Вера Липина
Планирование групповых консультаций для родителей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование групповых консультаций для родителей
Цель: помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств и методов воспитания; ознакомление с общими закономерностями развития детей; повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения.
Публикация «Планирование групповых консультаций для родителей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Задачи: можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.
• изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности ребенка
• диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей
• широкое использование педагогических возможностей самих родителей (права и обязанности, интересы и возможности родителей)
• организация психолого-педагогической помощи семье
• использование активных форм общения с родителями, развивающие педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость
Время проведения: 2 раза в месяц
Продолжительность:1-1,5 часа в вечернее время
Результативность: в результате анкетирование, специфическими эффектами является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Актуальность работы с родителями мы видим в том, что родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять, а иногда просто не замечать их, свалить на влияние социума. Большое влияние на развитие ребенка имеет и стиль общения с родителями, факт принятия его в семье как личности способной на саморазвитие.
Перспективное планирование групповых консультаций для родителей
Месяц
проведения Участники Темы Цель Содержание
Сентябрь Родители групп ясельного и мл. дошкольного возраста Адаптация ребенка к новым социальным условиям.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду. Познакомить родителей с процессом адаптации. Определение понятия «адаптации», уровней адаптации. Тест для родителей «Как адаптируется ваш ребенок». Виды помощи в процессе адаптации со стороны родителей.
Сентябрь Родители всех возрастных групп Особенности и закономерности развития ребенка дошкольного возраста. Дать представление об особенностях развития детей по основным линиям развития. Особенности развития ребенка, составление портрета с помощью родителей. Тест рисунок для родителей «Я - ребенок, взрослый, родитель»; интерпретация теста.
Октябрь Родители среднего и старшего возраста Проблемы детей - проблемы родителей.
Помощь родителям в решение проблем в обучение, развитие и общение с ребенком Рассматривание и обсуждение анонимных вопросов, обмен жизненным опытом, знакомство с психологической и педагогической литературой. Активное участие всех родителей
Октябрь Родители старших возрастных групп Я и мой ребенок. Решение проблемных ситуаций. Познакомить с популярной литературой по вопросам общения и развития ребенка Дать возможность родителям посмотреть на своего ребенка глазами других родителей; возможность получения новых знаний о развитии ребенка
Ноябрь Родители групп ясельного и мл. дошкольного возраста Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности. Знакомство родителей с психологией воспитания детей раннего возраста. Определить понятия капризности и упрямства Характеристика эмоционального развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, особенности протекания возрастных кризисов. Проявление упрямства и капризности в поведении, способы общения с ребенком в таких ситуациях, удовлетворение потребности в личностной реализации своего «Я»
Ноябрь Родители старших и подготовительных групп Какие мы папы, какие мы мамы Знакомство родителей с психологией воспитания детей, определение идеальных родителей Знакомство с характеристикой существующей типологии мам и пап, стили общения с ребенком. Проведение тестовой методики А. Варга.
Предложения родителей по вопросу составление портрета «идеальных родителей», сравнение себя с предложенным портретом
Декабрь Родители всех возрастных групп Взаимоотношения в семье. Знаете ли вы своего ребенка.
Определение взаимоотношений в кругу семьи; развитие представлений о своем ребенке, выработка нового стиля отношений Тестовая методика «Круг семьи». Определение взаимоотношений в семье, трудности, стиль общения, составление индивидуального портрета ребенка по наблюдениям педагога и родителей
Декабрь Родители групп яельного и мл. дошкольного возраста Эмоциональные
нарушения в поведении.
Познакомить с характеристикой эмоционального развития детей раннего возраста; нарушения в эмоциональном развитии, способы и методы коррекции нетрадиционными техниками Характеристика эмоционального развития в хронологическом порядке. Особенность возрастного периода от 0 до 1 года жизни, от 2-х до 3-х лет. Трудности в управляемости поведения в эти периоды. Методы коррекции, снятие негатива.
Январь Родители средних и старших возрастных групп Как мы воспитываем своего ребенка (способы поощрения и наказания). Определение воспитательного потенциала родителей с помощью поощрений и наказаний.
Можно ли обойтись без наказаний. Практикум для родителей; «круглый стол»; обсуждение существующих поощрений и наказаний; причины тех или иных действий, источники их происхождения, плюсы и минусы каждого способа, влияние на личностное развитие ребенка. Решение проблемных ситуаций
Январь Родители мл. и средн. групп Темпераментные особенности, учет в воспитании и развитии ребенка Определить темперамент ребенка; характеристика индивидуальных особенностей и стиля деятельности, соотношение темпераментов родителей и детей Тест опросник (наблюдение) родителей для определения темперамента ребенка. Характеристика каждого типа темперамента, их соотношение, влияние на личностное развитие ребенка. Особенности поведения, характеристика вида деятельности, эмоциональное состояние. Игры для детей каждого темперамента
Февраль
Родители мл., сред. и старш. групп Детские страхи Природа возникновения страхов. Как помочь ребенку победить свой страх. Способы коррекции детских страхов. Детские страхи в раннем возрасте. Проведение тестовой методики Захарова А. И. объяснение причин возникновения страхов, слова, движения, формирующие страхи у детей. Различия страхов у девочек и мальчиков, возрастная периодизация страхов. Страхи, приводящие к развитию невротической личности.
Февраль
Родители средних и старших групп Детская агрессивность Факторы провоцирующие возникновение детской агрессивности. Особенности поведении и способы коррекции через организацию игровой ситуации. Влияние семьи на возникновение агрессивного поведения как способа защиты. Рассматривание конкретных педагогических ситуаций, случаев проявления агрессивного поведения по отношению к детям, взрослым, предметам. Коррекция агрессивного поведения, построение новых взаимоотношений, вытеснение агрессивных реакций через нетрадиционные техники.
Март
Родители старших и подг. групп Гиперактивность – болезнь или особенность поведения. Знакомство с понятием ММД, особенность строения НС у ребенка раннего возраста, взаимосвязь влияние НС на поведенческие реакции ребенка. Шустрики и мямлики, какие они. Определение темпераментных особенностей ребенка по схеме наблюдения. Рассказ о ММД на конкретном примере. Способы организации деятельности и образовательного процесса с учетом особенностей поведения, влияние раздражающих факторов.
Март
Родители всех возрастных групп Об особенностях психологического и социального развития Индивидуальные особенности развития ребенка. Составление портрета ребенка на основе наблюдения и психологического тестирования (по желанию родителей) Индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка. Индивидуальные возрастные особенности. Темпераментные особенности, свойства НС, характер, виды деятельностей и др.
Апрель
Родители подготов. группы Как выбрать школу : психологическая адаптация Определения понятия «готовности к школьному обучению» и составляющие понятия, формирование психологической готовности к школьному обучению виды школ по направлениям и программам обучению. Знакомство с существующими образовательными программами, их направленность. Помочь родителям правильно выбрать направление развития своего ребенка, исходя из его развития, умений, знаний. Знакомство с литературой по данной теме.
Апрель
Родители подготов. группы Готовность к школе : психологический аспект.
Диагностика готовности к школе, составляющие элементы. Самооценка ребенка, как важный элемент в школьной готовности. Знакомство с тестовыми методиками. Тестирование, виды тестовых методик, бесед при приеме ребенка в школу. Рекомендации по поводу бесед с учителем, направленности ребенка на обучение в школе. Обмен опытом между родителями.
Май
Родители всех возрастных групп Как развивать ребенка дома. Почему ребенку нужна игра. Знакомство с существующими образовательными программами, виды развивающих игра и их организация. Влияние домашнего развития на формирование личности ребенка. Родителям раздаются готовые карточки с существующими играми для детей разных возрастов для ознакомления и проигрывания в кругу родителей. Обсуждение влияние игр на развитие ребенка. Развитие познавательной и мыслительной деятельности, общения.
Май Родители всех возрастных групп Психологическая безопасность ребенка. Как проводить свободное время с ребенком Организация самостоятельной деятельности ребенка.
Знакомство с программами развития дома и знакомство с городом. Творческий диспут по поводу праздника города, организация игр по знакомству с городом, знакомство с образовательными программами существующими у нас по ознакомлению с городом (музеи, театры, библиотеки и др.). вопросы безопасности ребенка при организации его свободной деятельности дома и на улице, соблюдение правил безопасности.