Лучший педагог года

Пленэрная практика. Углубленное изучение природы, в рамках изобразительного искусства (1 фото)

Oльга Kретова
Пленэрная практика. Углубленное изучение природы, в рамках изобразительного искусства

Изобразительное искусство является частью образовательной системы «искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие обучающихся. Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Пленэрная практика является важнейшим звеном в системе художественного образования, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в специализированных детских художественных школах и детских школах искусств.

Публикация «Пленэрная практика, Углубленное изучение природы, в рамках изобразительного искусства» размещена в разделах

В процессе пленэрной практики обучающиеся получают необходимые умения и навыки самостоятельной изобразительной деятельности. От того, как она будет организована, и сколь ответственно к ней отнесутся сами воспитанники, во многом зависит результативность практики, а значит и их подготовленность к следующему году обучения или к профессиональному самоопределению. Пленэрная практика открывает обучающимся широкие возможности для совершенствования владения ими изобразительными средствами, закрепления и углубления знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях изобразительной деятельности на природе.

Разработка предусматривает активную самостоятельную работу обучающихся на пленэре над выполнением набросков, зарисовок с натуры, этюдов и композиционных поисков с использованием различных материалов. Рисуя на природе, они учатся постигать красоту привычных глазу аллей, деревьев, скамеек, учатся видеть эти предметы другими глазами. У них развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они замечают игру света и тени, пытаются воспроизвести перспективу.

Очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит желание рисовать. И отдушина для свободного творчества детей, которая воспринималось бы воспитанниками как новая игра, но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности — и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей, могут стать занятия на свежем воздухе — рисование на пленэре. Если воспитанники на занятиях по рисунку, живописи, композиции выполняют академические задания, то на пленэрной практике к своим работам они подходят более творчески, самостоятельно выбирая материалы, сюжеты для этюдов и зарисовок. Все это способствует развитию не только общего культурного уровня обучающихся, но личностных качеств, необходимых для самосовершенствования.

Дети несут с собой необходимое оборудование. В результате ребенок получает довольно серьезную физическую нагрузку и тренирует выносливость. Да и дополнительное пребывание на свежем воздухе крайне полезны для растущего и развивающегося организма.

Ежегодно на предмет отводится по 18 часов.

Пленэрная практика. Углубленное изучение природы, в рамках изобразительного искусства

Основной целью программы является подготовка обучающихся к базовой программе Школы изобразительных искусств.

Задачи:

Обучающие:

дать понятия об особенностях пленэрного освещения;

сформировать умения и навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

познакомить с различными техниками и материалами;

сформировать умения и навыки владения техническими приемами изобразительного искусства, применения в творчестве знаний, полученных на занятиях;

сформировать умения и навыки работы в коллективе, конструктивного общения со сверстниками, объективно оценивать свои работы и работы товарищей, мотивировать свои высказывания.

Воспитательные:

воспитать любовь к прекрасному, к родному краю;

сформировать эстетического отношения к действительности, художественный вкус;

воспитать духовно-нравственные качества личности;

воспитать культуры общения и поведения, сотрудничества в процессе творческой деятельности;

воспитать уважительное отношение к чужому мнению, коллективную деятельность;

воспитать в воспитанниках чувство прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства, потребности отразить увиденное в рисунке.

Развивающие:

развить познавательную активность; художественное видение окружающей действительности;

развить самостоятельности у обучающихся;

развить умение анализировать строение предмета;

развить навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

развить интеллектуальную сферу, образное и пространственное мышление;

развить зрительную память, воображение, фантазию;

развить способность к самореализации и саморазвитию воспитанника;

развивать индивидуальные способности обучающегося.

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения:

Принцип научности. В процессе обучения воспитанники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др.

Принцип наглядности. Использование наглядности повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению. Поэтому мною используются схематические поэтапные рисунки, наглядные пособия в различных техниках, репродукции картин художников, образцы работ учащихся.

Принцип сознательности и активности обучения. Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать тему и выделять наиболее характерное и главное. Повышая активность и сознательность воспитанников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрения, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Постоянное захваливание обучающихся так же вредно для их творческого развития, как и постоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшим результатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.

Принцип систематичности и последовательности обучения. Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения обучающихся получаемых знаний и навыков, на закреплении их в последующих заданиях, всё это развивает у них творческое начало.

Принцип доступности обучения. Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого воспитанника. В группе не может быть совершенно одинаковых обучающихся: одни усваивают материал быстро, другие – с большим трудом; одним легко даётся тот или иной технический приём, другие долгое время не могут овладеть им. Задания позволяют поставить каждого в такие условия работы, при которых все могли бы достигнуть наибольших успехов.

Принцип прочности усвоения знаний. Прочность усвоения знаний достигается за счёт повторения пройденного материала в разных заданиях и техниках, разнообразие заданий позволяет воспитанникам наблюдать свой творческий рост, что повышает их интерес к предмету.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Начальным этапом любой работы является изучение изображаемого материала.

Тематический план

Начальная группа- 7-8 лет

Цель тематического плана:

Изучение, познание и любование миром окружающей природы, в рамках изобразительного искусства.

Задачи:

- изучить многообразие растительного мира; характерные особенности отдельных растений, цветов, деревьев; посредством пейзажа;

- развитие наблюдательности;

- изучение природы родного края;

- обретение навыка передачи связи изображаемых объектов со средой;

- умение выделить главное;

- любовь к ручному труду;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха, многокрасочность палитры, тоновые отношения;

- изучение последовательности в работе;

- «постановка глаза»;

- решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой;

- изучение воздушно перспективы, технических приемов решения травы, деревьев, неба, воды;

- соблюдение правил ОБЖ на пленэре :

создать условия для обучения детей видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья;

развивать умение контролировать своё поведение;

совершенствовать знания основных правил поведения на улице;

способствовать осознанию важности соблюдения ПДД

На всех этапах работы нужно обращать внимание на выразительность композиции и правильной компоновки на листе.

Содержание:

Занятие 1.

Знакомство с предметом пленэр

Задача: Общее ознакомление, пленэр его роль в изобразительном искусстве, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Рассматривание работ из методического фонда.

Зарисовки листьев и веток различных пород деревьев

Задача: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев.

Материалы: бумага, карандаш.

Занятие 2.

Этюды цветов и трав

Задачи: выбор характерного растения; передача пропорций, движения; цветовое решение без связи с фоном (силуэт); изучение разнообразия растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав.

Материалы: бумага, акварель.

Занятие 3.

Зарисовка и этюд цветущих растений в среде

Задача: Изучение и передача характерных особенностей цветка в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства.

Материалы: бумага, гуашь, карандаш.

Занятие 4.

Рисунок веток хвойных деревьев

Задачи: выбор характерной ветки, изучение и передача особенностей конструктивного построения ветки, расположения иголок.

Материалы: бумага, карандаш.

Занятие 5.

Этюд стволов деревьев

Задачи: развитие наблюдательности и выбор выразительного ствола березы: изучение особенностей и характер ствола березы, выделение главного, влияние среды на цвет.

Материалы: бумага, акварель.

Занятие 6.

Этюд с разными породами деревьев

Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор композиции, передачи пропорций и характерных особенностей строения ствола и ветвей деревьев.

Материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, тушь.

Публикации по теме:

«Мир природы» — результат работы кружка изобразительного искусства«Мир природы» — результат работы кружка изобразительного искусства Здравствуйте коллеги, рада видеть вас на своей страничке! Вот уже несколько месяцев я веду кружок изобразительного искусства по программе.

«Мир животных» — результат работы кружка изобразительного искусства«Мир животных» — результат работы кружка изобразительного искусства «Мир животных» - результат работы кружка изобразительного искусства. Очень хочется поделиться результатами кружковой работы со вторым.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках изобразительного искусства и технологии. Учитель ИЗО и технологии Муниципального.

Конкурс знатоков изобразительного искусства (подготовительная группа) Цель: Обобщить представления и знания детей об изобразительном искусстве. Продолжать воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству.

Краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики средствами изобразительного искусства Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие и совершенствование.

Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства. Красота и доброта у ребенка появляется с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянется ручонками к красивой.

Развитие речи дошкольников посредством изобразительного искусства Из опыта:«Система работы воспитателя по развитию речи и творческого потенциала дошкольников посредством изобразительного искусства». Изобразительная.

Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского садаРекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует.

План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе «Гжельские узоры» План-конспект открытого урока изобразительного искусства 6 класс Вид урока: творческий практикум Цели урока: 1. Познакомить учащихся с.

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Осенняя палитра» Цель: • Продолжать учить детей выделять цвета осенней палитры из общей цветовой гаммы. • Дать первичное представление об эмоционально-выразительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пленэрная практика. Углубленное изучение природы, в рамках изобразительного искусства
Опубликовано: 19 октября 2015 в 19:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД