Потанина Алена
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
воспитателя Потаниной Алены Владимировны
по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"
Проблема. Творческие способности представляют собой достаточно сложную категорию, основу которой составляют индивидуальные качества, необходимые для успешного выполнения различного вида деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность» размещена в разделах
Процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений по-иному взглянуть на вопрос выбора методов и способов организации образовательной деятельности.
Продуктивная деятельность - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные, разноцветные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора цветовой гаммы обеспечивают живость и непосредственность проявления детского творчества.
1 этап - подготовительный
Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделен на блоки и включает в себя:
• Сбор информации по данной теме.
• Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
• Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а так же с родителями.
• Подбор материала (игрового и методического).
2 этап - основной
Введение в работу подготовленного материала (проведение мероприятий и организация работы с детьми)
Организация работы с детьми по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности :
Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Что перепутал художник», «Подбери по цвету», «Какое время года», «Я учусь рисовать», «Смешивание цветов», «Чего не хватает», «Гусеничка».
Образовательная деятельность :
Октябрь
1. Рисование: «Осеннее дерево;
2. Лепка: «Оладушки»;
3. Выставки творческих работ. Коллективная работа «Осеннее дерево»
Ноябрь
1. Рисование: «Красивые чашки»;
2. Аппликация: «Печенье»;
3. Выставки творческих работ.
Декабрь
1. Рисование: «Снег кружится (тычки)»;
2. Лепка: «Снежинки»;
3. Выставки творческих работ.
Январь
1. Рисование: «Снеговик»;
2. Аппликация: «Бусы для ёлочки»;
3. Выставки творческих работ.
Февраль
1. Рисование: «Кормушка для птиц»;
2. Лепка: «Зернышки для птичек»;
3. Выставки творческих работ;
4. Стенгазета «С 23 Февраля!»
Март
1. Рисование: «Красивые салфетки»;
2. Аппликация: «Цветы сердечки»;
3. Выставки творческих работ.
Апрель
1. Рисование: «Одуванчики в траве»;
2. Лепка: «Весеннее дерево»;
Май
1. Рисование: «Скворечник»;
2. Аппликация: «Бабочка»;
3. Выставки творческих работ.
Работа с родителями:
Консультация для родителей на тему «Как развивать творческие способности дошкольников»
Памятки для родителей на тему «Детское творчество дома».
Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».
Беседа с родителями: «Бросовые материалы, которые можно использовать в детском творчестве». Консультация для воспитателей по теме самообразования
3 этап - итоговый
Подведение итогов работы, выявление результатов, обобщение опыта.
Анализ результативности проведённой работы
Обобщение и распространение опыта: отчёт на итоговом педсовете.
Вывод:
Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают мышления.
В течение года я использовала в своей работе следующие приемы:
- Экспериментирование с изобразительными материалами.
Это смешивание цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.
- Использовала нетрадиционные техники изображения
в рисовании:
• рисование пальчиками,
• кляксография,
• рисование акварелью по мокрому листу,
• печатание срезами овощей, ткани, нитей
• рисование пузырями
• рисование углем
• рисование пластилином
в аппликации:
• сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, листьев, бересты, пластилина);
• использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий и т. д.).
Объясняла детям, как правильно располагать изображения на листе, что предметы располагаются дальше, ближе. Познакомила с понятием свет и тень. Проводила игры дидактические и подвижные.
Использовала прием коллективной работы.
Вовлекались родители в творческую деятельность.
Выставки: «На улицах нашего города» (конструирование машин, «Земля наша планета» (лепка, конструирование, рисование)
В конце года у детей повысился уровень ручной умелости, координации движений. Например, если в начале года им трудно давалось заштриховать фигуру или закрасить, то в конце года они делают это уже аккуратно. Повысился уровень художественно-творческих способностей. Дети стали выполнять рисунки с более сложной композицией.
Используемая литература
1. Абраменкова, Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность / Н. Ф. Абраменко // Образование и воспитание. - 2015. - №4. - С. 1-3.
2. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 41-43 с.
3. Кубайчук, Н. П. Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Н. П. Кубайчук // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 30-34.
4. Кудейко, М. В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров: учебное пособие/ М. В. Кудейко. - М. : Содействие, 2016. - 17-25 с.
5. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В. Т. Кудрявцев //Психологический журнал. - 2014. - № 5.- C. 59
6. Кузнецова, Т. Г., Болгова, И. В. Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе / Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 126.
7. Леонтьева, А. В., Николаева Л. В. Нетрадиционная техника рисования в творческом развитии дошкольников / А. В. Леонтьева, Л. В. Николаева // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4. - С. - 12-13.
8. Лыкова, И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, лаптях, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии / И. А. Лыкова. - М. : Карапуз - Дидактика, 2017. - 49-52 с.
9. Максимова, В. И. Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста / В. И. Максимова, А. А. Максимова // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 730-733.
10. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии. - 7-е изд., перераб. и доп. / Р. С. Немов. - М. : Юрайт, 2016. – 586-587 с.
11. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 105 с.
12. Севостьянова, И. Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольника / И. Н. Севостьянова / Начальная школа, 2014. - № 2. - С. 14.
13. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева Художник А. А. Селиванов. ( Детский сад: день за днем. Практическое приложение) - Ярославль: Академия развития, 2017. - 21-23 с.
14. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования/ Т. А. Цквитария. - М. : Сфера, 2017. – 45-65 с.
15. Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н. В. Шайдурова. - СПб: Детство-пресс, 2017. - 148 с.
16. Шаляпина, И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. ФГОС ДО / И. А. Шаляпина. - М. : Сфера, 2017. - 25-28 с.