План по самообразованию учителя — логопеда на тему «Активизация словаря детей 5–7 лет»

Ольга Гончаренко
План по самообразованию учителя — логопеда на тему «Активизация словаря детей 5–7 лет»

План по самообразованию учителя – логопеда

старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

на тему "Активизация словаря детей 5 -7 лет"

1. Гончаренко Ольга Николаевна

2. Сведения об образовании и категории: высшее образование, высшая категория воспитателя, в данный момент без категории логопеда.

3. Тема: Активизация словаря детей 5-7 лет.

4. Сроки реализации: работа начата в сентябре 2014 года, планируется закончить в мае 2016 г.

5. Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей старшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Задачи: - расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим темам;

- развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, качества (сенсорные эталоны, особенности поверхности (гладкая, пушистая и т. д., некоторые материалы и их свойства, местоположение (ориентиры в пространстве, использование в речи простых предлогов);

- обращать внимание на сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, учить находить между ними сходство и различие;

- развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. д.); называть части суток, называть предметы определенной лексической категории (животные, детеныши животных, фрукты и т. д.);

- учить детей применять полученные знания в повседневной жизни.

6. Актуальность темы:

Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. У многих детей (80 – 90 %) уровень развития словаря, как активного, так и пассивного стоит на низком уровне.

Слово – основная единица речи, условно обозначающая название предметов, явлений окружающей жизни, признаков предметов, их действий и т. д.

Различается активный и пассивный словарь, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования. Формирование лексических средств зависит от многих факторов: специальных условий, в которых воспитывается ребенок, его речевого окружения, активной речевой практики, а также особенностей возрастного и психического развития.

У детей пятого года жизни число прилагательных, связанных с цветом, составляет 2 – 3 % от каждых 100 слов, употребляемых в процессе игры. К пяти годам они овладевают набором слов, обозначающих основные формы, выделяют измерения противоположных величин – высоту, длину, ширину. Пространственные представления в этом возрасте называются достаточно дифференцированно и точно (впереди, ниже, сзади и т. д.). После пяти лет дети уверенно выделяют части предметов, сравнивают их по различным признакам и общим признакам, усваивают свойства предметов, сделанных из различных материалов. В это же время они начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия, связанные с настроением (грусть, радость, веселье); военной тематикой (отряд, победа, война); деятельностью (строительство, ремонт); нравственными ценностями (смелость, забота, защита, предательство).

7. Предполагаемый результат: расширение словаря детей, умение использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

8. Форма самообразования: индивидуальная.

9. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- изучение литературы по теме;

- посещение НОД у воспитателей и коррекционно – развивающих занятий у учителей – логопедов своего МБДОУ и р-на, г. Санкт - Петербурга;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

- совместная работа с родителями (проведение совместного проекта: создание «Моей первой энциклопедии» (лексические темы, организация тематических выставок «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «День Космонавтики», «Моя семья», «Мои друзья», организация фотовыставки «Я и мой питомец»;

- подбор методических пособий и дидактических игр по теме (смотри приложение 1);

- обобщение результатов на заседании МО.

10. Практический выход: семинар – практикум.

11. Отчет о проделанной работе:

- сообщение на педсовете;

- слайд – презентация по НОД;

- презентации по лексическим темам: «Отгадай загадку. Овощи», «Отгадай загадку. Фрукты», «Угости соком…», «Новогодний калейдоскоп», «Зимующие птицы», «Зима, зимние забавы, Олимпиада 2014», «23 февраля – День защитника Отечества», «Домашние животные» и другое;

- флипчарты для работы на интерактивной доске по лексическим темам.

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Анкета для родителей «Удовлетворённость работой учителя-логопеда» Уважаемые специалисты, предлагаю для вашей работы разработанную мной анкету надеюсь она вам пригодится. Анкета на удовлетворённость работы.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Орфография
  • Орфография
Автор публикации:
План по самообразованию учителя — логопеда на тему «Активизация словаря детей 5–7 лет»
Опубликовано: 15 марта 2015 в 18:33
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

Консультация для родителей «Польза мозаики в развитии ребенка»
Мозаика – это не просто детская игра, а своего рода интересное превращение, в процессе которого из маленьких различных форм единичных кусочков преобразуется...
Сценарий праздника «Папа, мама, я — спортивная семья»
Цели: сплочение семей, создать положительные эмоциональные переживания детей и родителей от совместного празднования мероприятия; Задачи: • Развитие у детей...
Летнее оформление участка ДОУ своими руками из бросового материала
Летнее оформление участка ДОУ своими руками из бросового материала Лето – самое долгожданное время года. Вся жизнедеятельность детей в летний период...