Кузнецова Ольга
Подготовка детей к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития образовательной системы дошкольное образование признано первой ступенью общего образования. В связи с этим проблема качественной подготовки дошкольников к школьному обучению выходит на новый уровень и приобретает особое значение.
В настоящее время дошкольные образовательные организации строят свою деятельность с опорой на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). В государственном стандарте определены целевые ориентиры дошкольного образования, которые выступают в качестве психолого-педагогической и социально-возрастной характеристики достижений дошкольников по окончании детского сада [3].
Публикация «Подготовка детей к школьному обучению» размещена в разделах
Проблема подготовки детей к обучению в школе получила отражение в зарубежной педагогике и в трудах отечественных ученых и педагогов практиков: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др. На сегодняшнее время исследователями по-разному понимается само содержание понятия «готовность к школьному обучению».
По мнению таких авторов, как Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, готовность к школе определяется тремя компонентами:
- физической готовностью (здоровье ребенка);
- интеллектуальной готовностью (состояние сенсорного развития, состояние познавательных процессов, умственное и речевое развитие);
- личностной готовностью (ориентировка в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициатива, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми). Все эти компоненты взаимосвязаны между собой [2, с. 146].
Установлено, что подготовка дошкольников к школьному обучению многогранная задача, которая охватывает разные стороны развития ребенка, а готовность детей к школьному обучению должна соответствовать такому уровню их развития, который способен освоить школьную программу при соответствующих условиях обучения.
От того насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное и эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Программа дополнительного образования «От звука к букве» является одним из этапов специальной подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предназначена для работы с детьми с 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2-х лет. В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.
Цель программы – осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (букв, слогов, слов, точность, видение границ и аккуратность при письме.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения :
I этап: 5-6 лет. Основная задача на данном этапе - развитие звуко-буквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму. Предмет изучения – звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие, одиночные согласные, Ь и Ъ).
На этом этапе главное научить детей не путать понятия «звук» и «буква». Звук мы слышим и произносим, букву мы видим и пишем.
Это те действия, которые ребенок может совершить, они понятны детям, поэтому мы пользуемся такими определениями, хотя они отличаются от определений, дающихся специалистами (звук – членораздельный элемент человеческой произносимой речи, буква – письменный знак звука).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, звук представляется ребенку во всем многообразии.
Например, «Найди и обведи» – обведи только те предметы, в названиях которых есть звук А; «Определи место звука (буквы) в слове»; «Кто внимательный» – детям читается стихотворение и предлагается запомнить слова в которых есть звук А; физминутки)
Одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Детям демонстрируется изображение образной буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить образ буквы.
Например:
А шагает по дорожке,
Широко расставив ножки.
Буква может убежать,
Нужно ноги ей связать.
Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой, что позволяет им писать буквы одинаковой высоты и ширины, при письме сохранять одинаковое расстояние между буквами.
Обращаем внимание детей на то, что буква А состоит из трех элементов (палочек). Обводим пальцем букву А, начиная с верхнего уголка вниз.
Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звуко-буквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков (цель – подготовка руки ребенка к письму). Имеются также задания на соединение, заштриховку, что также способствует подготовке руки к письму.
По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги из пройденных букв. Затем дети учатся читать слова, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет их от механического заучивания слов и букв.
На этом этапе обучения не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихотворные тексты, игровые упражнения с буквами и звуками. Это делает обучение веселым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладеть задачами дошкольного обучения.
II этап: 6-7 лет. Основная задача на этом этапе – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению. Этому способствуют материалы для детей, содержание которых связано с образовательной областью познание, включающей в себя задачу расширения кругозора детей через ознакомление с окружающим миром (Времена года, домашние и дикие животные, цветы и т. д.).
Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова. Художественные произведения представлены разными жанрами:
- пословицы и поговорки, которые заключают в своем содержании ясную, четкую, краткую мысль ( Например: Возьми книгу в руки и не будет скуки);
- литературные загадки, которые пробуждают интерес к окружающему миру, расширяют и закрепляют представления о нем ( Например: Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета);
- стихотворения, содержание которых служит развитию и обогащению словаря ребенка ( Например: Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое);
- рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, В. Даля, которые способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем, но и воспитывают любовь к художественному слову [1, с. 6].
Для того чтобы выполнить то или иное игровое упражнение – дописать слово, разгадать кроссворд, объяснить смысл пословицы, – ребенку необходимо прочитать предложение, стихотворение, загадку и понять их содержание, что и является результатом процесса освоения чтения.
В каждую тему включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму. Все упражнения направлены на развитие у детей глазомера и четкой координации руки и всегда связаны с темой. Например: тема «Овощи» – дети рисуют огурцы, тема «Игрушки» – дети рисуют шарики, тема «Дикие животные» - дети рисуют зайцев и т. д.
Также с целью подготовки руки ребенка к письму в каждую тему включены упражнения для развития моторики – специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые дети выполняют на физминутках.
На каждом занятии проводится самоконтроль и самооценка, что является основой для развития у него внимания к процессу обучения. При проведении самоконтроля он оценивает себя как субъекта собственной деятельности.
Таким образом, реализация данной программы способствует формированию интеллектуальной готовности дошкольников через систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами. Предложенная система игр учит понимать и выполнять учебные задачи, формирует мыслительные операции, а так же помогает овладеть навыками речевого общения, развивает мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.