Елена Вятчинина
Подбор дидактических игр математического содержания и руководство ими
▼ Скачать + Заказать документы
Подбор дидактических игр математического содержания и руководство ими.
Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение конкретной задачи. Например, если основной задачей является закрепление знаний по составу числа, выбранная дидактическая игра должна этому способствовать.
При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.
Публикация «Подбор дидактических игр математического содержания и руководство ими» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Исследования показали, что детей дошкольного возраста и особенно детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту», «Разложи кольца», «Угадай, что спрятано в мешочке», «Кто куда хочет пойти, и кто что хочет найти?»
С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например, игры «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа» и т. д. В этих играх они «играют» определенные роли, которые увлекают их и помогают незаметно для себя решать поставленные воспитателем задачи.
Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности: «Что изменилось?», «Который по счету?» и т. д.
Старших дошкольников больше в игре увлекает ее результат. У них появляется тяга к играм на соревнование. Вначале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем, но постепенно интересы расширяются. Ребенок переживает не только свой личный успех или неудачу, но и успех или неудачу своей команды. Поэтому большой популярностью пользуются игры «Кто быстрее назовет?», «Кто быстрее найдет?» и т. д. Такие игры, кроме решения дидактических задач, способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе.
При подборе игр математического содержания, важно соблюдать последовательность. Играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у дошкольников трудно долгое время поддерживать интерес к одной и той же игре, ее следует видоизменять. Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание детей на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки в счете, в усвоении приемов математических действий на интересном игровом материале.
Методика проведения дидактических игр требует от педагога большого мастерства и такта. Знакомство с новой дидактической игрой должно быть тщательно продумано. Для того, чтобы игра заинтересовала детей и решала ту обучающую задачу, которую она призвана решать, ребята к этой игре должны быть подготовлены.
Если игра предполагает наличие дидактического материала (игрушки, картинки, геометрические фигуры, цифры т. д., детей с ним нужно заранее познакомить.
Нередко материал к игре воспитатель готовит сам. Лучше всего привлекать к изготовлению игр (например, «картонное лото», «геометрическое лото» и др.) старших дошкольников. Это позволит воспитывать бережное отношение к играм, к материалам, из которого готовятся игры.
Затем воспитатель знакомит детей с правилами игры, ее содержанием. Обязательно, чтобы на первых порах взрослый был участником игры, показывал, как нужно играть, как правильно выполнять правила.
Игра должна быть преподнесена детям четко и ясно. Правила игры не должны быть многочисленны и многословны, а результат игры должен быть хорошо понятен детям.
Учитывая, что дошкольникам свойственно недостаточно критическое отношение к своей деятельности, особое внимание необходимо уделить подведению итогов игры, выявлению победителей. Вначале это делает воспитатель, привлекая при этом и детей. Он учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя. Впоследствии дети самостоятельно подводят итоги игры. Это будит их самостоятельность, инициативу, воспитывает умение критически относиться к своей деятельности и деятельности своих товарищей.
Игра повторяется несколько раз, пока ее содержание не будет хорошо усвоено всеми детьми. После этого можно познакомить их с вариантом игры. При этом выясняется, чем похожа новая игра на предыдущую, какого различие между ними.
Усвоение детьми математических знаний в игровой деятельности происходит как бы исподволь: играя, они с большим интересом считают, решают, запоминают название чисел, различают цифры и геометрические формы, лепят, выкладывают из счетных палочек геометрические фигуры и т. д. Благодаря игре происходит развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться успеха в своей деятельности и проявлять отношение к ее результатам.
Используемая литература: М. Н. Перова «Дидактические игры и упражнения и руководство ими».