Светлана Булатова
План работы кружка в детском саду «Шерстяная акварель»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Булатова Светлана Александровна
воспитатель 2 категории
Детский сад № 62 «Колосок»
д. Игнатовка, Вельского района,
Архангельской области.
Пояснительная записка.
Современный мир выдвигает перед дошкольным образованием на передний план помимо охраны и укрепления физического и психического здоровья- развитие способностей и творческого потенциала детей.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников.
Публикация «План работы кружка в детском саду „Шерстяная акварель“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Шерсть. Валяние, картины из шерсти
- Шерстяная акварель. Рисование шерстью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Одной из таких техник является «Шерстяная акварель»
«Шерстяная акварель»- это целиком и полностью творческий процесс. Здесь самое главное желание и настроение. Ведь для работы с шерстью совсем не обязательно уметь рисовать, материал надо чувствовать, а он сам подскажет, как с ним работать. Это увлекательное, приятное и не трудное занятие.
Что для этого необходимо? Немного не пряденной шерсти разных цветов, рамка для фотографий, ножницы, пинцет, немного усидчивости, и результат не заставит себя ждать. Перед вами откроются белоснежные облака, улетающие вдаль птицы, цветы небывалой красоты. Этот процесс напоминает работу акварельными красками, поэтому такие картины называют «шерстяная акварель».
«Теплые» картины (так их еще называют) способствуют развитию у детей творчества, пространственных представлений, познанию свойств материалов таких, как шерсть, флизелин, фланель. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я», раскрыть в себе еще один родничок творчества.
Работая над такими картинами, ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, обрывание, а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.
Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания.
Цель:
формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.
Задачи:
• Развивающие:
1. развивать у детей творческие способности, наглядно- образное мышление, фантазию;
2. развивать познавательную активность, формировать навыки сотрудничества;
3. развивать мелкую моторику рук;
4. развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.
• Воспитательные:
1. воспитывать эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы, желание порадовать близких своей работой;
2. вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах;
3. совершенствовать трудовые навыки,учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место.
• Обучающие:
1. формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами (флизелин, фланель, шерсть) и инструментами (ножницы, пинцет);
2. учить при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, обрывание);
3. учить детей видеть и понимать прекрасное в картинах художников.
Принципы, лежащие в основе кружка :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (наличие картин, иллюстраций, показ воспитателем приемов и способов выкладывания);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. На каждую картину отводится 2 занятия. В ходе усвоения детьми принципов работы «шерстяной акварели» учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Все это позволяет индивидуализировать работы : более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, помочь безбоязненно творить и создавать.
Методы и приемы:
Использование художественного слова;
объяснение с последующим показом приемов изготовления;
совместное обсуждение;
исследовательская деятельность;
создание игровых и проблемных ситуаций;
рассматривание картин;
сотворчество (выполнение картин на подготовленном воспитателем силуэте, «дорисовывание» шерстью элементов);
слушание музыкальных произведений.
Продолжительность работы кружка- 1 год;
Возраст детей- 5-7 лет;
Кружок проводится с подгруппой (5-7 детей);
2 раза в месяц (пятница);
Длительность- 20-30 минут.
Подготовительная работа : :
1. Материал (флизелин, фланель, шерсть разных цветов и оттенков, фоторамки, ножницы, пинцет);
2. Подбор:
- художественно- литературного материала (загадки, стихи о временах года, о природных явлениях и праздниках);
- классических музыкальных произведений для сопровождения творческой деятельности;
- картин, иллюстраций (пейзажи, натюрморты).
3. Работа с родителями :
- консультация: «Что такое «Шерстяная акварель»?»;
- мастер-класс (дети для родителей) : «Как рисовать «теплые» картины?».
Ожидаемые результаты:
К концу года дети УМЕЮТ:
• Работать с шерстью, создавать несложные композиции;
• Правильно пользоваться ножницами и пинцетом;
• Использовать в картине разные приемы выкладывания шерсти;
• Самостоятельно подбирать нужные цвета и оттенки для передачи более точного изображения предметов;
• Творчески подходить к выполнению задания;
• Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
• Видеть красоту природы и отражают в своих картинах.
ЗНАЮТ:
• Что такое «шерстяная акварель»;
• Свойства отдельных материалов;
• О технике изготовления шерсти.
Отслеживание результативности:
• Выставка детских работ;
• Презентация своих картин на мастер- классе для родителей;
• Анкетирование родителей о работе кружка.
ПЛАН
работы кружка «Шерстяная акварель».
2014- 2015 учебный год.
Месяц. Название работы Задачи
Сентябрь 1. Познавательный цикл.
1)«Что такое шерсть?»
2)«Первые штрихи»
1. Способствовать расширению и систематизации
знаний детей о шерсти, способах ее получения.
2. Учить детей обследовать предметы, на основе
экспериментирования выделять выраженные
качества и свойства.
3. Заинтересовать детей практической деятельностью
Материал: разные виды шерсти, изделия из шер-
сти, свеча, весы, тазик с водой.
1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать
гипотезы, делать выводы.
2. Знакомство с техникой «шерстяная акварель»,
с простейшим способом отрывания шерсти,
3. Учить выкладывать придуманный образ.
Материал: разные виды бумаги (обычный лист,
картон, бархатная бумага, разные виды ткани (ситец,
шелк, фланель, флизелин)
Октябрь 2. Практический цикл:
1)Рисование картины
«Ах, какая осень, ах,
какая!»
(рассматривание
картин, подготовка фона)
2). Продолжение
(прорисовывание деревьев,
облаков, листьев)
1. Закрепить и систематизировать знания о
характерных приметах осени
2. Учить детей подбирать цвета для фона картины
3. Закрепить прием отрывания.
4. Повторить правила пользования ножницами.
1. Познакомить с новыми приемами работы с
шерстью :
- вытягивание- для прорисовывания стволов
деревьев и веток;
- выщипывание- облака, листья;
2. Учить правильно располагать изображение
на картине,работая с перспективой (вблизи, вдалеке);
3. Вызывать у детей интерес к окружающему миру.
Ноябрь 1). Подарок маме
«Вот для мамочки
цветы небывалой
красоты»
(рассматривание
поздравительных
открыток, выбор понравившихся цветов, подготовка фона)
2). Продолжение
(прорисовывание цветов,
листьев) 1. Учить самостоятельно подбирать цвета и
оттенки для фона;
2. Тренировать движения рук, развивать
мелкую моторику.
3. Развивать эстетический вкус.
4. Воспитывать любовь к близким, желание сделать
для них приятное
1. Закрепить навыки работы с шерстью;
2. Научить детей пользоваться пинцетом для
прорисовывания мелких деталей;
3. Учить аккуратности, четкости при изображении мелких
деталей картины.
Декабрь 1). Мастер- класс для родителей
«Как рисовать шерстью?» (мастер- класс проводят дети с воспитателем);
2). Картина
«Зимняя сказка» 1. Познакомить родителей с «шерстяной акварелью»;
2. Показать родителям приемы работы с шерстью;
3. Создать условия для сотрудничества родителей,
детей и воспитателя;
1. Способствовать созданию выразительного
образа путем совмещения разных способов
выкладывания шерсти (вытягивание,
выщипывание, выдергивание);
2. Развивать мелкую мускулатуру пальцев,
ритмичность движений;
3. Развивать воображение, наблюдательность.
Январь 1). «Золотая рыбка»
(2 занятия)
1. Развивать наглядно- образное мышление;
2. Совершенствовать технику рисования шерстью;
3. Расширять знания о характерном строении рыб
(форма тела, плавников, хвоста);
4. Воспитывать усидчивость, желание доводить
начатое дело до конца.
Февраль 1). «По реке плывет
кораблик»
(к 23 февраля) 2 занятия 1. Продолжать учить детей создавать несложную
композицию, правильно располагать изображение на листе;
2. Формировать навыки работы с шерстью, передавать
необходимые оттенки, правильно подбирая цвет шерсти.
3. Развивать ассоциативное мышление, воображение.
Март 1). «Волшебная сказка»
(сказочные персонажи)
2 занятия 1. Развивать творческие способности, воображение;
2. Учить детей в рисунке передавать свое настроение,
ощущение сказки;
3. Учить самостоятельно выбирать способ выкладывания
шерсти для наиболее яркого изображения животного,
передачи характерной фактурности его
внешнего вида.
Апрель 1). «Праздничный салют»
(к 9 Мая)
2 занятия. 1. Создать праздничную атмосферу в преддверии праздника;
2. Развивать стойкий интерес к процессу рисования шерстью;
3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам,
чувство гордости к Родине;
4. Учить создавать новые образы, развивать творческие
способности.
Май 1). «Лето, ах лето!»
2 занятия 1. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать и
использовать свои наблюдения в практической деятельности,
прививать любовь к природе;
2. Закрепить сформированные навыки рисования шерстью;
3. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и
настойчивость в достижении цели;
Июнь 1). Выставка детских
работ с презентацией. 1. Создание единого пространства «родители- дети- детский сад»
2. Формирование у детей желания поделиться своими
умениями и результатами своего труда.