МААМ-картинки

«Планеты солнечной системы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

валентина цирикова
«Планеты солнечной системы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство детей с планетой Земля, ее спутником - Луна, другими планетами и с их взаиморасположением в Солнечной системы. Сформировать представления о смене дня и ночи, времен года, растущей и убывающей (стареющей) Луны. Воспитывать желание обогащать свой кругозор и любовь к планете Земля.

Материал: глобус, настольная лампа, трубочки, баночки с песком, камни, шапочки с планетами, обруч с веревочками, макет – Солнце, картины с различными фазами Луны, маленькие «Земли» на всех детей.

Ход занятия:

А сейчас, ребята, вам

Публикация «„Планеты солнечной системы“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах

Я один вопрос задам.

В космос не хотели бы слетать?

Дети: Да!

Пед. А на чем мы отправимся в космос?

Дети: На ракете.

Пед. Прошу пройти на посадку.

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз! Два! Три! Потянись,

Вот летит ракета ввысь! (дети летят (бегут) и садятся на стульчики).И, что мы видим в иллюминаторы?

На доске – яркое, веселое солнышко.

Пед. Дети послушайте загадку:

Мы все обязаны ему –

Оно дарует жизнь всему!

На букву «С» оно зовется,

Вы догадались, это … (Солнце)

Пед. Дети, что такое солнце?

Дети: Это раскаленный газовый шар.

Пед. Правильно! Температура на поверхности солнца – 6000 градусов, а внутри солнца – 15 млн. градусов. Еще солнце – это большая, большая, просто огромная звезда, которая находится далеко от нас. Что нам дает солнце?

Дети: Солнце нам дает тепло, свет и жизнь.

Пед. А что было бы, если бы не было солнца?

Дети: Если бы не было солнца, то на земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, растения, потому что они не могут расти без света. Жили бы только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнца было бы всем плохо.

Пед. Где мы можем увидеть солнце? И в какую часть суток мы можем видеть его?

Дети: Солнце мы видим на небе в дневное время суток.

Пед. А где же солнце бывает ночью?

Дети: Ночью солнце светит на другой стороне планеты.

Пед. Дети, а как называется планета, на которой мы с вами живем?

Дети: Планета Земля.

Пед. Послушайте стихотворение.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете,

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Пед. Посмотрите в иллюминаторы. Вот наша планета Земля – это огромный – преогромный шар. Для того, чтобы представить себе не только форму, но и поверхность Земли ученые изобрели модель нашей планеты – это глобус. Если внимательно посмотреть на него, то мы видим, что преобладают какие цвета? /голубой, коричневый/. Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар.

Ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом приходит день? (Ответы детей). Наша планета находиться в постоянном движении, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, в результате чего на Земле сменяются части суток и времена года.

Проведем опыт:

Материалы: настольная лампа, глобус с прикрепленной к нему бабочкой.

Зажигаем настольную лампу – это солнце. Солнце свети на бабочку – это день. Вращаем глобус /бабочка напротив лампы/ вокруг своей оси. Видим, что бабочка удаляется от «Солнца» и менее становится освещенной, а затем вообще исчезает и находиться на противоположной стороне от Солнца – значит у нас теперь – ночь.

Но, кроме того, что Солнце вращается вокруг своей оси, оно и вращается и вокруг солнца. Полный круг проходит Земля вокруг солнца за 365 дней, а это целый год. В момент вращения земли вокруг солнца и происходит смена времен года /зима, весна, лето, осень/. Посмотрим это на нашем опыте.

Игра – Физминутка.

Дети встают в круг. Педагог стоит в центре.

Дети изображают планету Земля. Педагог – Солнце. Дети поворачиваются вокруг себя и вращаются по кругу. По сигналу педагога дети останавливаются. Педагог спрашивает: «У кого сейчас лето?», «У кого сейчас день, «У кого сейчас ночь?». Дети определяют свое положение по отношению к педагогу – Солнцу.

Приглашаю на посадку. Полет наш продолжается.

Пед: Послушайте загадку:

Блин в окошке виден Тане.

То он в масле, то в сметане

Кто-то край уже отъел

Поделиться не хотел.

Дети: /Луна /

Пед. Луна – это естественный спутник Земли, который вертится вокруг своей сестры Земли. /Демонстрация вращения Луны вокруг Земли/. Дети, почему Луну называют «спутником Земли». Что означает слово «спутник»? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удалиться. Как это продемонстрировали на примере с шаром на резинке.

На Луне нет атмосферы (воздуха) и нет воды, следовательно, там жизнь невозможна. Луна по размерам меньше Земли и намного меньше Солнца, но не только меньше, но и значительно легче. Например: на Земле прыгнув на 1 метр, на Луне – прыгните на 6 метров; на Земле вы можете поднять груз весом 10 килограммов, на Луне вы можете поднять груз весом 60 килограммов, ваш вес на Луне будет всего лишь 4 килограмма, вместо 20 – 24 килограммов. Поэтому Луна притягивает к себе находящиеся предметы слабее, чем Земля.

Незащищена она от космических камушков, до Земли они не долетают, сгорая в космосе, а до Луны долетают и могут принести вред здоровью находившимся там космонавтам.

Демонстрация макета поверхности Луны. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью. Предлагают детям сделать пальцем несколько углублений – следы человека и кинуть камешки на песок. Что было бы, если на Луне был ветер? Для ответа предлагается детям провести опыт: подуть на песок через трубочку. Следы исчезают. Но на Луне нет воздуха, а значит, нет ветра. Поэтому следы космонавтов останутся здесь навсегда.

Дети, а когда можно наблюдать на небе Луну?

Дети: Ночью.

Пед. Какой формы вы видели Луну? /ответы детей/

Пед. Правильно, она бывает разной. Луна – сама не излучает собственного света, т. е. не светится сама, а только отражает свет Солнца. Вот и получается в результате того, что, вращаясь вокруг Солнца, Земля по-разному затеняет Луну. Луна в зависимости от этого отражает различное количество света.

Когда на небе полная Луна, тогда говорят: наступило полнолуние; вообще не видно – новолуние; в зависимости, куда повернуты рожки месяца, говорят Луна стареющая или растущая. Чтобы запомнить, нужно посмотреть на Луну, если в форме буквы «С», то стареющая. Если «Р», то растущая. От появления серпика растущей Луны до следующего всегда проходит 30 дней, т. е. почти месяц. Вот поэтому серпик растущей молодой Луны называют «месяцем».

Давайте попробуем определить, какая Луна на небе, если она выглядит так: /сменяющие картинки растущей и стареющей Луны/.

Даю вам такое задание: Когда сегодня вы пойдете домой из детского сада, а на улице уже будет темно, обратите внимание какая сейчас Луна?

Пед.

Вот уже дорогой света

Прилетели мы –

К планетам Солнечной системы

Да, кроме того, что мы с вами увидели - это Солнце, Землю и Луну, вокруг Солнца вращаются и другие планеты. Их всего 9. Солнце с планетами (их спутниками и кометами) представляет собой большую семью, которая называется Солнечная система. Давайте все вместе скажем Солнечная система. Поэтому космический адрес наш таков: Солнечная система – планета Земля – страна Россия – город Белогорск. У Солнца 9 планет. Ближе всех к Солнцу, на Первой кольцевой улице, находиться Меркурий, на Второй - Венера (самая яркая из всех видимых планет с Земли, на третьей – Земля (имеющая голубой цвет, на Четвертой – Марс. За Марсом располагаются планеты-гиганты : Юпитер (самая большая планета Солнечной системы, Сатурн (вторая по величине после Юпитера, Уран (имеет зеленый цвет из-за присутствия в атмосфере газа - метан) и Нептун, а маленький Плутон живет на самой последней Девятой улице – поэтому и тепла ему достается меньше всего.

Давайте представим, что Солнце, как мама – курица, а цыплята - планеты Солнечной системы, которые кружат вокруг своей мамы, и всех она любит, согревает. Подойдите к макету Солнечной системы (обруч с 9 веревочками разной длины, на концы которых привязаны шапочки с планетами). Самый быстрый сыночек – Меркурий, самая красивая доченька – Венера, а самая добрая – Земля. Самый драчливый сынок – Марс. Самого большого и толстого зовут – Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. Демонстрация движения планет.

Мы с полета возвратились

И на Землю приземлились.

Вы сегодня хорошо поработали, и космонавты, которые наблюдали за нами с космоса дарят вам визиточки с вашим космическим адресом: солнечная система – планета Земля – страна Россия – город Белогорск, которые не дадут вам потеряться в этом огромном пространстве.

Публикации по теме:

«Солнечная система» Оформление "Солнечная система" для познавательного уголка в подготовительной к школе группе. Благодаря такому наглядному оформлению дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Планеты солнечной системы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 04:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Планеты солнечной системы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем валентина цирикова (УИ 92595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД