Елена Юманова
Планирование по теме «Лепка как вид творчества для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Детям очень нравится лепить из яркого пластилина и теста - ведь это весело и интересно! Можно создавать забавные фигурки и поделки, играть с ними, дарить друзьям и близким, украшать ими новогоднюю елку или устроить представление! Лепка является обязательным элементом детского образования и гармоничного развития. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия этим видом изобразительного творчества помогают ребенку стать самостоятельным, инициативным, целеустремленным, раскрывают его внутренний мир и творческий потенциал.
Публикация «Планирование по теме „Лепка как вид творчества для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лепка. Планирование
- Мелкая моторика
- Планирование. Планы работ
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В процессе занятий по лепке ребенок научится, работая с пластилином, отламывать от большого комка маленькие кусочки, скатывать большие и маленькие шарики между ладоней круговыми движениями, расплющивать на картоне маленькие шарики пальцем сверху (метод налепа, сплющивать шарик между ладоней, раскатывать брусок на дощечке прямыми движениями рук вперед-назад, соединять концы «колбаски» в виде кольца, объединять две вылепленные формы в один предмет, оформлять поделки с помощью дополнительного материала, изображать в лепке несложные предметы.
Третий год жизни – это период, когда в процессе предметной деятельности у ребенка развивается крупная и мелкая моторика рук. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение,формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В процессе лепки пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для малыша изделия, закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Таким образом, лепка – один из эффективных приемов развития речи детей.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Цели.
-Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
- Показать детям разнообразие пластических материалов (пластилин, соленое тесто).
-Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, раскатывание,отщипывание, сплющивание и прихлопывание.
-Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
Задачи.
-Видеть основные формы предметов,выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки.)
-Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.
-Создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску,шар (колобок,слегка преобразовывая в иные формы (шар-сплющивать в диск,цилиндр в пластину. ,создавая при этом выразительные образы).
Форма представления результатов:
-открытое занятия;
-работа с родителями (консультации, беседы, занятия) ;
-выставка детских работ.
План работы.
Сентябрь.
Занятие 1. Вот какое тесто
Цель занятия:Познакомить с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеихрук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.
Прием лепки. Разминание.
Октябрь.
Занятие 2. "Печем блины".
Цель: Расширять сенсорный опыт (работа с цветным тестом). Формировать интерес к работе с тестом.
Приём лепки. Расплющивание
Ноябрь.
Занятие 3.«Покормим птиц»
Цели: Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Прием лепки. Отщипывание.
Декабрь.
Занятие 4. Новогодняя елка (Лепка из пластилина)
Цели: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Развивать речь и мышление, память детей.
Приём лепки. Скатывание.
Январь.
Занятие 5. Баранки для белочки
Цель занятия:учимся раскатывать «колбаску» и скреплять ее концы между собой.
Приём лепки. Раскатывание.
Февраль.
Занятие 6. Конфеты на тарелке (пластилиновые картинки)
Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Прием лепки : «Надавливание»
Март.
Занятие 7. Узоры. (лепка из солёного теста)
Цель занятия: Продолжать знакомить детей с тестом;Учить расплющивать ладошкой,закрепляя к основе; развивать мелкую моторику.
Приём лепки. Расплющивание.
Апрель.
Занятие 8. Пирамидка из колечек.
Цель занятия:продолжаем учиться раскатывать "колбаску"; развивать аккуратность, цветовосприятие,воображение.
Приём лепки. Раскатывание.
Май.
Занятие 9. "Неваляшка"
Цель занятия: закрепить умение детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней;развивать память детей;развивать мелкую моторику.
Приём лепки. Скатывание.
План работы с родителями.
Ноябрь. Тема: Беседа "Лепка-как вид художественного творчества для развития речи и мышления ребёнка".
Февраль. Тема: Совместное занятие родителей с ребёнком "Гусеничка на цветке".
Апрель. Тема: Совместное занятие родителей с ребёнком "Фрукты из солёного теста".
Литература.
1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М, Мозаика-Синтез, 2005.
2. Галигузова Л. Н., С. Ю. Мещеряков. Педагогика детей раннего возраста. М, Владос, 2007, с 79.
3. Елецкая О. В. День за днем говорим и растем. М, Творческий центр, 2007.
4. Павлова Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. М, Синтез, 2005.
5. Васильева Е. Ф. Способности и дарования на кончиках пальцев. / Воспитатель ДОУ, № 12, 2009, с 86.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй: веселые игры», Издательство «Росмен», Москва, 1994г.
7. Одинокова Г. «Игры с тестом, развитие умения лепить». \ Дошкольное воспитание, №2 2007г.
8. Антипова М. «Соленое тесто», Издательство «Рипол классик», 2007г.
9. Хананова И. «Соленое тесто», Издательство «АСТ – пресс», Москва, 2007г.
10. Одинокова Г. Ю. «Лети, тесто», ООО Издательский дом «Карапуз», 2006г.
11. Лыкова И. Л., Грушина «Интерьер из соленого теста», ООО Издательский дом «Карапуз», 2006г.
12. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2009г.
13. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики руки», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2009г.
14. И. Лыкова, Л. Грушина «Заплетушки из соленого теста», ООО Издательский дом «Карапуз», 2006г.
15. И. А. Лыкова "мы лепили, мы играли"книга для занятий с детьми москва "карапуз-дидактика"2005