Елена Юсупова
Консультация «Почему закаливание организма так необходимо для здоровья человека?»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это же бесценный дар,
Который при рожденье тебе дан.
Его всегда оберегай,
И всеми способами укрепляй.
Почему закаливание организма так необходимо для здоровья человека?
Человеческий организм существует в нераздельном единстве с окружающей средой. Великий русский физиолог И. М. Сеченов говорил, что «живой организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Сама сущность бытия животного организма, как «сложной обособленной системы» (И. И. Павлов) состоит в постоянном уравновешивании внутренних сил этой системы с силами внешнего мира.
Публикация «Консультация „Почему закаливание организма так необходимо для здоровья человека?“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
При закаливании человеческого организма происходит более активное приспособление его к изменяющимся (в основном метеорологическим) условиям существования, определенное изменение жизнедеятельности организма в целях поддержания равновесия между ним и внешней средой.
Среди разнообразных влияний на организм человека наиболее существенное воздействие оказывает колебание температуры окружающей среды. Вместе с тем при самых различных ее изменениях температура внутренней среды человеческого организма отличается постоянством.
Поэтому теплообмен имеет очень большое значение в жизнедеятельности организма.
Поддержанию постоянства температуры внутренней среды способствует кора головного мозга. Но в механизме терморегуляции большое место занимает кожа, ибо теплоотдача организма зависит от объема циркулирующей в коже крови. «Кожа – это постоянная одежда организма, и, следовательно, от того, сколько крови циркулирует в коже (а кровь – объединительница тепла, зависит и то, сколько тело отдает тепла в окружающую атмосферу».
В свою очередь температура кожи зависит от температуры, внешней среды, скорости и направления движения воздуха, солнечной радиации, времени суток, влажности, а также от внутренних факторов – анатомического расположения отдельных ее участков, половых и возрастных особенностей человека и др. Наибольшее влияние из всех факторов внешней среды на изменение кожной температуры оказывает окружающая температура.
Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка. При закаливании необходимо соблюдать ряд правил:
систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов;
постепенное увеличение дозы раздражающего действия;
учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка;
все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций;
К традиционным видам закаливания детей относятся :
утренний прием на свежем воздухе, гимнастика;
оздоровительная прогулка;
воздушные ванны;
воздушные ванны с упражнениями;
сон с доступом свежего воздуха;
умывание в течении дня прохладной водой;
полоскание рта прохладной водой;
хождение босиком до и после дневного сна;
хождение босиком по «дорожке здоровья»;
(массажные коврики) после дневного сна;
солнечные ванны.
К нетрадиционным видам закаливания можно отнести :
«Льдинка» (М. Кузнецова);
хождение по мокрым солевым дорожкам (Ю. Ф. Змановский);
контрастные водные ванночки для рук (В. Алямовская);
полоскание носоглотки прохладной водой с элементами психогимнастики (Ю. Ф. Змановский, В. Т. Кудрявцева)
игровой массаж (Интерпритация и адаптивный вариант методик специального закаливания детей А. Усманской и К. Динейки).
«ЛЬДИНКА»
Автор Кузнецова М. И.
«Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий кровеносные сосуды тренирующий иммунную систему ребенка.
Дети лежат в кроватках. Воспитатель берет кусочек льда (в пакете) и по часовой стрелке круговыми движениями делает три поворота по ступне ребенка, тут же закрывает ножки ребенка одеялом и переходит к следующему. Так она выполняет три раза. Через неделю воспитатель каждому ребенку делает уже четыре круговых движения, так доводится до десяти раз. После того, как воспитатель закончит растирание, медсестра начинает проводить массаж стоп детей махровой рукавичкой.
Далее включается спокойная музыка, на фоне которой воспитатель ходит от ребенка к ребенку и поглаживает их, кого по ручке, кого по головке, кого по тельцу приговаривая слова:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза,
Сном спокойным засыпаем.
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают (2 раза,
Дышится легко…ровно…глубоко…
Если ребенок заболел в период проведения закаливания, то после его возвращения начинать закаливание нужно с массаж а сухой рукавичкой и только после двух недель сухого массажа – закаливание льдинкой, но опять с трех раз.
Часто болеющим детям проводится только сухой массаж.
ХОЖДЕНИЕ ПО МОКРЫМ СОЛЕВЫМ ДОРОЖКАМ
(Ю. Ф. Змановский)
После дневного сна дети выполняют гимнастические упражнения, проходят по ребристой доске, резиновым коврикам с шипами.
Вода для замачивания одеяла от 38 до 40 градусов каждые два дня снижается на 1 градус до 20 градусов. Состав раствора вода 10 л, поваренная соль 400 г.
По мокрому одеялу с 30 секунд до 20 минут топчутся дети.
Ведро для замачивания одеяла, одеяло, ребристая доска, резиновый коврик с шипами.
Воспитатель, медсестра, обязательный контроль.