Получи документы

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трех лет

Эмма Позднякова
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трех лет

ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ

Оглавление

1. Цель 2

2. Введение 3

3. Общие подходы к планированию 4

4. Содержание работы по обогащению жизненного опыта детей 7

5. Блок «Мой детский сад, моя группа» 10

6. Блок «Осень наступила» 18

7. Блок «Зима пришла» 30

8. Блок «Весна стучится к нам в окно» 50

ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ

Публикация «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трех лет» размещена в разделах

Цель: – помочь воспитателям в решении задач по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей.

планирование включает :

• иллюстрации Ю. Васнецова к народным песенкам и потешкам;

• рисунки с изображением снеговиков;

• фотографии игрушек (Деда Мороза и Снегурочки, героев передачи «Спокойной ночи малыши», экзотических животных (черепахи, крокодила, обезьяны, льва и т. п.);

• изображение известных детям по сказкам животных (зайчика, собаки, лисы, петушка и др., выполненных аппликацией и силуэтом.

ВВЕДЕНИЕ

Ранний возраст является особым периодом в жизни ребенка. По темпам развития

мозга и нервной системы, которые влекут за собой изменения в познавательных, волевых и эмоциональных процессах, этому периоду нет равных. А это значит, что именно в раннем детстве во многом определяется будущее человека: его здоровье, характер, способности, отношение к себе и другим людям. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, и оно целиком зависит от окружающих его в семье и детском саду взрослых, от

их профессионального мастерства, компетентности, умения пользоваться современными достижениями науки.

Общеизвестно, что труд воспитателя, работающего с детьми раннего возраста, представляет большую сложность. От воспитателя и его помощника требуются значительные физические усилия в связи с трудоемким уходом за маленькими детьми, которые беспомощны и не в состоянии полноценно обслуживать себя сами. Труд воспитателя связан с постоянным напряжением и ответственностью за жизнь, здоровье и развитие доверенных ему детей. Но, несмотря на физические и моральные трудности, большинство воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, одержимы искренним желанием сделать жизнь детей в своей группе как можно лучше. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях России самыми уютными и оснащенными группами являются группы раннего возраста, а самыми заинтересованными в вопросах формирования здоровья и развития маленьких детей воспитатели.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ

Понедельное планирование рассчитано на то, что в течение недели максимально допустимую нагрузку составят 11 занятий и игр с

детьми. При этом количество образовательных игр-занятий в первой половине дня будет не более двух. Кроме указанного понедельного содержания, воспитатели проводят с детьми ежедневно повторяющиеся мероприятия:

• чтение детям художественных произведений (проза, поэзия, фольклор);

• подвижные игры и игровые упражнения;

• на прогулке наблюдение в природе, совместный труд, подвижные игры;

• формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания (раздевание/одевание);

• познавательно-речевые мероприятия (комментирование происходящего;

деятельность детей под руководством воспитателя с дидактическими пособиями и играми).

Свободная самостоятельная деятельность детей включает:

• различные виды игр по выбору детей;

• упражнения по развитию мелкой моторики;

• свободная двигательная деятельность;

• конструирование (из кубиков);

• манипулирование и игры с сенсорными материалами (сенсорный стол);

• складывание разрезных картинок и кубиков.

Календарное планирование работы с детьми 2-3 лет осуществлялось авторами на

основе пяти содержательных блоков:

-мой детский сад;

-моя группа;

-осень наступила;

-зима пришла;

-весна стучится к нам в окно.

Заключительный блок «Вот и стали мы на год взрослей» предлагают воспитателям спланировать самостоятельно в зависимости от тех результатов в работе с детьми, которые они получат к концу года. На протяжении четырех недель воспитатель будет иметь возможность усилить те направления работы с детьми, которые вызывали у них сложность или оказались не в полной мере реализованы в соответствии с требованиями программы. Так, например, если анализируя результаты выполнения программы, воспитатели увидят, что у большинства детей не сформированы практические навыки работы с краской, то они смогут увеличить количество занятий по изобразительной деятельности или ввести ежедневное рисование краской. Если же к концу года большинство детей будет испытывать трудности в действиях с предметами (например, дети не могут собрать 3-4 - местную матрешку или пирамидку, следовательно, надо увеличить количество такого рода занятий с детьми и т. п.

Отсутствие в плане информации по вопросам формирования у детей культурно-гигиенических навыков связано с тем, что в педагогической деятельности воспитателя групп раннего возраста эта работа должна осуществляться постоянно по мере необходимости. Маленькие дети тяжело переживают дискомфорт, поэтому все гигиенические процедуры по уходу за ребенком должны быть проведены незамедлительно по мере возникновения потребности в этом. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков

должно осуществляться воспитателем постоянно : обучать детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой и вытирать их насухо; формировать умения: привести себя в порядок (вытереть грязный рот, поправить одежду и т. п., самостоятельной еде из своей тарелки, держа ложку в правой руке; в определенном порядке одеваться и раздеваться (самостоятельно расстегивать одежду на молниях и липучках и снимать/надевать ее) и т. п.

В представленной системе планирования вопросы музыкального развития детей не получили должного освещения в связи с тем, что это направление планирует музыкальный руководитель. Описание работы с детьми по физической культуре ограничено в плане потому, что этот вопрос должен рассматриваться специалистами (медицинскими работниками и воспитателями) с учетом здоровья детей каждой конкретной группы.

Вместе с тем в плане предусмотрено время для разучивания с детьми новых подвижных игр и проведения с ними «Вечеров подвижных игр», когда воспитатель играет с детьми в игры по их желанию. В плане дается краткое описание новых игр, а при планировании общеизвестных игр («У медведя во бору», «Воробушки и автомобиль» и т. п.) указано только их название.

При составлении годового плана особого подхода потребовали вопросы, связанные с развитием детей в игровой деятельности, потому что планирование данного направления зависит от уровня развития сюжетно-ролевой игры детей каждой конкретной группы.

Общеизвестно, что в возрасте от 2 до 3 лет дети должны играть ежедневно, а воспитатель вести за ними наблюдения. При проведении наблюдений он фиксирует интерес каждого конкретного ребенка к игровой деятельности, характер его игровых действий, использование или неиспользование предметов-заместителей. При этом, по мнению психологов (Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В, Ермолова, С. Ю. Мещерякова,

для детей 2-2,5 лет и 2,5 _3 лет существуют разные возрастные нормы. В возрасте 2-2,5 лет возрастной нормой является выраженная потребность ребенка в игре и использование в игре разных вариантов игровых действий, а также использование (хотя и редкое)

предметов-заместителей. В возрасте 2,5–3 лет возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры, при котором ребенок проявляет ярко выраженную потребность в игре с сюжетными игрушками. Репертуар таких игровых действий богат и разнообразен, и в процессе игры малыш охотно и регулярно использует предметы–заместители. Если ребенок не играет, то это свидетельствует о грубой задержке в его психическом развитии и этого малыша необходимо показать психологу или другим специалистам. Из всего вышесказанного становится очевидным, что заочно планировать

работу по развитию детей в игре невозможно. Вместе с тем, в нашем планировании

представлен ряд направлений, которые мы считаем чрезвычайно полезными для развития вообще, и в том числе для игровой деятельности.

Во-первых, формированию интереса к игре во многом способствует игровая среда.

Поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды, в которой они будут «жить» в группе, вызывает у детей интерес к игровой деятельности.

При таких условиях воспитателю вполне достаточно проявить игровую инициативу и решить те задачи, которые не позволяют каждому конкретному ребенку повысить свой уровень самостоятельной игры.

Во-вторых, широкое использование в данной системе планирования потешек, песенок, стихотворений во многом способствует принятию ребенком роли и обогащению игровых сюжетов. Для того чтобы работа по обогащению жизненного опыта детей осуществлялась и по другим направлениям, рекомендуем воспользоваться материалами,

представленными ниже в виде таблицы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ

- Организация наблюдений за поведением взрослых и сверстников

- Обсуждение с детьми домашних дел взрослых

- Привлечение детей к посильному участию в жизни группы

- Рассказывание эпизодов из жизни взрослых, рассматривание иллюстраций

- Чтение детских книжек

- Обсуждение действий помощника воспитателя при подготовке к завтраку,

обеду, полднику (последовательность сервировки и т. д.).

- Обсуждение действий помощника воспитателя при уборке

группы после приема пищи.

- Обсуждение действий помощника воспитателя при мытье

посуды.

- Обсуждение действий взрослых и детей при подготовке

ко сну:

• умывание;

• полоскание рта;

• мытье рук;

• последовательность раздевания;

• Расположение вещей на стульях;

• укладывание в кровать с ласковым обращением к детям;

• пение колыбельной песни.

- Обсуждение действий взрослых и детей при сборах на прогулку:

• поведение в раздевательной комнате (нельзя громко разговаривать, бегать);

• соблюдение последовательности одевания;

• оказание помощи друг другу;

• обращение за помощью к взрослым, умение выразить благодарность;

уважительное отношение к пожилым людям, умение прийти к ним на помощь.

• Поинтересоваться у ребенка, какую еду ему готовит мама.

• Как мама стирает и гладит белье?

• Как мама купает своих детей?

• Как мама укладывает своих детей спать?

• Как взрослые гуляют с детьми?

• Как мама убирает квартиру?

• Как дети дома смотрят телевизор (мультфильмы, передачу «Спокойной ночи, малыши!»?

• Как родители с детьми отправляются в поездку на одном из видов транспорта (машина, поезд, самолет?

• Как мама с детьми делает покупки?

• Как мама посещает врача с больным ребенком?

• Как мама лечит больного ребенка?

• Как мама празднует день рождения?

• Как мама ухаживает за комнатными растениями?

• Как папа участвует в жизни семьи (помогает сделать покупки,

привезти или принести их и т. п. ?

• Наведение порядка в раздевальной комнате (отработка правил хранения одежды в шкафу).

• Складыванию бумажных салфеток.

• Участие в уборке группы (протирание пыли,

• Раскладывание игрушек и строительного материала).

• Участие в ремонте книг.

• Участие в стирке кукольной одежды.

• Участие в украшении группы к празднику (коллективные панно, флажки).

• Оклеивание картонных ящиков бумагой и их окраска в любимый цвет каждого ребенка.

• Участие в общей работе.

• Участие в уходе за комнатными растениями.

• Оказание помощи воспитателю в поиске необходимых вещей, пособий.

• Участие в составлении букетов для украшения группы живыми цветами и ветками.

• Рассказы воспитателя из своего прошлого : -детство; -игрушки; -смешные случаи; - игры; - праздники; - книги; - подарки; - общение с другими детьми и взрослыми; - общение с животными; - поездки и переживания, которые испытывали; - любимые игровые сюжеты; -плохие поступки, испорченные игрушки. -Рассказы воспитателя о радостных событиях: - рождение ребенка, окончание им школы, благополучное завершение военной службы и т. п.

• Рассматривание фотографий из семейного альбома, знакомство детей с членами семьи.

• Рассматривание иллюстраций в детских книгах и побуждение детей к пониманию их содержания и тех эмоциональных состояний, которые переживают герои: Кот-скороход с козой весело шагают по

лесу, Маня радуется покупкам и т. п.

А. Прокофьев «Шел кот-скороход».

А. Барто «Игрушки» : «Мишка», «Бычок», «Слон», «Лошадка», «Зайка», «Козленок», «Дело было в январе», «Кораблик».

Н. Саконская «Маша варежку надела».

Л. Зубкова «Апельсин».

В. Бианки «Лис и мышонок».

М. Бекетов «Совушка-сова».

Р. Кудашова «Гусенок пропал».

К. Чуковский «Черепаха».

В. Мирович «Потеряла корова теленка».

С. Маршак «Цирк», «Львенок», «Кто колечко найдет?»,

В. Берестов «Мишка, мишка, лежебока»,

«Бычок», «Больная кукла».

М. Ивенсен «Елочка».

Э. Мошковская «Подарите крокодила».

М. Моравская «Бегемот».

Потешки:

«Пришел медведь к броду».

«Пошла Маня на базар».

«Сидит белка на тележке».

«Зайка серенький».

«Зайчишка-трусишка».

«Уж ты, Петя-петушок.».

«Сова, совинька, сова…».

«Гуля, гуля-голубок».

Пестушки для успокоения детей.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ

Блок «Мой детский сад, моя группа»

(с 1 по 4 неделю)

1 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Идем в гости к заведующей и методисту детского сада». Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное отношение к ситуации пребывания в детском саду. Дать детям понять, что в детском саду окружающие их взрослые всегда готовы обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту и даже подарить игрушки.

«Знакомимся с куклами и мягкими игрушками, которые получили в подарок». Вызывать у детей расположение и симпатию к игрушкам, желание участвовать в их обустройстве в группе, давать имена куклам и клички животным.

Изобразительная деятельность

«Идем в гости к специалисту по изобразительной деятельности». Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное отношение к ситуации пребывания в детском саду. Дать понять, что в детском саду работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту и даже подарить им изобразительные материалы.

«Продолжаем обустройство «жизни» кукол и мягких игрушек в

группе». Рассмотреть мебель, постельные принадлежности, одежду,

посуду в игровом уголке группы. Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками.

Познавательно-речевое развитие

«Идем в гости к работникам кухни». Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку. Дать понять, что в детском саду работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту, приготовить пищу и даже

угостить их чем-нибудь вкусным.

Конструирование.

Рассмотреть имеющиеся в группе материалы для конструирования, определить место для хранения крупного строительного материала и модулей и организовать его перемещение при участии всех детей.

Литература

«Обустраиваем книжный уголок группы».

Познакомить детей с книжным уголком и объяснить, как правильно пользоваться имеющейся литературой. Показать детям книги, с которыми предполагается знакомить их в течение учебного года.

Вызвать чувство радости от восприятия обилия ярких обложек, красочных иллюстраций. Предложить каждому ребенку взять понравившуюся

книгу в руки и рассмотреть иллюстрации в ней.

«Рассматриваем иллюстрацию Ю. Васнецова к стихотворению А. Прокофьева «Шел кот-скороход».

Вызывать у детей интерес к совместному рассматриванию иллюстрации. Помогать понять ее содержание. Обратить внимание на красивую одежду козы и кота.

Изобразительная деятельность

«Путешествуем по групповой комнате с остановками на станциях: «Цветных карандашей» и «Пластилиновая»

Вызывать у детей интерес к изобразительным материалам, познакомить с местом и правилами их хранения, нарисовать и слепить что-нибудь в подарок детям. Использовать игровые методы и приемы, побуждающие детей к активным действиям с изобразительными материалами совместно с воспитателем.

Знакомимся с игрушкой Богородской фабрики резьбы по дереву:

«Медведица качает медвежонка на качелях».

Вызывать интерес к игрушке и желание действовать с ней. Помогать

понять ее содержание. Доставить детям радость от игры с игрушкой.

В процессе беседы с детьми и родителями воспитатель выясняет, смотрят ли дети телепередачу «Спокойной ночи малыши». Затем предлагает родителям в целях формирования у детей положительного эмоционального состояния в период адаптации ввести в жизнь группы новую традицию, которую можно назвать «Доброе утро, малыши». По форме и содержанию она должна быть приближена к передаче. «Спокойной ночи малыши». Поэтому воспитатель может использовать макет телевизора, сделанного из бумажной коробки, и игрушки из пластизоля с изображением героев передачи: Хрюши, Фили, Степашки и Каркуши, которые даны им в комплекте. Воспитатель включает звукозапись мелодии. Дети свободно располагаются рядом на ковре,

диване, стульчиках. Воспитатель, представившись им телеведущей, но под своим настоящим именем, с использованием игрушек «поднимает» какую-нибудь проблему, которая интересна, полезна и понятна детям. Например, Каркуша обращает внимание детей на то, что у Хрюши нет

носового платка. Хрюша говорит, что он ему не нужен, но воспитатель в роли телеведущей помогает зверятам убедить Хрюшу в необходимости иметь носовой платок и пользоваться им, потому что так поступают все дети этой группы. Если в группе есть телевизор, то включается короткая видеозапись мультфильма. В том случае, если в группе нет телевизора, традицию с просмотром «телепередачи» «Доброе утро малыши!» можно проводить в другом помещении: музыкальном зале, холле и т. п. или исключить просмотр мультфильмов, заменив его короткой инсценировкой с использованием игрушек.

При выборе содержания для беседы с детьми воспитатель может поднимать любую тему, но не допускать скучных нравоучений и затягивать разговор с детьми. На проведение этой традиции должно быть затрачено вместе с просмотром мультфильма не более 15 минут, так как в противном случае она может привести к переутомлению детей. Учитывая, что по окончании проведения традиции «С добрым утром, малыши!» дети не будут ложиться спать, мелодию и слова песни «Спят усталые игрушки» надо заменить на бодрый марш, например, «На зарядку, на зарядку, на зарядку, на зарядку становись!», и предложить детям походить по группе и выполнить соответствующие их возрасту и физической подготовке упражнения.

2 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Идем в гости к медицинским работникам». Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и вызывать положительное отношение к ситуации пребывания в детском саду. Дать понять детям, что в детском саду работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту, а если потребуется оказать медицинскую помощь и даже угостить их чем-нибудь вкусным и полезным.

«Вносим в игровой уголок предметы и предметы-заместители для лечения

игрушек». Продолжать привлекать детей к созданию условий для игры. Вызывать интерес к действиям с ватой, бинтами и т. п.

Изобразительная деятельность

«Получаем в подарок красивые картинки».

Создавать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное отношение к пребыванию в детском саду. Вызывать у

детей интерес к изобразительным материалам и желание действовать с ними. Педагог фломастерами, краской гуашь, цветными восковыми мелками, шариковыми ручками и др. материалами рисует или раскрашивает картинки в подарок детям.

«Слушаем стихотворение А.

Прокофьева «Шел кот-скороход» и повторно рассматриваем иллюстрации Ю. Васнецова к ней».

Вызывать интерес к восприятию поэзии, помогать понимать смысл стихотворения с использованием уже знакомой иллюстрации.

Познавательно-речевое развитие

«Путешествие по групповой комнате с остановкой на станции

«Кукольная». Продолжать знакомство детей с куклами и их «хозяйством». Закреплять имена, которыми были названы куклы. Привлекать детей к оборудованию игрового уголка предметами для купания игрушек. Вызывать

приятные воспоминания, связанные с купанием в домашней обстановке и побуждать поделиться опытом при проведении игры «Купание кукол».

Конструирование.

Продолжать знакомить детей со строительным материалом с последующей постройкой совместно с воспитателем несложных конструкций (дорога, мост, башенки и пр.) и их обыгрыванием. Вызывать интерес к совместной деятельности.

Литература

«Путешествие по групповой комнате с остановкой на станции «Мягкие игрушки». Продолжать вызывать интерес к мягким игрушкам. Закреплять клички, которыми были названы игрушки. Прочитать стихотворение А. Барто «Зайка» и обсудить с детьми этот случай. Способствовать появлению у детей чувства сострадания к игрушечному зайчику и желание оказать ему помощь.

Продолжаем знакомиться с игрушкой «Медведица качает медвежонка». Продолжать вызывать интерес к игрушке.

Рассказать детям историю о том, как мама медведица гуляла с медвежонком, а затем качала его на качелях.

Изобразительная деятельность

«Бабочки из фантиков».

Вызывать интерес к продуктивной деятельности. Обращать внимание детей на последовательность действий взрослого и способствовать пониманию предлога «на», слов «подальше», «поближе», «с одной стороны», «с другой стороны». Создавать атмосферу, способствующую проявлению у детей чувства радости по поводу получения подарка. Привязать к бабочкам нитки. Использовать игрушку кошку для проведения игры «Кошка Мурка ловит бабочек».

Театр игрушек по потешке «Пришел медведь к броду».

Создавать положительную эмоциональную атмосферу, вызывать чувство радости, восторг при падении игрушки в воду. Способствовать пониманию детьми предлогов, обозначающих действия: «в», «на» и т. п. Развивать фонематический слух.

3 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Путешествуем по раздевальной комнате».

Вызывать интерес к шкафчикам, которые являются на время пребывания ребенка в детском саду «собственностью» каждого ребенка, и желание красиво располагать там свою одежду, головные уборы и обувь. Создавать игровую мотивацию, способствующую появлению у детей желания следить за порядком размещения вещей, их состоянием. Например, шкафчик – это «домик для одежды», в котором для каждого вида отведены специальные «комнаты», расположенные на разных этажах.

На первом этаже «живет» обувь, на втором _ одежда и т. п. Продолжать добиваться понимания детьми в речи предлогов : «на», «над», «под», разницы в величине: маленькая, большая.

«Одежда игрушек».

Познакомить детей с местом хранения в игровом уголке одежды игрушек, рассмотреть ее, назвать.

Вызывать у детей желание включать одежду игрушек в игру, объяснив им, что когда они «пойдут» с дочкой гулять, то надо надеть ей соответствующую одежду, а когда будут укладывать спать – надеть пижаму и т. п.

Предложить детям поиграть в игру «Подберем одежду для наших игрушек».

Изобразительная деятельность

Лепка. «Волшебные комочки».

Вызывать интерес к пластическим материалам и желание действовать с ними. Познакомить со свойствами пластических материалов: мягкий, можно отрывать отдельные комочки и действовать с ними по-разному: сминать, примазывать к доске, скатывать.

Побуждать детей к самостоятельным действиям с материалом, проявляя

интерес к продукту детской деятельности: «Какой (какая) ты молодец! Сам (сама) слепила! А что это у тебя получилось?» Тем детям, которые

отказываются, воспитатель лепит из комочков что-нибудь сам, или дети переносят комочки на отдельные доски и используют по своему усмотрению.

Знакомство с игрушками, изображающими транспорт.

Вызывать у детей интерес к игрушкам, изображающим транспорт. Обращать внимание на разнообразие видов транспорта и возможности их использования в игре: на грузовике можно перевозить строительный

материал, мягкие модули, игрушки и т. п. Предложить каждому ребенку

указать на машину, которая ему больше всего понравилась. Похвалить выбор детей и рассмотреть эти машины: указать грузовая она или

легковая, рассмотреть ее строение и назвать цвет.

Познавательно-речевое развитие

«Путешествуем по группе».

Закреплять у детей желание к совместной со взрослым деятельности и вызывать интерес к материалам и оборудованию для познавательно-исследовательской деятельности, которые располагаются в группе в поле зрения детей на сенсорном столе или низкорасположенных полках. Обращать внимание детей на объекты для исследования в действии (пирамидки, стержни с цветными кольцами для нанизывания, объемные вкладыши, ящики с прорезями и т. п.). Рассказать и показать, как можно действовать с ними. Вызывать интерес к сборке пирамидок, состоящих

из колечек одного цвета, но разного размера, с последующим объяснением приемов подборки колец по степени уменьшения.

Аппликация.

«Наклеиваем красивые картинки».

Познакомить детей с приемами наклеивания вырезанных картинок на бумагу. Побуждать к проявлению инициативы при выборе картинки и определению ее месторасположения на листе бумаги. Упражнять в понимании слов: вверху, внизу, рядом. Способствовать повышению эмоционального тонуса детей, подарив им картинки.

Литература

Продолжать знакомить детей со стихами

А. Барто из цикла «Игрушки», используя реальные игрушки, имеющиеся в группе.

Напомнить стихотворение «Зайка» и познакомить со стихотворением «Мишка». Обсудить с детьми случаи, которые произошли с игрушками. Способствовать появлению чувства сострадания к игрушкам и желание оказать им помощь. Игрушки, которые использовались при чтении стихов,

разместить в группе и в последующие дни периодически повторять с детьми текст знакомых стихотворений.

Театр игрушек по потешке «Пришел медведь к броду» Создавать

положительную эмоциональную атмосферу, вызывать чувство радости,

восторг при падении игрушки в воду.

Способствовать пониманию детьми

предлогов, обозначающих действия «в», «на» и т. п. Развивать фонематический слух.

Изобразительная деятельность

Панно «Ладошки детей нашей группы».

Способствовать установлению эмоционального контакта с каждым ребенком. Вызывать интерес к совместной деятельности со взрослы (воспитатель обводит фломастером ладони детей и под изображением подписывает имя ребенка). Побуждать детей узнавать свои ладошки на панно.

«Из красивых осенних цветов составим букет». Содействовать восприятию красоты цветущих растений, любованию ими. Вызывать желание вместе с воспитателем подбирать цветы для букета и украшать им группу.

4 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно- речевое развитие

«Путешествуем по спальне». Способствовать закреплению у детей месторасположения своей кровати. Познакомить с постельными принадлежностями и научить различать их. Предложить найти и рассмотреть толстый матрас, простынку, теплое одеяло, подушку, потрогать и погладить их рукой.

Упражнять в понимании слов: сверху, внизу и предлогов: на, под и т. п. Предоставить возможность получить удовольствие от чистого и выглаженного постельного белья, красивых покрывал.

Рассказать детям о том, как надо вести себя в спальне, чтобы

не мешать другим спать.

«Постельные принадлежности наших игрушек». Продолжать знакомить детей с оборудованием игрового уголка. Вызывать интерес к созданию условий для «жизни» игрушек.

Упражнять в различении постельных принадлежностей по назначению и

величине. Предоставить возможность получить удовольствие от чистого белья, красивой отделки, вышивки. Обыграть укладывание игрушек спать с использованием колыбельной «Баю-баю, баю-бай, ты, собачка, не лай» и «Заиньки».

Изобразительная деятельность

Рисование. «Красивая посуда для игрушек».

Вызывать интерес к рисованию краской гуашь. Заинтересовать возможностью использования краски для росписи изделий из бумаги (тарелок, стаканчиков и т. п.). В присутствии детей расписать их. В процессе работы познакомить детей с красным, синим, желтым и зеленым цветами краски, побуждать запоминать названия цветов и различать их.

«Играем с красивой посудой». Организовать чаепитие в игровом уголке с использованием разрисованной воспитателем посуды.

Продолжать знакомить с предметами орудиями (ложкой, чашкой и т. п.)

Побуждать детей к бережному обращению с игрушками, помогать вспоминать их имена, клички.

Познавательно-речевое развитие

«В туалетной комнате».

Продолжать приобщать детей к предметному содержанию ближайшего непосредственного окружения.

Вызывать интерес к получению дополнительной информации об уже знакомых предметах гигиены, приобретать и совершенствовать практические навыки в их использовании. Обратить внимание детей на приятный запах мыла, полюбоваться чистотой сантехнического оборудования. Вызвать желание вымыть руки, тщательно вытереть их. Напомнить о том, что каждый ребенок должен иметь свои предметы гигиены и пользоваться только ими.

Конструирование.

Продолжать знакомить детей со строительным материалом. Объяснить и показать прием размещения по горизонтали кирпичиков и пластин. Построить заборчик и обыграть его.

Познакомить детей с понятным им правилом, которого должны придерживаться все дети группы: «Сами играем с конструктором, сами его убираем».

Рассказать и показать детям, как правильно раскладывать материалы.

Литература

«Рассказывание детям русской народной сказки «Курочка ряба» с использованием наглядных средств: фланелеграфа, кукольного театра би-ба-бо, плоскостного театра и т. п. Обращать внимание на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в повторном прослушивании сказки, проговаривании вместе со взрослым отдельных слов и фраз.

«Полюбуемся красивым ковром из разноцветных осенних листьев и

поиграем с листочками». Показать детям красоту осенних листьев и

предоставить возможность почувствовать их запах, увидеть разнообразие окраски и получить удовольствие от игры с ними.

Изобразительная деятельность

Лепка. «Конфеты для игрушек».

Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластическими материалами. Познакомить с приемом «изготовления конфет» путем отщипывания от комка глины или других пластических материалов небольших кусочков и заворачивания их в фантики. Создавать атмосферу, способствующую проявлению у детей чувства радости по поводу изготовления угощения для игрушек.

«Листья бывают разные – желтые, зеленые и красные». Побуждать детей различать красный, желтый и зеленый цвета при рассматривании живых осенних листьев. Предложить детям показать листья, которые им

больше всего понравились, полюбоваться ими.

***

Блок «Осень наступила»

(с 5 по 10 неделю)

5 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Осенние листья».

Заинтересовать детей букетом из осенних листьев, которые деревья «подарили» детям. Рассмотреть их и поупражняться в различении красного, желтого и зеленого цветов. Предложить детям показать листья, которые им больше всего понравились, и полюбоваться ими.

Организовать игры с листьями (поднять вверх и опустить 3-4раза, покружиться и т. п.)

По окончании игры педагог составляет из листьев букет и украшает им группу. В последующие дни он неоднократно напоминает детям о том, как они играли с листьями и любовались ими.

Слушаем потешку «Пошла Маняна базар…» и рассматриваем иллюстрации Ю. Васнецова. Вызывать интерес к слушанию фольклорных поэтических произведений и учить понимать их содержание. Обращать внимание на образ девочки, ее наряд и красоту окружающей осенней природы. После

рассматривания иллюстрация используется в качестве эстампа и

размещается на стене в рамке на уровне глаз детей.

Изобразительная деятельность

Рисование. «Выросло много грибов».

Вызывать интерес к рассматриванию грибов на картинках и муляжах. Заинтересовать изображением грибов с помощью штампиков, вырезанных из сырого картофеля. Познакомить с приемами работы со штампиком. Вначале штампик прикладывается к губке, увлажненной краской гуашь, а затем к бумаге.

Побуждать располагать грибы по всей поверхности листа. Вызывать у детей чувство гордости за проделанную работу. Упражнять их в определении и назывании цвета грибов (каждому ребенку для изображения грибов

предлагается губка, пропитанная краской одного цвета: красного, желтого или зеленого). «Положи грибок в кузовок». Продолжать знакомить детей с грибами.

Заинтересовать рассматриванием деревянных грибов со шляпками красного, желтого и зеленого цветов.

Вызывать у детей чувство радости, удовольствия от ощущения гладкой

поверхности игрушек, их изящной формы и ярких, насыщенных цветов. Побуждать детей различать и называть эти цвета, раскладывая игрушки- грибы по мисочкам в соответствии с цветом их шляпок.

Познавательно-речевое развитие

«Красивые листья из бумаги».

Упражнять детей в различении и назывании трех цветов : красного, желтого и зеленого. Создавать положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности.

Воспитатель в красивой коробке приносит разноцветные бумажные листья. Рассматривает их с детьми, называет их цвета, затем предлагает детям поочередно по его команде поднимать листья в соответствии с названным цветом (красные, желтые, зеленые).

Дети играют с листьями и раскладывают их по цветам на соответствующие данному цвету полянки.

Аппликация. «Разноцветные осенние листочки».

Упражнять детей в различении и назывании трех цветов : красного, желтого и зеленого. Вызывать у детей интерес к созданию изображения с помощью

аппликации. Познакомить с простым приемом наклеивания путем прикладывания обрезков разноцветных кусочков ткани к бумаге, предварительно покрытой клеем.

По окончании работы побуждать детей называть цвета листьев, наклеенных ими.

Литература

Повторное рассказывание детям русской народной сказки «Курочка ряба» с рассматриванием иллюстраций в книге. Побуждать детей к проговариванию вместе со взрослым отдельных слов и фраз. Например, «Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила» и т. п.

Разучивание игры «Шли-шли, что-то нашли». Создавать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать умение действовать в соответствии с правилами игры. Активизировать зрительное

восприятие детей, внимание.

Изобразительная деятельность

Рисование. «Ягодки».

Вызывать интерес к рассматриванию ягод клюквы. Способствовать восприятию красоты формы (кругленькая, цвету (красная, полюбоваться гладкой поверхностью. Предоставить возможность

взять в руки, попробовать на вкус. Заинтересовать изображением ягод с помощью тычков или палочек с ватным наконечником на листах бумаги круглой формы «тарелочках». Объяснить детям, как правильно держать тычок, как его прикладывать к бумаге. Побуждать детей рисовать ягодки, располагая их по всей поверхности листа бумаги. Предложить детям

«угостить» нарисованными ягодами игрушки.

Игра-драматизация по стихотворению А. Усачева «Мишка косолапый по лесу идет». Побуждать понимать содержание стихотворения и воспроизводить движения в соответствии с текстом. Способствовать повышению эмоционального тонуса у детей. Вызывать желание

действовать сообща, радоваться и веселиться. Начинать формировать

умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

***

Игра «Шли-шли, что-то нашли»1

Воспитатель, гуляя с детьми по группе, находит разные предметы, которые специально подбирает и раскладывает заранее, чтобы, используя их, организовать необходимое игровое общение.

«Буду гулять по группе и искать что-нибудь интересное. Приглашу с собой на прогулку Танечку, Васю, Митю, и Варечку не забуду. Вот теперь, кажется, всех пригласила».

6 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Знакомимся с одеждой».

Продолжать приобщать детей к предметному содержанию ближайшего непосредственного окружения.

Побуждать различать и называть одежду игрушек (кофта, юбка, брюки, рубашка и т. п.) и выделять на ней некоторые детали: (воротник, пуговицы, бантик и т. п.) Вызывать у детей интерес к рассматриванию собственной одежды и совместную радость по поводу того, что у каждого ребенка в одежде есть что-нибудь красивое, нарядное.

Экскурсия в раздевальную комнату. Способствовать появлению у детей желания следить за порядком размещения своих вещей, их состоянием. Например, шкафчик – это «домик для одежды», в котором для каждого вида отведены специальные «комнаты», расположенные на разных этажах. Продолжать привлекать детей к рассматриванию одежды,

определению ее цвета, называнию деталей.

Изобразительная деятельность

Рисование. «Пошел дождь и выросли грибы».

Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию. Побуждать детей короткими и длинными мазками краски и другими, доступными им средствами выразительности изображать дождь. Вызывать чувство радости от появления на рисунках деревянных грибов, которые «выросли» под дождем (расставляются воспитателем). Побуждать

детей называть цвет шляпок грибов, которые «выросли» у него на рисунке.

Проведение игры «Шли-шли, что-то нашли». Создавать положительный

эмоциональный настрой в группе.

Развивать умение действовать в соответствии с правилами игры. Активизировать зрительное восприятие и внимание детей. Включить в содержание игры новую «находку» - зонтик и организовать игры с ним.

Познавательно-речевое развитие

«Знакомимся с вязаной одеждой».

Продолжать знакомить детей с одеждой. Приучать правильно называть вещи личного обихода: шапка, кофта, рейтузы, варежки, шарф, и выделять их качество – вязаные. В процессе рассматривания обращать внимание на фактуру - эти вещи мягкие, приятные на ощупь. Познакомить детей с шерстяными нитками в клубках. Предложить рассмотреть их, взять в руки и почувствовать мягкость фактуры, определить их форму – круглые.

Побуждать детей к исследовательской деятельности – используя кусочек нитки от каждого клубка, найти вязаные вещи, выполненные нитками такого же цвета.

Аппликация. «Подбери рукавицы одинакового цвета и укрась их си_

ними кружками».

Продолжать учить детей различать красный, желтый и зеленый цвета. Побуждать подбирать две рукавицы одинакового цвета. Познакомить детей с кругами синего цвета, которыми можно украсить рукавицы. Создавать игровую ситуацию, при которой при украшении рукавиц синим кружком – он падает. Познакомить детей с правила ми наклеивания.

Литература

Чтение стихотворения Н. Саконской «Мойпальчик».

Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию стихотворений. Побуждать понимать их содержание и выражать свое эмоциональное отношение.

Заинтересовать детей обыгрыванием ситуации с «пропажей» пальчика и доставить им радость от участия в манипуляции с варежками.

Игры с цветными нитками и вязаной одеждой детей. Продолжать знакомить детей с вязаной одеждой и повторно привлечь к игре по нахождению одежды по ниточке. Упражнять детей в различении и назывании красного, желтого и зеленого цветов. Продолжать знакомить детей с синим цветом.

Изобразительная деятельность

Рисование. «Согреем ладошки наших ребят и «наденем» на них варежки или перчатки».

Продолжать вызывать интерес к работе с краской. В процессе наблюдения за работой воспитателя, который по желанию детей «одевает» в красивые варежки или перчатки ладошки, изображенные на панно «Ладошки детей нашей группы», познакомить детей с приемами промывания кисти. Вызывать чувство радости от возможности участвовать в этой работе.

Побуждать называть цвет краски, в который он (она) хотели бы «одеть» свои варежки.

Продолжать учить детей различать и называть синий цвет и

стремиться использовать его в процессе рисования.

Играем с панно «Варежки-перчатки». Продолжать знакомить детей с вязаной одеждой.

Развивать восприятие детей, упражнять в различении близких по форме и цвету вязаных вещей. Побуждать к предметно- манипулятивным действиям:

надеть варежки, перчатки, снять их. Вызывать у детей чувство радости и

удовлетворения от проделанной в игре с панно работой. Побуждать детей к доброжелательному общению друг с другом.

Игра «Шли-шли, что-то нашли»1

Воспитатель идет впереди и приговаривает: «Мы шли-шли, шли-шли. Что это такое мы нашли? (показывает зонтик и ждет ответа детей). Давайте посмотрим, какой это зонтик. Сейчас я нажму кнопку, и зонтик откроется. Какой красивый зонт, весь в цветочках! И ручка есть. За нее подержались? Сейчас закрою зонт, положу его в сумку.

Пойдем гулять дальше. Топ-топ. Топают ножки по дорожке. Ой, кажется, дождик капает (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Нужно скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя.

Зонтик, открывайся быстрее. Открылся! Скорее, скорее бегите ко мне под зонт!

Все, все, все ко мне! И Танечку спрячу, и Петю, и Олю спрячу и т. д. Вот как хорошо.

Все спрятались под зонт (воспитатель обнимает детей). Лейся, лейся, дождик. Мы тебя

не боимся.

Все. Дождик кончился. Можно теперь побегать по лужам. Шлеп-шлеп, шлеп-шлёп. Как хорошо мы бегаем по лужам. А Алеша прыгнул и прямо в лужу попал.

Все побегали?

Кажется, опять дождик начинается. Давайте вытянем руки. Идет дождик?

Скорее, скорее прячьтесь ко мне под зонтик, все, все, все. Ишь какой дождик! Хочет замочить моих ребяток, а я их спрячу под зонтиком».

Игра повторяется два-три раза.

7 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Белочки с подарками».

Продолжать знакомить детей с животными, их внешним видом, особенностями питания. Вызывать эмоциональный отклик от встречи с игрушками, радоваться подаркам, которые белочки «принесли» детям. Побуждать различать и находить сходство у двух белочек по сочетанию двух свойств (форма и величина). Привлекать детей к рассматриванию и изучению шишек: определять их форму, строение и фактуру (шершавые).

Рассказать, где растут шишки и о том, что в них есть семена, которые очень любят есть белочки.

Игры детей с шишками. Продолжать знакомить детей с шишками и доставить детям радость игрой с ними. Упражнять в различении шишек по величине (большая и маленькая). Побуждать «угощать» большими шишками

большую белочку, а маленькими - маленькую. Организовать забрасывание

шишек в корзину. Придумать имена игрушкам – белочкам и определить

место, где они будут жить в группе.

Изобразительная деятельность

Рисование. «Разноцветные шишки».

Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию краской. Упражнять в различении красного, желтого, зеленого и синего цветов при выборе краски для раскрашивания шишек по просьбе белочек. Объяснять детям правила работы с краской.

Вызывать чувство радости и чувство удовлетворения от проделанной работы (белочки благодарят каждого ребенка и «целуют» его в щечку). Рассказывать родителям о достижениях детей.

Игры детей с раскрашенными шишками. Упражнять в различении красного, желтого, зеленого и синего цветов при раскладывании шишек по

разноцветным «полянкам» — кругам красного, синего, желтого и зеленого

цветов. Вызывать чувство радости и удовлетворения от проделанной работы (белочки благодарят каждого ребенка и «целуют» его в щечку).

Познавательно-речевое развитие

«Орешки бывают разные».

Продолжать знакомить детей с орехами, побуждать различать их по размеру, форме и фактуре поверхности. Привлекать детей к обсуждению того, как разбивать орехи. Чем их можно разбить? Как? Организовать раскалывание орехов разными способами:

молотком, приспособлением для колки орехов и угощение детей ими. Знакомство с игрушкой Богородской фабрики резьбы по дереву: «Затейница (белочка разбивает орех)» и игры с ней

Конструирование. «Широкие и узкие дороги».

Продолжать вызывать интерес к конструированию. Заинтересовать строительством дороги для больших и маленьких автомобилей. Развивать способность соотносить материалы по признакам из нескольких параметров (широкий и узкий). При уборке материала продолжать придерживаться правила: «Сами играем с конструктором, сами его убираем».

Литература

Чтение потешки «Сидит белка на тележке».

Продолжать вызывать интерес кфольклору. Добиваться понимания содержание поэтического произведения. Вызывать желание участвовать в инсценировке по потешке и выполнять действия в соответствии с текстом с использованием вместо орехов предметов-заместителей.

Разучиваем подвижную игру «Раздувайся пузырь». Начинать формировать интерес к совместным подвижным играм. Учить браться за руки и образовывать круг, а затем продвигаться к центру и произносить звук «ш_

Ш-ш -ш» или «с-с-с-с». Радоваться и веселиться.

Изобразительная деятельность

Лепка. «Угощаем игрушки орешками».

Продолжать вызывать интерес к действиям с пластическими материалами. Упражнять в выполнении действий путем отщипывания небольших кусочков глины (пластелина) и скатывания их круговыми движениями ладоней рук. Вылепленными орешками дети угощают игрушки, которые «благодарят» их за заботу.

Инсценировка потешки «Большие ноги шли по дороге». Продолжать

формировать интерес к совместным действиям. Вызывать чувство радости

от выполнения действий и участия в инсценировке или разучивание игры

«Ножки, ножки, бегите по дорожке».

Игра «Ножки, ножки, бегите по дорожке».

Воспитатель раскладывает шишки, орехи, грибы и т. п. (или картинки с их изображением, затем читает текст, а дети приносят то, что он называет.

Ножки, ножки, Бегите по дорожке,

Нарвите … (шишки, орешки, грибочки и т. д.).

8 неделя

Вид занятия 1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Зайки в гости к нам пришли».

Вызывать интерес к рассматриванию игрушек-зайцев (большого и маленького). Побуждать к сравнению их между собой, узнаванию и различению на фотографиях. Придумать зайцам клички и поселить их в группе. Создать у детей хорошее настроение при проведении игры в прятки с зайцами.

«Такие разные овощи».

Познакомить детей с натуральными овощами. Рассмотреть и назвать их форму, цвет, попробовать на вкус. Показать красоту фактуры листьев капусты, яркость и насыщенность цвета у свеклы и моркови, золотистость лука и т. п.

Изобразительная деятельность

Рисование. «Баночки с зеленым горошком».

Продолжать вызывать интерес к рисованию. Заинтересовать изображением зеленого горошка в банках путем нанесения на бумагу точек. Продолжать знакомить детей с овощами. Закреплять знание круглой формы и зеленого цвета. Вызывать у детей чувство радости от проделанной работы.

Знакомство с игрушкой Богородской фабрики резьбы по дереву «Заяц с

морковкой». Вызывать интерес к народной игрушке и желание действовать с ней. Побуждать понимать содержание игрушки и получать удовольствие от игры с ней.

Познавательно-речевое развитие

«Узнай и назови овощи».

Продолжать знакомить детей с овощами. Упражнять их в узнавании овощей (капуста, морковь, свекла, горох, репа, лук) по внешнему виду и отдельным частям и вкусу. Упражнять детей в выделении и назывании красного, желтого и зеленого цветов. Познакомить с оранжевым цветом.

Конструирование.

«Красивый и прочный забор».

Продолжать вызывать интерес к конструированию. Упражнять детей в размещении по горизонтали кирпичиков и пластин. Познакомить с приемом накладывания кубиков и кирпичиков друг на друга.

Литература

Чтение детям потешек про зайцев «Зайка серенький, где был-пропадал?», «Зайчишка-трусишка, по полю бежал». Продолжать вызывать интерес к фольклору. Добиваться понимания содержания поэтического произведения. Закреплять у детей знание названий овощей. Вызывать интерес к проговариванию отдельных строк.

Игра воспитателя с детьми в «Овощной магазин».

Устанавливать с детьми Эмоционально-положительный контакт

и вызывать интерес к совместной со взрослым деятельности. Побуждать

детей использовать в игре вместо овощей предметы-заместители.

Изобразительная деятельность

Лепка по замыслу детей.

Создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно или эмоционально значимо. Вызывать у детей желание действовать с глиной, по окончании работы давать название своему изделию. Рассказывать родителям о достижениях детей и продемонстрировать им работы детей с указанием того названия, которое было дано ребенком.

Дидактическая игра «Разложи овощи по корзинкам». Вызывать интерес к

совместной со взрослым игре. Закреплять знание названий овощей. Упражнять в выделении оранжевого цвета при раскладывании картинок с изображением овощей в корзины четырех цветов (красного, зеленого, желтого и оранжевого)

9 неделя

Вид занятия 1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Лисичка с фруктами».

Продолжать знакомить детей с игрушками, изображающими животных и рассматривать их. Вызывать интерес к рассматриванию «подарка» лисички - фруктов. Побуждать детей различать разные виды фруктов и правильно называть их. Обращать внимание на красоту формы фруктов, разнообразие окраски, гладкую или шершавую фактуру кожуры.

Помочь детям выполнить «просьбу» лисы и среди фотографий других зверей найти ее изображение, придумать лисе кличку и найти в группе

место, где она будет жить.

«Любуемся красивыми фруктами и пробуем их на вкус». Продолжать

вызывать интерес к рассматриванию «подарка» игрушки-лисы – фруктам.

Побуждать детей различать разные виды фруктов и правильно называть

их. Обращать внимание на красоту формы фруктов, разнообразие окраски, гладкую или шершавую фактуру кожуры. Предложить детям попробовать фрукты и запомнить их вкус.

Изобразительная деятельность

Лепка. «Конфеты «Чупа-чупс» в подарок игрушкам».

Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластическими материалами. Вызвать интерес к приемам «изготовления» конфет «Чупа-чупс» путем отщипывания от комка глины небольших кусочков, скатывания их между ладонями круговыми движениями рук (в центр вылепленных шариков вставляется спичка без серы). Игрушки радуются подаркам и благодарят детей.

«К нам пришли лисички, рыжие сестрички». Учить различать изображение игрушек лисичек (большой и маленькой) на фотографиях. Развивать восприятие детей. Познакомить с тем, что оранжевый цвет может называться рыжим. Вызывать у детей чувство радости от проделанной работы.

Познавательно-речевое развитие

«Угостим игрушки фруктами».

Продолжать упражнять детей в различении фруктов и правильном использовании в речи их названий.

Побуждать среди картинок, изображающих фрукты и овощи, находить фрукты и понарошку «угощать» ими игрушки. По окончании занятия благодарные игрушки угощают детей настоящими фруктами.

Аппликация. «Наклеивание готовых форм с изображением фруктов».

Вызывать интерес к аппликации.

Продолжать учить детей правилам наклеивания. Заинтересовать детей

изготовлением панно для украшения группы «Фрукты».

Побуждать называть те фрукты, которые они наклеивают.

Литература

Чтение потешки «Лиса по лесу ходила».

Продолжать вызывать интерес к фольклору. Добиваться понимания содержания поэтического произведения. Использовать иллюстрации в книге для знакомства детей с лаптями.

Драматизация стихотворения Л. Зубковой «Апельсин».

Продолжать вызывать у детей положительные эмоциональные состояния. Привлекать к выполнению воображаемых действий (взять дольку апельсина).

Изобразительная деятельность

Рисование. «Апельсины».

Продолжать вызывать интерес к рисованию. Познакомить детей с приемами раскрашивания плоскостных округлых форм. Продолжать знакомить с оранжевым цветом, учить выделять его среди других цветов и правильно называть. Закреплять название формы апельсина – круглая.

По окончании занятия доставить детям удовольствие и угостить их апельсином.

«Апельсиновое дерево». Вызывать у детей чувство гордости за проделанную работу – раскрашивание готовых округлых форм оранжевой

краской (апельсины).

Побуждать размещать выполненные работы на видном месте группы с целью ее украшения. (С этой целью может также использоваться засохшая ветка дерева и прищепки.)

Стихотворение Апельсин

10 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«Мишка в гости к нам пришел»

Продолжать знакомить детей с игрушкой-медведем и побуждать рассматривать ее. Обратить внимание детей на ягоду, которую медведь держит в своих лапах и объяснить им, что эта ягода называется малиной. Заинтересовать детей тем, что медведь принес и другие ягоды, (изображение на картинках, но не может в них разобраться и найти свою любимую малину.

Побуждать детей при рассматривании картинок находить ягоды малины. Медведь благодарит детей и играет с

ними в прятки. По окончании игры дети придумывают медведю кличку и поселяют его в группе.

Разучивание подвижной игрой «У медведя во бору».

Продолжать знакомить детей с медведем. Заинтересовать детей новой игрой с медведем и рассказать им о том, где будет происходить действие игры: «В одном лесу, на полянке, где росли грибы и ягоды жил медведь. Однажды на полянку пришли дети и начали собирать там ягоды и приговаривать…». Далее воспитатель воспроизводит традиционный текст игры. По окончании игры читает стихотворение М. Дружининой

«Сел медведь на бревнышко.

Изобразительная деятельность

Рисование. «Рисуем ягодки и угощаем ими игрушки».

Побуждать детей доступными средствами выразительности (точками, мазками, пятнами и т. п.) изображать ягоды и «угощать» ими ту игрушку, которая ребенку нравится. Поддерживать попытки детей сравнивать нанесенные ими пятна, точки с ягодами и хвалить их. Побуждать детей к разговору о проделанной работе, вызывать чувство радости от достигнутых успехов и желание продолжать заниматься рисованием.

Игрушки «рассматривают» рисунки, детей с изображением ягод. Вызывать у детей чувство удовлетворения, гордости от проделанной работы.

Формировать у детей умение принимать воображаемую ситуацию: «пробовать» ягоды на вкус и «определять», какая это ягода – кислая или

сладкая и т. п. В благодарность за угощение игрушки предлагают детям

исполнить их желания: спеть песенку, поиграть в игру и т. п.

Познавательно-речевое развитие

«Одежда осени».

Обращать внимание детей на то, что стало холодно и с наступлением осени дети надели другую одежду. В шкафчиках («домиках для одежды») появились куртки, шапки, шарфы, теплые штанишки, варежки и перчатки. Вызывать у детей интерес к рассматриванию одежды детей группы, а затем личных вещей.

Побуждать детей называть вещи (куртка, шапка и т. п., рассматривать отдельные детали отделки (капюшон, карман, застежка_«молния», определять цвет.

Продолжать работу по формированию у детей потребности в порядке. Напоминать им о том, какое место в шкафу

должны занимать головные уборы, одежда, обувь. Вызывать чувство удовлетворения от порядка, наведенного в шкафу.

Конструирование.

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. В процессе действий со строительными материалами формировать у них элементарные представления о форме, величине предметов, учить ориентироваться в пространстве.

Познакомить детей с приемами, позволяющими делать несложные перекрытия (ворота, мост). Предложить построить большой и широкий мост для больших автомобилей и маленький, узкий мост – для маленьких. Побуждать различать по величине два резко контрастных предмета и понимать слова: «длинный», «короткий», «широкий», «узкий».

Литература

Рассказывание сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Способствовать пониманию детьми содержания сказки. Активизировать высказывания детей при рассматривании иллюстрации к этой сказке Ю. Васнецова.

Вызывать эмоциональный отклик: желание помочь мышонку, высказать осуждение в адрес лиса.

Побуждать детей всматриваться в иллюстрацию, замечать предметы, продукты, которые находятся в мышиной норке.

Обратить внимание детей на агрессивность лисы и осудить ее за это.

«Кто, где живет?» Уточнять представления детей о том, где живут домашние и дикие животные: в доме или в лесу. При проведении игры используются ориентиры: домашние животные располагаются рядом с домиком или в сарае, а для диких используются искусственные ели.

Побуждать детей в игре использовать все имеющиеся в группе игрушки, изображающие животных. Побуждать детей к звукоподражанию.

Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к сказке «Лис и мышонок».

Изобразительная деятельность

Рисование по замыслу.

Создавать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно или эмоционально значимо. Вызывать у детей желание активно действовать с краской, карандашами и по окончании работы называть то, что нарисовано. Демонстрировать родителям детские достижения и привлекать детей к рассказу о том, что на рисовано.

Вечер подвижных игр.

Продолжать вызывать у детей интерес к подвижным играм. Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Побуждать к имитации в подвижных играх выразительных движений известных детям животных.

Блок «Зима пришла»

(с 11 по 19 неделю)

11 неделя

Вид занятия 1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

Наблюдение детей за снегопадом. Обогащать представления детей об изменениях в природе и смене времени года. Обогащать сенсорный опыт детей при знакомстве со снегом (белый, холодный, тает, состоит из отдельных снежинок). Показать детям, что снег может быть липким и из

него можно лепить.

«Матрешки в гости к нам пришли».

Продолжать формировать интерес к народной деревянной игрушке. Вызывать эмоциональный отклик у детей, желание рассматривать и действовать с матрешкой. Предложить собрать 2_х_ местную матрешку.

Изобразительная деятельность

Рисование. «Падает, падает снег».

Продолжать обогащать и расширять сенсорный опыт детей при знакомстве со снегом.

Познакомить с краской белого цвета и предложить на цветной бумаге изобразить снегопад и то, что для каждого ребенка интересно или эмоционально значимо.

Вызывать у детей желание активно действовать с краской, а по окончании работы называть то, что нарисовано.

Разучивание подвижной игры «Зайка серенький сидит». Продолжать вызывать у детей интерес к подвижным играм. Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности.

Побуждать к имитации движений известных детям животных.

Познавательно-речевое

«Снежинки».

Продолжать обогащать сенсорный и познавательный опыт детей. Заинтересовать рассматриванием снежинки, вырезанной воспитателем из бумаги и привязанной к нитке (лучше шерстяной).

Показать, какая снежинка легкая, воздушная (любит, когда на нее дуют); как летает (высоко – низко). Сообщить, что снежинка прилетела в гости к детям не одна, а с подругами–снежинками, которые тоже хотят играть с детьми. Дети играют со снежинками (дуют, подбрасывают вверх, танцуют).

Аппликация. «Сделаем красивый коврик для нашей собачки». Закреплять у

детей умение различать красный, желтый, зеленый, синий и оранжевый цвета, круглую и квадратную формы. Учить детей подбирать готовые геометрические формы по цвету и наклеивать их на один большой лист бумаги. Продолжать учить детей правилам работы с клеем. Собачка очень довольна работой детей и благодарит их.

Литература

Рассказывание потешки «На ледок - то,на ледок выпал беленький снежок» и

рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова к ней.

Продолжать вызывать интерес, желание слушать и понимать содержание фольклорных поэтических

произведений. Заинтересовать рассматриванием иллюстрации Васнецова. Вызвать у детей интерес к ее содержанию.

Добиваться понимания того, что на ней изображена зима: Ваня и девочки одеты в зимнюю одежду, река покрыта льдом, кругом лежит снег, а деревья в инее. Иллюстрация используется в качестве эстампа

для оформления группы и размещается на стене в рамке на уровне глаз детей.

Вечер пальчиковых игр. Заинтересовать детей играми, развивающими движения пальцев рук.

Способствовать формированию у детей положительного настроя на совместные с воспитателем игры с пальчиками. Рассказывать им о том, что когда они были маленькими, то очень любили играть в «Сороку-сороку» и

«Ладушки».

Предложить поиграть в эти игры. Познакомить детей с новой игрой

«Этот пальчик – бабушка»,

при проведении которой воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка, сопровождая движения словами.

Изобразительная деятельность

Лепка. «Учимся раскатывать комочек глины и лепить много столбиков» Продолжать вызывать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом раскатывания комков глины прямыми движениями рук.

Побуждать детей по собственному желанию преобразовывать раскатанные комки глины (в червяков, змеек, шнурки и т. п.) и называть их.

Театр игрушек по песенке «Жили у бабуси два веселых гуся». Продолжать

вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, удовольствие от

просмотра театра игрушек. Побуждать детей участвовать в инсценировке в роли гусей.

***

На ледок_то, на ледок

***

Жили у бабуси

12 неделя

Вид занятия

1 половина дня 2 половина дня

Познавательно-речевое развитие

«К нам в гости пришла черепаха».

Познакомить детей с новой игрушкой, изображающей черепаху. Рассмотреть игрушку и показать детям панцирь – домик, который черепаха носит всегда с собой.

Прочитать стихотворение

С. Маршака. Рассказать о том, что черепаха очень любит тепло, овощи и фрукты.

Организовать угощение черепахи овощами и фруктами. Упражнять детей в различении и назывании овощей и фруктов, распределяя их для черепахи по разным корзинам. Черепаха благодарит детей и просит определить место в

группе с учетом того, что она любит тепло.

Вечер пальчиковых игр. Продолжать знакомить детей с игрой «Этот

пальчик – бабушка», при проведении которой воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка, сопровождая движения словами. Побуждать

детей самостоятельно играть в игры

«Сорока-сорока», «Ладушки». Познакомить с новой игрой, которая развивает моторику руки и побуждает ребенка удерживать руку в кулачке,

отстукивая каждое слово: «Тук-тук – я стучу, новый столик сколочу».

Изобразительная деятельность

Рисование. «Покроем снегом дома и улицу».

Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию краской.

Побуждать выделять белую краску среди красок других цветов. Побуждать детей краской гуашь белого цвета изображать снег на листах бумаги с изображением домов, нарисованных воспитателем цветными восковыми мелками.

Похвалить детей и предложить им объединить свои работы в одну общую картину. Общей картиной «Улица в снегу» украсить группу.

Играем в подвижную игру «Зайка сереньки

Публикации по теме:

Календарное планирование (с 2–3 лет)Календарное планирование (с 2–3 лет) Календарное планирование в первой младшей группеКалендарное планирование составлено администрацией детского сада "Буратино" города Когалым.

Педагогический проект «План — наш помощник» Хочу поделиться с коллегами своим опытом по разработке плана работы воспитателя в условиях реализации федеральных государственных требований.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от двух до трех лет
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 22:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД