Оксана Гуляева
Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников (работа с родителями)
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О –Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории
Место работы :МБДОУ «Кэскил» с. Туора-Кюель. Таттинский улус Республика Саха Якутия
Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников
.
Под компетентностью, как правило, подразумевается информированность, система усвоенных знаний, понятия, которыми человек может оперировать на практике.
Публикация «Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников (работа с родителями)» размещена в разделах
Как показывают данные исследований нынешние родители не придают большого значения переживаниям и ощущениям ребенка. Они озабочены развитием интеллекта, умственных способностей, познавательных сферы личности. До недавнего времени успешное родительство отождествлялось преимущественно с педагогической культурой. Определение воспитательной компетентности родителей понимается шире, как неразрывное единство педагогической,эмоционально-соматической, игровой культуре взрослого в общении с ребенком. Важная роль в повышении воспитательной компетентности родителей отводится использованию активных методов общения. Так, в передовой практике все активнее используется родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной,моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания они применяются, чтобы из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными исследователями собственного поведения, получать опыт нового видения привычных способов воздействия на ребенка. Вовлечение родителей в игровой диалог с воспитателем учителем способствует излечиванию многих матерей и отцов от жесткого оценочного обращения с ребенком. Специалистам важно руководствоваться тем, что приоритетная ценность и социальная функция семьи для ребенка, поступающего в школу - быть источником безопасности, надежности, выступать эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие. Ключевые сообщения ребенку от его близких людей можно сформулировать так: «Мы твоя семья навечно, независимо от твоих школьных отметок», «Ты не один, мы с тобой. Мы тебя любим», «Мы поддерживаем тебя в любых неудачах», «У тебя получится, мы верим в тебя».Вот почему характерной воспитательной компетентности родителя будущего первоклассника специалисты отмечают осознаваемую автономность его чувств от достижений ребенка в школе. Родителю важно осознавать, что целесообразнее заинтересоваться не сколько школьными отметками, сколько познанием ребенка. Это является ключевым положением в общении с родителями детей 5-7 лет вне зависимости от формулировок тем встреч.
В числе приоритетных задач выделяется следующее:
-способность осознанию родителями собственного опыта, взглядов и стереотипов в воспитании которое помогают и препятствуют благоприятному переживанию предшкольного периода жизни;
-повышать эмоциональную чувствительность взрослых к значимым переживаниям ребенка;
-помогать родителям овладевать игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.
С целью повышения педагогизации родителей содержание наших занятий родительского лектория охватывает актуальные вопросы семейного воспитания. Занятия проводились в различных формах: в форме бесед, диалога, решения проблемных ситуаций, анализа собственной воспитательной деятельности. Мы постарались предусмотреть наиболее интересные формы работ с родителями, которые дают возможность им не только слушать лекции педагогов, но и были бы участниками образовательного процесса. Для активизации родителей, стимулирования интересов и желаний активно участвовать в обсуждении был использован ряд методов, имеющих активизирующий характер: вопросы дискуссионного характера,обсуждение проблемных ситуаций,решение двух точек зрения, связь с жизнью.
Проведены такие лекции и беседы для родителей на темы :
1. Психологическая готовность ребенка к школе.
2. Проблемы взаимоотношений родителей с детьми.
3. Психология общения
4. Как эмоционально поддерживать ребенка в новой социальной роли школьника.
5. О реалистических родительских ожиданий от будущего первоклассника.
Работа по преемственности и педагогизации родителей проводилась в тесном контакте со школьным психологом, в течении года ведется мониторинг и диагностика будущих первоклассников. Следующий метод работы с родителями,который был использован в круглых столах,диспутах –это метод решения педагогических задач,который является более сложным, так как требует четкого ответа,обоснования. Решая педагогические задачи, родители учатся анализировать свои педагогические ошибки, находить свои ошибки и намечать пути их преодоления. Комплексное применение методов на каждых встречах способствует активизации родителей и формировании у них осознанного критического отношения к своей воспитательной деятельности в подготовке ребенка к школе.
Из этого следует, что актуальная задача профессионалов по поддержке компетентности родителей будущих первоклассников состоит в терпеливом представлении родителям возможности вместе со специалистом эмоционально прожить как негативные последствия применяемых воспитательных мер. Необходимо и дальше совершенствовать формы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную в обществе.
Использованная литература:
1АнтоноваТ. В,Гурова. Г. А,и др. Развитие социальной компетентности ребенка в детском саду и школе. Смоленск,2000.
2. АрнаутоваЕ. П. О роли семьи в предшкольный период жизни ребенка. Смоленск 2000.
3. Безруких М. М, Ефимова С. П, Князева. Н. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М. 1994.
4. Бажович. Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению Вопросы психологии ребенка дошкольного обучения
5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М. ,1991.