План работы по коррекции звука [Р]

Жанна Лысенкова
План работы по коррекции звука [Р]

1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Цель. Выявление нуждающихся в логопедической помощи и определение характера нарушения. Выяснение особенностей образования звуков речи и функционирование органов артикуляции в процессе произношения. Определение уровня развития системы речевых звуков в различных фонетических условиях (по методикам О. Б. Иншаковой,В. В. Коноваленко, В. С. Коноваленко)

-Обследование артикуляционной моторики.

Упражнения :

«Улыбка», «Оскал», «Трубочка», «Воронка», «Блинчик», «Иголочка», «Болтушка», «Качели», «Чашечка» и т. д.

-Обследование фонематического восприятия. В. В. Коноваленко,В. С. Коноваленко «Экспресс обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу».

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука «Р».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Развитие артикуляционной моторики, выработка точных движений органов артикуляции

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие фонематического восприятия.

Упражнения для языка:

«Наказать непослушный язычок», «Блинчик», «Качели», «Вкусное варенье», «Пощелкай языком», «Индюк», «Горка», «Катушка», «Пароход», «Часики», «Лошадка», «Футбол», «Грибок», «Гармошка», «Автомат», «Пулемет».

Упражнения для губ:

«Слоник», «Заборчик», «Рупор».

Пальчиковая гимнастика:

«Флажок», «Очки», «Стол», «Заборчик»,

«Магазин», «Крокодил», «Собака» и т. д.

Конструктор «Развитие», работа с трафаретами, «Волшебные шнурочки»,

«Мозаика».

Упражнения :

«Отгадай, что я делаю?», «Угадай, кто зовет?», «Эхо», «Что звучало?», «Будь внимательным» и т. д.

3. ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Р»

Цель. Добиться правильного звучания изолированного звука «Р»

1. Постановка звука.

2. Длительное произнесение изолированного звука «Р» на одном выдохе.

3. Произношение изолированного звука «Р» сначала низким, затем высоким голосом.

-По подражанию, от звука Ж, многократно проговаривать звук Д.

Упражнения «Машина» (тр-тр-трррр,

«Мотоцикл» (др-др-дрррр.).

Упражнения «Лифт», «Тигр и тигренок».

Конструктор «Развитие»

4. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р»

Цель. Отработка правильного произношения звука «Р» во фразовой речи.

-АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ

Произношение звука «Р» в прямых слогах, с изменением ударения

(РА-РО-РУ-РЫ; РА-РО-РУ-РЫ).

Произношение звука «Р» в обратных слогах, с изменением ритмического рисунка (АР-АР – АР-АР-АР).

Произношение звука «Р» в слогах со стечением (ДРА-ДРО; АТР-ОТР).

Выделение заданного слога из ряда слогов («Поймай слог»).

-АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОВАХ

Произношение звука «Р» в начале слова (РАДУГА).

Придумай слова на звук «Р».

Произношение звука «Р» в середине слова (ФРУКТЫ).

Упражнение «Образуй новые слова».

Произношение звука «Р» в конце слова (САНИТАР).

Упражнение «Запомни и повтори слова» БАРАБАН- ГИТАРА-РОЯЛЬ-ГОРОД.

-АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Р" В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Произношение звука «Р» в словосочетаниях.

Согласование числительных с существительными («Посчитай от 1-5 и обратно»).

-АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Р"В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Произношение звука «Р» в предложениях.

Составление предложений из отдельных слов.

-АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В ЧИСТОГОВОРКАХ

Произношение звука «Р» в чистоговорках.

-АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СКОРОГОВОРКАХ

Произношение звука «Р» в скороговорках.

-АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р" В СТИХАХ

Произношение звука «Р» в стихах («Про рака», «Мыши»).

Работа над выразительностью речи.

-АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В ТЕКСТАХ

Произношение звука «Р» в связных текстах («Театр», «В зоопарке»).

Составление рассказа по серии картинок.

5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СМЕШИВАЕМЫХ ЗВУКОВ

Цель. Учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в самостоятельной речи.

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-РЬ» В СЛОГАХ

Различение смешиваемых звуков в слогах (РА-РЯ, РУ-РЮ).

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-РЬ» В СЛОВАХ

Различение смешиваемых звуков в словах (УДАР-УДАРЬ; РОВ-РЁВ).

Работа над фонематическим слухом «Услышь различия» (ГРОЗЫ-ГРЁЗЫ) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-РЬ» В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Различение смешиваемых звуков в предложениях.

Составление схем предложений.

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-РЬ» В СТИХАХ

Различение смешиваемых звуков в стихах («Тридцать три барана»).

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-РЬ» В ТЕКСТАХ

Различение смешиваемых звуков в текстах («Пингвины»).

Составление рассказов по сюжетным картинкам. - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-Л" В СЛОГАХ

Различение смешиваемых звуков в слогах (РА-ЛА, УЛ-УР).

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-Л» В СЛОВАХ

Различение смешиваемых звуков в словах (ЖАР-ЖАЛ, УДАР-УДАЛ).

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-Л» В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Различение смешиваемых звуков в предложениях.

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-Л» В СТИХАХ

Различение смешиваемых звуков в стихах («Страшный кот», «Журавли»).

-ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р-Л» В ТЕКСТАХ

Различение смешиваемых звуков в текстах («Курочка»).

Литература:

1. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука "Р"».

3. Жихарева – Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми звук «Р».

4. Иншаковой О. Б. «Альбом логопеда».

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс – обследование звукопроизношения».

6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу».

Публикации по теме:

Коррекция нарушенного звукопроизношения Коррекция нарушенного звукопроизношения[/b] г. Мурманск МБДОУ №131 учитель – логопед Бурганова Е. В. У детей дошкольного возраста часто.

Памятка для родителей «Причины нарушения звукопроизношения» Причины нарушения звукопроизношения могут быть различными. Одна из самых распространенных, является неправильное строение артикуляционного.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
План работы по коррекции звука [Р]
Опубликовано: 21 сентября 2014 в 13:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...
Мастер-класс «Поделка из картона и цветной бумаги «Новогодний Дворик»
Новогодний Дворик Поделка из картона и цветной бумаги Работа проведена в рамках кружка "Самоделкин" в подготовительной группе Цель: продолжать...
Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу»...
Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Она...