Ирина Юрьевна Осипова
Консультация для родителей «Почему же детям играть так важно»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему же детям играть так важно? Этот вопрос зачастую ставит родителей в тупик. Многие думают, что игры нужны детям прежде всего для удовольствия. В дошкольном детстве ведущая роль – игровая. Именно в игре ребенок развивает свой творческий потенциал, применяет на себя всевозможные роли, пробует свои силы в роли режиссера, сам пишет сценарий своей игре и, очень этому рад. На самом деле игра – это то основное занятие, во время которого ребенок развивается не только в психоэмоциональном плане, но и как личность.
Публикация «Консультация для родителей „Почему же детям играть так важно“» размещена в разделах
Чтобы разнообразить сюжет или воплотить в жизнь задуманный сценарий, ребенку приходится самостоятельно конструировать, лепить, рисовать, вырезать из бумаги, потому что настоящий молоток и тем более пилу папа не даст. Еще в игре дети расширяют кругозор. Именно для этого предлагаем некоторые рекомендации.
Не ленитесь рассказывать. Важно в упрощенной форме рассказывать детям, чем мы занимаемся, что делают люди вокруг, и, главное, объяснять – зачем.
Объясняйте, как устроен этот мир. Приехали в аэропорт, расскажите, кто тут работает. Пришли в магазин, порассуждайте, откуда на прилавках появляются продукты. Достали кошелек, объясните, зачем нужны деньги, как их зарабатывают и как тратят. А потом дома проиграйте эти сценки с игрушками. Все это очень важные моменты, которые облегчают адаптацию ребенка к взрослой жизни.
Мягко предлагайте варианты игры, но не настаивайте. Вы можете помочь организовать игру, установить правила, придумать новый сюжет или реквизит. Но все же важно выдерживать определенную линию поведения. Если диктовать, что делать, дети не научатся играть сами. Окончательный выбор должен быть за детьми: как они хотят, пусть так и будет.
К игрушкам относитесь внимательно. Психологи говорят о том, что слишком детализированные наборы принцессы, плотника или доктора не дают развиваться фантазии. Проблема решается просто: достаточно показать ребенку, как применять такие игрушки не по назначению. Например, отвертка легко превращается в дрель, перфоратор, удочку или учительскую указку. Но предметы широкого спектра нужно малышу обязательно предоставить. Это могут быть пустые коробки, контейнеры, тряпки, веревки.
Установите разумные границы. Когда малыш начнет тянуться к взрослым вещам, которые вам очень дороги, ваша задача – показать ему допустимые пределы. Но не запрещая трогать папин планшет или мамину помаду, а предлагая занятную альтернативу. Сделайте вместе компьютер из картона, подарите свою старую помаду или купите дешевую.
Ребенок проявил интерес к уборке – ловите момент. Пусть это не игра в чистом виде, а попытка проявить самостоятельность и научиться обслуживать себя самостоятельно, ее необходимо поощрить. Если загубите инициативу, потом не ждите, что ребенок будет убирать комнату и помогать вам по дому. Поручите малышу взрослые дела. Боитесь за дорогущий сервиз – купите простые тарелки, жалеете паркет – дайте вместо пылесоса веник.
Если малыш капризничает, поиграйте с ним вместе. Вместо соревнований, кто соберет свою часть игрушек быстрее, лучше работает игра в белочку, которая собирает грибочки. К слову, в игровой форме у ребенка можно пробудить мотивацию к любому полезному, но не очень приятному занятию. Этот способ работает в сто раз лучше нотаций, угроз и наказаний и позволяет избежать ненужных, а порой многолетних конфликтов.
Помните, что смешно, то не страшно. В игре детям важно проигрывать все те вещи, которые кажутся пугающими или неприемлемыми. В том числе плохие слова и свою агрессию. Следите за играми малыша. Если странный сюжет держится долго, лучше подключиться. Бессмысленно говорить: «Перестань так играть! Мне не нравится, как ты играешь!» Он найдет время, когда вы ничего не увидите. Разумнее будет малышу помочь. Но менять ход игры снова следует очень мягко и только от лица того персонажа, чью роль вы будете играть. Например, ребенок полюбил агрессивную игру, где кто-то кого-то постоянно обижает. Вы берете на себя роль жертвы и от ее лица говорите: «А что это ты меня бьешь все время? Давай лучше вместе отправимся в тундру! Прямо сейчас!» Усваивая новые модели общения, подсказанные взрослым, малыш сначала учится использовать их в игре, а потом уже меняет и собственное поведение.
Если есть возможность, попробуйте проводить игровые вечера. Один или два раза в неделю. Чем больше будет участников, тем лучше. Только найдите время, когда вы не будете отвлекаться на другие дела. Перед игрой расчистите как можно больше свободного пространства и разложите на видном месте подручные материалы: старые простыни, шляпы, очки, картон, фломастеры, ножницы, подушки, кубики и т. д. Все эти многофункциональные предметы вы будете использовать для создания реквизита, масок или костюмов. Детализированные игрушки старайтесь не использовать. Важно ведь пробудить у детей фантазию и тягу к творчеству. А дальше каждый участник выбирает себе роль, придумывает, чем он будет заниматься, и игра начинается.
Не упустите момент. Не умеющий играть ребенок будет испытывать дефицит в сфере эмоционального развития. Он станет нелюбопытным, менее уверенным в себе и, как следствие, менее активным. В результате главные процессы социального и психического развития нарушаются. Другая опасность: малыш может не успеть наиграться. Тогда он просто не перерастет эту стадию, и перейти на следующий уровень, необходимый для учебы в школе, ему гораздо сложнее.
Уважаемые родители, совместные игры — это невероятно простой способ оставить в воспоминаниях ребенка яркий след и укрепить моторику, логику и отношения.