Любовь Волоковых
План руководства сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе «Граница»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика:
Для определения уровня развития игры, проведено наблюдение.
Уровень игрового опыта детей :
В ходе наблюдения было выявлено, дети в группе находятся на 3 уровне развития (по Д. Б. Эльконину).
Проблемы:
Дети не умеют согласовывать собственный игровой замысел между собой и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Тема сюжета :"Пограничники"
Сюжет игры : "Погранзастава", "Полевая кухня", "Госпиталь", "Дикий зверь".
Публикация «План руководства сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе „Граница“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Пограничники
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Схема сюжет : " Погранзастава "
Содержание сюжета :
Командир заставы обсуждает с солдатами план-перехват, дают приказы рядовым солдатам, просит сообщать по телефону о происходящем на границе; разведчики - проходят охраняемый периметр и докладывают командиру; рядовые солдаты - стоят на границе и следят за тем, чтобы враги не прошли через границу; снайперы - следят за границей с вышки.
Роль Условия
1. Командир заставы,
2. Пограничный патруль (солдаты)
3. Снайперы
4. Разведчики 1. Форма
2. Застава (из конструктора)
3. Пистолеты
4. Винтовки
5. Телефон
6. Рации
Социальная ситуация:
Главнокомандующий (воспитатель) для начала предлагает командирам застав (детям) провести маневры (военно-спортивную подготовку) : метание в цель, построение по сигналу тревоги, упражнения на наблюдательность, переход по бревну и т. п. Сначала маневры проводятся в форме упражнений, затем воспитатель организует спортивную эстафету. Ребята выполняют задания соревнуются в силе, ловкости, меткости.
Вторым этапом предлагается провести соревнование двух "погранзастав" по выполнению заданий: конкурс "Обнаружить и задержать нарушителя границы", "Доставить срочный пакет", "Расшифровать срочное донесение", "Переправа через реку".
Связь с разделами программы:
Ознакомление с окружающим:
1. Беседа о границе и о людях, её защищающих;
2. Рассматривание тематических иллюстраций "Границы";
3. Чтение одного из произведений "На заставе" А. Барто; "Путешествие на границу" Ю. Коваль; "Почему армия всем родная" А. Митяева;
4. Прослушивание песен о военных.
ИЗО:
1. Рисование "На границе";
2. Рисование "Следы диких животных".
Труд:
1. Изготовление пилоток;
2. Изготовление конверта, журнал для игры.
Схема сюжет : " Госпиталь"
Содержание сюжета : Врач - лечит солдат, медсестра - оказывают первую помощь, солдаты проходят медицинский осмотр.
Распределение ролей Условия
1. Врач
2. Медсестра
3. Солдаты 1. Халат
2. Медицинское оборудование (шпатель, шприц, градусник)
3. Застава (из конструктора)
4. Помещение
5. Лекарства (бинт, мазь)
Социальная ситуация:
Главнокомандующий (воспитатель) позвонил в госпиталь врачам, что бы те провели медосмотр всех солдат, которые служат на границе и пролечили тех, у кого были жалобы на здоровье. Врачи проводят медосмотр, а медсестры перевязку, уколы солдатам, которые получили травмы на военно-спортивной подготовке.
Связь с разделами программы:
Ознакомление с окружающим:
1. Экскурсия в медицинский кабинет;
2. Рассказ медика о первой помощи пострадавшему;
3. Беседа о профессии врача;
4. Чтение одного из произведений "Больной" Ю. Яковлева; "Доктор Айболит" К. И. Чуковского.
ИЗО:
1. Зарисовки на тему: "Я врач";
Труд:
1. Подготовка больничного кабинета.
Развитие речи:
1. Составление сюжетного рассказа "О сложной и ответственной работе врача".
Схема сюжет : " Полевая кухня (столовая)"
Содержание сюжета : Повар - готовит праздничный обед
Распределение ролей Условия
1. Шеф-повар
2. Повар 1. Фартук
2. Колпак
3. Посуда
4. Палатка
5. Столы, стулья
6. Пластмассовые фрукты и овощи
Социальная ситуация:
Главнокомандующий (воспитатель) дает приказ шеф-повару украсить столовую и приготовить праздничное угощение для вернувшихся солдат с военно-спортивной подготовки.
Связь с разделами программы:
Ознакомление с окружающим:
1. Встреча с поваром;
2. Рассмотрение тематических иллюстраций "Профессия повар";
3. Беседа о профессии повара;
4. Этические беседы: "Ждем гостей".
ИЗО:
1. Аппликация на тему: "Праздничный стол";
Труд:
1. Изготовление атрибутов для игр.
Развитие речи:
1. Загадывают загадки.
Схема сюжет : "Дикий зверь"
Содержание сюжета : Розыск объекта проникшего через границу.
Распределение ролей Условия
1. Командир
2. Солдаты:
• патруль;
• разведчики;
• снайпер.
3. "Дикий зверь" 1. Камуфляжная форма
2. Пистолеты
4. Рации
5. Бинокль
6. Карта-схема
Социальная ситуация:
Главнокомандующий (воспитатель) доводит до сведения командиров "погранзастав", что получено донесение, в котором сказано, об обнаружении не известных следов на территории границы. Дает приказ найти объект и спасти его. Затем вдоль границы зашагали патрули, они оглядываются по сторонам, прислушиваются к шорохам.
У разведчиков свое боевое задание. Командир ведет их по дорожке и говорит: "Идите и все по пути запоминайте. Пройдите шагов десять и возвращайтесь обратно, чтобы доложить мне, что увидели и услышали. Потом снова идите той же дорогой и смотрите в оба: все ли на ней так же, как было раньше. Разведчику нужен зоркий глаз!" (зверь оставляет следы).
Снайперы в другой стороне соревнуются в меткости. Педагог ставит щит-мишень. Каждый получает боеприпасы - мешки с песком или маленькие мячики. Командир дает задание стрелять по - разному: с места; лежа; с колена.
Связь с разделами программы:
Ознакомление с окружающим:
1. Беседа о трудной, почетной службе разведчиков и снайперов;
2. Рассматривание тематических иллюстраций "Военные профессии";
3. Дидактическая игра: "Найди свой флаг"
ИЗО:
1. Аппликация "Наш флаг"
Труд:
1. Изготовление щит - мишени.
Составление рассказа:
1. "Как пограничники охраняют границу Родины", "Враги на границе"
Тема: "Пограничники"
Цель:
1. Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, Обращать внимание на социальную значимость изображаемых в игре персонажей.
Задачи:
1. Продолжать учить детей планировать сюжет игры;
2. По-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы, предметы заместители и детали.
3. Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
4. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи, готовность выручить товарища.
Планируемый результат :
1. Усовершенствовать умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр;
2. Вызвать интерес узнать как можно больше о том, во что они играют;
3. Смелее и разнообразнее комбинировать в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых.
Временные рамки: вторая половина дня, игровая комната и можно продолжить на участке, 45-50 мин.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры :
1. Вариативность: Создать условия для самовыражения ребенка.
2. Воспитатель - играющий партнер, который усложняет игру за счет новых социальных ситуаций.
Методические рекомендации:
Эта игра очень помогает в повседневной жизни детей. Например, если дети медленно строятся, долго не могут встать с постели, педагог объявляет построение по тревоге.
Схема управления игрой.
I часть II часть III часть
Внесение мотивации;
Актуализация опыта детей;
Планирование сюжета игры. Реализация плана игры;
Развитие сюжета. Подведение итогов, проектирование будущей игры.
Ход игры.
Обоснование приемов Действия педагога Действия детей
Вызвать интерес к игре. 1. Прослушивание песен о военных;
2. Рассматривание тематических иллюстраций и книг "Границы";
3. Выставка картинок и рисунков военных профессий.
Вопросы:
1. Ребята, а Вам понравились рассказы, которые мы с вами читали?
(да)
2. Что вам больше всего запомнилось из этих рассказов?
3. Подумайте какие профессии встречаются на границе и чем они занимаются?
4. А давайте и мы с вами сыграем в игру "Граница". 1. Сосредотачиваются, эмоционально выражают отношения к теме, формируется мотивация на деятельность.
2. Отвечают на вопросы;
3. Присоединяются к игре.
Актуализация опыта детей.
Планирование игры с опорой на рассказ Ивана Васильевича и рассказов "На заставе", Путешествие на границу", "Почему армия всем родная" Вопросы:
1. Ребята, а кем бы вы хотели быть?
2. Что может произойти на заставе?
3. Можно ли мне с вами поиграть?
(определение роли)
Воспитатель предлагает провести маневры перед игрой, (военно-спортивная подготовка : метание в цель, построение по сигналу тревоги, оказание первой помощи, упражнения на наблюдательность, силу и скорость и т. п.). 1. Высказывают свои суждения.
2. Предлагают разные сюжетные линии, обсуждают возможные роли и их распределения.
3. Придумывают ситуации, которые могут быть разыграны в игре.
Введение новых социальных ситуаций в содержание игры. 1. Воспитатель может предложить детям провести соревнования двух "погранзастав" по выполнению заданий:
• "Обнаружить и задержать нарушителя границы".
• "Доставить срочный пакет".
• "Расшифровать срочное донесение".
• "Переправа через реку". 1. Развитие сюжета
2. Применение творчества, установление взаимосвязи с социальными представлениями.
3. Развитие коммуникативной речи.
Установление отношений детей к игровой деятельности. Предложить соотнести игру с тем, что задумали, что получилось интереснее, как бы хотели поиграть в следующий раз.
Обратить внимание на умение детей самостоятельно описывать события, выражая собственное отношение к героям и их поступкам, а так же обращать внимание на раскрытие образа полюбившегося персонажа. Анализируют, выражают свое отношение к сыгранной роли, обсуждают какую роль будут играть в следующий раз, предлагают новые варианты игры.