Магомедова
Консультация «Почему ребенок не хочет учиться?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребенок не хочет учиться?
Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера.
Помогают школьникам учиться два вида мотивов : это социальные и познавательные мотивы.
Публикация «Консультация „Почему ребенок не хочет учиться?“» размещена в разделах
Социальные (межличностные) мотивы отвечают потребностям ребенка в том, чтобы гармонично общаться с окружающими, чтобы его одобряли учителя, родители, сверстники, в том, чтобы занять в обществе определенное место.
Социальные мотивы подразделяются на узкие мотивы и более широкие. К широким мотивам, которые уже знакомы младшему школьнику, относятся желания стать «культурным», «образованным», получить впоследствии достойную работу. Однако, эти мотивы не являются значимым двигателем деятельности в младшем школьном возрасте. Ребенок, знает, конечно, что надо хорошо учиться, чтобы потом найти хорошую работу, но что такое для ребенка «хорошая работа»? С позиции его опыта, как правило, лишенного настоящих тягот жизни, это пустой звук, ребенок никак не понимает, какие трудности его ждут, если не будет хорошей работы, а будет плохая (пресловутый "дворник"). Он может повторять за взрослыми, что надо хорошо учиться, чтобы зарабатывать деньги или иметь уважение окружающих, но эти понятия не доступны ему в должной мере из-за узости его опыта. Кроме того, все эти привлекательные перспективы бесконечно далеки от него по времени и никак не влияют на желание делать те усилия в учебе, которые требуются сегодня. Широкие мотивы в лучшем случае как-то осознаются школьником (и это основа для более глубокого развития этих мотивов, но они не являются двигателем его деятельности. Ребенок не сядет за тетрадки и не пойдет учить стихи с мыслью, что через 15 лет у него будет хорошая должность.
Родители, наоборот, любят обращаться именно к широким мотивам, пытаясь пробудить ребенка к учебной работе.
«Ты что, хочешь дворником быть?»,
«Ну, давай, бездельничай, как раз грузчиков стране не хватает!».
В зависимости от социального статуса самих родителей примеры тех «ужасов», которые могут случиться с ребенком, который учиться не хочет, могут быть разными. Кто-то обращается к старому верному «дворнику», а кто-то пугает детей перспективой пополнить «офисный планктон».
Такие аргументы не работают, да и сами родители это знают!
Другой вид мотивов – узкие личные мотивы, потребность чувствовать себя комфортно в текущей ситуации школьной жизни. Это желание получить хорошую оценку, избежать порицания учителя, занять уважаемую позицию в школьном коллективе, снизить чувство тревожности на уроке. Эти мотивы более актуальны, они в большей степени могут управлять поведением младшего школьника. Ребенок скорее организуется для домашней, например, работы, опасаясь того, что ему завтра поставят плохую оценку. Эта мотивация не универсальна, она действует далеко не на всех школьников, но она существует.
Мотивация эта имеет одну коварную особенность. Для того, чтобы достигать целей комфортного существования в школьной жизни вовсе необязательно действительно хорошо учиться. Благодаря этой мотивации, потребности в комфортном самоощущении дети постепенно учатся имитировать учебную деятельность и находить путь наименьшего сопротивления. Это нормальный процесс адаптации к условиям жизни, но познавательной деятельности он вредит. Так, ребенок может научиться ловко списывать, завести приятельские отношения с отличником, чтобы помогал с домашней работой, понять в какой момент спрашивать не будут и можно уроки не учить, научиться говорить пустые «умные» фразы при ответах. То есть он обучается жить в школе комфортно (что в целом тоже полезно, но его деятельность по освоению учебных предметов может сильно хромать.
Достижение социальных целей у людей (детей в том числе) связано с результатом работы, тем к чему ты пришел в итоге какого - то этапа своей деятельности. Социальные мотивы важны, но их недостаточно для успешного обучения.
Другой важный вид мотивов – познавательные мотивы, потребность в интеллектуальной деятельности, удовольствие от самого процесса познания. Ребенок хочет учиться еще и потому, что он получает удовольствие от самого процесса обучения, ему интересно узнать новое или решить задачу. Этот вид мотивов выражен у детей в разной степени.
Без познавательного мотива нельзя учиться успешно, как бы сильна не была потребность в одобрении окружающих. Однако, и одного интереса недостаточно, чтобы удерживать хорошую успеваемость. Школа – это система принудительной передачи знаний детям. Никто не спрашивает их, что им интересно изучать, а что нет. Не нужно питать иллюзий, что ваш ребенок по всем предметам будет учиться с одинаково высоким интересом. Как бы развит у ребенка не был познавательный мотив, он не сможет испытывать интерес каждый час школьного обучения, ко всем без разбора предметам. В школе будет и скука, и рутина, и неприятные обязанности, которые надо выполнять. Система массового образования не может обеспечить индивидуального подхода к каждому ученику, подстроиться именно под его особенности.
Для успеха в обучении нужно сочетание социальных мотивов (ориентация на результат, одобрение окружающих) и познавательных мотивов (удовольствие от интеллектуальной деятельности).
Это похоже на две ноги человека, без одной из опор (познавательного или социального мотива) ребенку трудно будет успешно учиться.
Причины, почему ребенок не хочет учиться :
1. Особенности детского темперамента.
2. Болезненность.
3. Гиперактивность.
4. Недостаточная мотивация.
5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
6. Проблемы в семье.
7. Неуверенность в себе.
8. Недостаточный уровень ответственности.
9. Умный, но одновременно ленивый.
10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.
Советы психолога
Секреты мотивации детей
1. Покажите, как приятен на вкус успех.
Показателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами. В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой.
А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости. Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.
2. Помогите развить способности.
Не бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится. И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства. Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.
3. Объясните дочке или сыну смысл учебы.
Трудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно. Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни.
Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты.
Папа – тренер волейбольной команды. И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.
4. Научите, ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныние.
Кроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту. А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче.
Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.
5. Помогите восстановить концентрацию.
Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия. В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.
6. Используйте хитрости
Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.
Надеюсь, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.