Получи документы

Пластилинография-средство всестороннего развития личности

Ольга Лаврентьева
Пластилинография-средство всестороннего развития личности

О. П. Лаврентьева

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения

различными видами деятельности, в том числе и продуктивными: рисование,

лепка, конструирование. В данной статье показано, что работа с

пластилином способствует всестороннему развитию личности дошкольников.

Публикация «Пластилинография-средство всестороннего развития личности» размещена в разделах

Так же представлен опыт работы по использованию нетрадиционной техники

с пластилином «Пластилинография». Предлагаются приемы лепки, этапы

обучения и рекомендации по работе в технике «Пластилинография».

Ключевые слова: пластилинография, лепка, развитие личности,

нетрадиционная техника, творческие способности.

Детство – период усиленного развития, изменения, обучения, парадоксов

и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс

становления личности. [Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова, 2010]

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше

внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития

талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических

разработок показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала

рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества.

Именно в это время происходит изменения во всех сферах, совершенствуются

все психические процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение,

активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и

склонности. В исследованиях, посвященных проблемам развития детского

творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд

черт, характеризующих его как творца. [Е. В. Котова, С. В. Кузнецова,

Т. А. Романова, 2010, с. 5] Отличным способом для развития детского творчества

является лепка. Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине,

пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Дети –

пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего

мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и

возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.

Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение.

Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, пробуждается и

развивается созидательная активность, формируется творчество. У ребенка

формируется понятие о форме, цвете.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё

представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но

при этом доступна даже маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид

художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и

трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Творить и созидать — это великолепные моменты в жизни, это радость и

свет в душе. Лепка — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это

увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья

тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное

расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы,

стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и

восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и

приумножать. Порой ребенок не задумывается, что именно слепить, главный

вопрос для него – как это сделать.

В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика

в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка

в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует

природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет

к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают

способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа

взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Для развития творчества, пробуждения интереса к изобразительной

деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с

пластилином - «Пластилинография».

Понятие «Пластилинография»имеет два смысловых корня: «графия» -

создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает

материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип

данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более

или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

[Давыдова Г. Н, 2006, с. 3] Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего

возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином. Это ведет к

созданию более сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте.

Техника работы с пластилином для детей интересна, увлекательна. Дети с

удовольствием учатся смешивать разные цвета для получения более светлого

оттенка, осваивают приемы «вливания одного цвета в другой»

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и

воспитательно-образовательные. Дети получают знания, умения и навыки, и

одновременно, закрепляют информацию, полученную на занятиях развития

речи, ознакомления с окружающим миром, в режимных моментах, таким

образом, происходит интеграция образовательных областей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию и активизации у

детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а

также, творческих способностей: умению подбирать и сочетать цвета и оттенки,

умению составлять композицию. Развивается восприятие, пространственная

ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые

функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Проблема

развития творческих способностей детей вызывала огромный интерес людей во

все времена. Процесс развития творческих способностей детей дошкольного

возраста будет более эффективным, если развивать эти способности через

изготовление изделий из пластилина. На основании этого был организован

кружок «Веселый пластилин», целью которого было: развитие творческихспособностей ребенка посредством самовыражения через изготовление

изделий из пластилина.

Задачи:

1. Способствовать развитию творческих способностей детей через

занятия лепкой из пластилина.

2. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

3. Привить детям основы экологической культуры, бережного отношения

к окружающей природе, развитие познавательного интереса к ней.

Материал занятий представляет собой последовательность тщательно

подобранных усложняющих работ. Каждая новая работа базируется на уже

изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку

приемами, но при этом дополнено новыми еще незнакомыми элементами.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов

лепки.

Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и

прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук,

удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или

пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно

сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей –

выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание — наиболее применяемый приём — для этого шарик сдавливают

до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают

вдавливанием — нажимом пальцев, стека или формирующих структуру

вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в

той части формы, где создаётся новая деталь. Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия

пальчиками.

В процессе знакомства с техникой «Пластилинография» и овладения ею у

детей:

развивается внимание, наблюдательность, восприятие;

формируются положительные навыки коммуникативного общения со

сверстниками;

формируется память, мышление, воображение, фантазия.

Этапы обучения «пластилинографии»

I. Подготовительный.

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина

подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение

приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика

между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном

пространстве.

II. Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по

всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать

вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания

большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться

специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно,

выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность

выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию

воспитателя.

III. Заключительный.

Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для

работы; сформировать личностное отношение к результатам своей

деятельности. Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать

кипятком) .

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать

плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать

появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при

помощи стека проще снять лишний пластилин).

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для

рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос

продлит ее «жизнь».

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина

пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и

физкультурные минутки. [Давыдова. Г. Н, 2008, с. 4]

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М. : Издательство «Скрипторий

2003», 2011. – 96с.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. -М. :

Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 88 с.

3. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих

способностей дошкольников: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. –

128с. – (Библиотека Воспитателя).

3. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М. : ТЦ

Сфера, 2010. – 128С. (Библиотека Воспитателя).

Публикации по теме:

Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника. Тема: Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника. «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины все актеры» Уильям Шекспир.

Информационно-коммуникативные технологии как средство развития творческой личности Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности дошкольников Современным дошкольникам интересен не.

Интерактивный музей шумелок как средство всестороннего развития детей раннего возрастаИнтерактивный музей шумелок как средство всестороннего развития детей раннего возраста Дили – дон, дили – дон!  Звон идет со всех сторон.  Так звенят у нас игрушки –  Погремушки – грохотушки.  Мы их все в музей собрали,  Чтоб.

Изобразительная деятельность как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста Художественная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить.

Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников Ст. Челбасская 2015г Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.

Природа как субъект всестороннего развития личности ребенка Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Природа как субъект всестороннего.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности Актуальность сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из главных мест в.

Музыкально-театрализованная деятельность — средство всестороннего развития ребёнка в ДОУ Современный динамично меняющийся мир предъявляет высокие требования к развитию личности наших воспитанников. В наше время качество жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография-средство всестороннего развития личности
Опубликовано: 4 августа 2016 в 18:28
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД