. Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Методическое руководство для воспитателей детских садов. Казань – 1994.
9. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5-6лет. Конспекты занятий. – М. :Мозаика – Синтез, 2010
10. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. - М. :ТЦ Сфера, 2010. -144с.
11. Мир природы в калейдоскопе игр; сборник экологических настольных игр. – Йошкар – Ола: Государственный природный заповедник «Большая Кокшага», 2010.
12. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию, - М, : Новая школа, 1996.
13. Природа – наш дом (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Медведевского района Республики Марий Эл, г. Йошкар - Ола, 1995г.
14. Фесюкова Л. Б. Времена года. Комплексные занятия. ХП. : Ан ГРО ПЛЮС», 2008, -208с.