Получи документы

Пластилиновая живопись для детей с особенностями развития

Виктория Старикова
Пластилиновая живопись для детей с особенностями развития

В настоящее время я работаю с детьми с синдромом Дауна. Выбор темы исследования посвящённого проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей детей возник не случайно. Работая с детьми с ограниченными возможностями я заметила, что дети любят рисовать и именно эта форма деятельности позволяет включить детей в ситуации, отрабатывающие чёткость сенсомоторных эталонов и требующие волевого усилия для достижения результата. Данная форма работы опирается прежде всего на эмоционально-волевую сферу, выполняющую роль регулятора поведения ребёнка на основе отражения значимости различных ситуация для его жизнедеятельности. Инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития опирается на новую стратегию, суть которой – любой ребёнок с нарушениями в развитии не должен быть балластом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду. В основе планирования воспитательного процесса – формирование механизмов мотивационно-потребностой сферы, как основы психического здоровья детей, их самоактуализация и условия социальной реабилитации. Руководствуюсь в работе «Современными коррекционными технологиями» - Е. Д. Худенко. Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца». Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями

Публикация «Пластилиновая живопись для детей с особенностями развития» размещена в разделах

Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом ( отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр., умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет». Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого. В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса. Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах). Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества. Я считаю, что современная, нетрадиционная техника работы с пластилином наиболее эффективное средство для развития у детей с синдромом Дауна художественно - творческих способностей. Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала с детьми по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

рисование пальчиками, ладошками

рисование тычками из поролона, ватными палочками;

печатание листьями;

Рисование свечой;

Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;

Кляксография с трубочкой

Монотопия

Набрызг

Восковые мелки+акварель

Оттиск смятой бумагой

Рисование поролоном

Гравюра

Тиснение

Тычок жесткой полусухой кистью

Рисование по сырому

Черно-белый Граттаж

Кляксография с ниткой

Пластилиновая живопись (пластилинография). Рисование пластилином — все чаще встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.

Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых изделий, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем это интересно. Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. И самое главное: этот материал позволяет переносит часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа – сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов. Существует 5 способов рисования пластилином

1 способ.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ.

Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ.

Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5 способ.

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Вывод:

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Попробуйте выполнить несколько упражнений и вам понравится эта новая техника.

Дети с удовольствием работают в технике пластилиновой живописи. Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей с синдромом Дауна. Развитие творческих способностей у этих детей.

Результаты педагогической деятельности показывают:

• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом занимаются "пластилиновой живописей".

• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.

• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.

• Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца). Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, количество участников конкурсного движения показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей детей с синдромом Дауна.

• Результат опроса родителей показал, что:

• родители знают, каково значение лепки для общего развития детей.

• родителей хотели бы, чтобы их ребёнок занимался «Пластилинографией». Опыт работы свидетельствует : изображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности.

«Пробудить, заложенное в каждом ребенке

творческое начало, научить трудиться…

Сделать первые шаги в творчестве для

радостной, счастливой и наполненной

жизни – к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».

Публикации по теме:

Консультация «Наши руки не знают скуки. Пластилиновая живопись» На сегодняшний день можно найти массу развивающих занятий для детей, но по мнению специалистов именно лепка лучше всего развивает тактильные.

Занятие по лепке в технике пластилиновая живопись «Нежные посланники весны»Занятие по лепке в технике пластилиновая живопись «Нежные посланники весны» «Нежные посланники весны». Занятие по лепке в технике «пластилиновая живопись» «Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок,.

Пластилиновая живопись «Петушок — золотой гребешок»Пластилиновая живопись «Петушок — золотой гребешок» За годы работы детском саду мною накоплена большая коллекция интересных работ по изо деятельности. Большинство из них копированы и собраны.

Фотоотчет «Пластилиновая живопись»Фотоотчет «Пластилиновая живопись» Здравствуй, милый мой цветок, Леса гость весенний! Как красиво ты расцвел Здесь, в уединеньи! Улыбнется ветерок И с тобой играет, Солнце.

«Зима». Занятие по лепке в технике «пластилиновая живопись»«Зима». Занятие по лепке в технике «пластилиновая живопись» Картины из пластилина Задача взрослых, которые хотят развивать художественные способности у ребёнка, это знакомить их с различными вариантами.

Конспект занятия по развитию речи по стихотворению Б. Заходера «Кискино горе» для детей с особенностями развития Конспект занятия по развитию речи по стихотворению Б. Заходера «Кискино горе» для детей с особенностями развития. Выполнила Ганькова К. С.

Конспект занятия «Ранняя весна» для детей с особенностями развития Конспект занятия "Ранняя весна"Цель: формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем; познакомить детей с признаками весны.

«Космический пейзаж». Конспект НОД в старшей группе. Пластилиновая живопись Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (пластилиновая живопись) на тему: «Космический пейзаж» Составитель:.

Пластилиновая живопись с детьми среднего возраста в работе «Море пламенем горит»Пластилиновая живопись с детьми среднего возраста в работе «Море пламенем горит» Тепло приветствую вас, мои друзья и постоянные читатели странички! Надеюсь, идея, которой хочу поделиться сегодня, поможет кому-то сделать.

Презентация «Пластилиновая живопись» Презентация-консультация для педагогов «Пластилиновая живопись». Цель презентации: повышение профессионального мастерства педагогов, получение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилиновая живопись для детей с особенностями развития
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 19:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД