Подготовка к письму через рисование

Зоя Гончарова
Подготовка к письму через рисование

Подготовка к письму через рисование.

Многие психологи 20 века подчеркивали, что детское рисование выступает как одно из проявлений образно-символьного мышления ребенка. Как внешнее воплощение символов, носящих сугубо личный, индивидуальный характер. Детский рисунок это своего рода рассказ о том, что изображено и, по сути, не отличается от словесного рассказа.

В рисование ребенка можно выделить несколько стадий.

Первая стадия – часто именуется стадией «марания», ребенок просто водит карандашом по листу, получаются какие-то линии и это его радует. Именно в момент прочерчивания линий без рисунка в хаосе происходит формирование основ творческой психологии. Овладение графическим формами происходит медленно, сложнее и запутаннее, чем развитие словесного творчества.

Также спонтанно, а не через обучение, ребенок переходит ко второй стадии рисования, когда случайно из каракулей получается нечто похожее на предмет, образ или человека. Вскоре у ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: круги, хотя и неровные, что-то похожее на многоугольники, отрезки линий и т. д. Спустя несколько месяцев появляются своеобразные изображения человека, у которого зачастую ноги растут прямо из головы. Вот так, естественным образом ребенок подходит к моменту, когда можно заметить самопроизвольное изображение языковых символов.

Умение писать рождается аналогично разговорной речи, самопроизвольно. В монтессори-группе дети, ощупывая предметы, приобретают точные движения, способность зрительно определять сходство и различие предметов, слуховое восприятие становится точным и ясным. В этот момент рождается стремление писать.

Эта способность развивается на основе некоторых упражнений, которые косвенно готовят руку ребенка к письму.

Упражнения с металлическими рамками и вкладышами помогают подготовить руку ребенка к письму и утончают мелкую моторику. При работе с этим материалом на лист бумаги кладется рамка и обводится изнутри цветным карандашом, затем с нарисованной фигурой совмещается вкладыш и обводится еще раз карандашом другого цвета. На листе остается два почти одинаковых контура. Точка интереса для ребенка в том, что обводя два различных предмета, рамку и вкладыш, он получил два одинаковых контура. Здесь зарождается объективное понятие геометрической фигуры, как линии, определяющей форму. Кроме того ребенок учится самостоятельно чертить эти линии.

После нарисованная фигура заштриховывается, сначала широкими линиями, затем более узкими. Штриховка выполняется всегда слева направо, что объясняется правилами письма впоследствии. Техника штриховки может быть разнообразной. Штриховка, как действие, выполняемое пишущей рукой, лучшая тренировка для ребенка. Такие упражнения проделывают все дети, и самые маленькие и те, кто уже умеет писать. Первые готовятся к письму, а вторые совершенствуются в этом.

Рисование форм еще одно упражнение, необходимое для развития способностей к письму. Везде нас окружают геометрические формы: узоры снежинок, шестиугольные пчелиные соты, спиралевидные улитки. В различных предметах обихода ребенок узнает геометрические формы, и наблюдение за ними это драгоценный источник, как для духовного, так и для умственного воспитания. Мир вокруг это сплошные прямоугольники, эллипсы, круги, трапеции. Обращая внимание ребенка на окружающие нас предметы: дома, кустарники, цветы, автомобили, мы учим их видеть форму, а после переносить её на лист бумаги.

Складывание мозаики ещё одно увлекательное и полезное занятие. Оно тренирует и утончает мелкую моторику, зрение, чувство цвета и его оттенков. Узор мозаики может быть разнообразным, да и материал для него также используется различный. Например, можно выкладывать мозаичные узоры из картонных фигурок. Квадрат или прямоугольник, с наложенным на него треугольником – домик. Разрезаем овал, приклеиваем на прямоугольник, получаем ворота.

Упражнения в механическом письме предлагают ребенку параллельно с упражнениями по штриховке, после освоения металлических рамок. Здесь происходит активное утончение мелкой моторики, ребенок постепенно овладевает письмом. Для этого сначала дают ребенку упражнение «от точки к точке», предлагается на выбор несколько карточек с различным набором точек и карандаш. Ребенок соединяет точки по своему желанию. Эта работа требует уверенного движения руки. При хорошей тренировке это позволит ребенку легко обводить письменные буквы, предаваясь механическому письму.

Механически переписывать фигуры – одно из любимых занятий для детей, но это занятие не имеет ничего общего с настоящим письмом. В это время особенно хорошо развивается концентрация внимания и зрительная память. Движение руки подчиняется зрению. Ребенок напрягает волю и стремится сделать все аккуратно и точно. Для упражнения «переписывание» ребенку предлагается поднос с чистыми листами, в клетку и в линейку, а также неразлинованные. На другом подносе карточки с текстами для переписывания. Все тексты должны быть написаны письменными буквами, по две, три или четыре буквы. Начинать писать лучше простым карандашом, это хорошо тренирует силу нажима. Таким образом, ребенок начинает переписывать на лист слова и даже короткие предложения. Пока это высшая степень штриховки, а не письменная речь. Этот процесс совершенствования механических действий происходит постепенно.

Таким образом, к периоду, когда начинает развиваться высшая речь, дикториум, её графическая часть уже существует, а это значительно облегчает весь процесс. Развивающаяся речь должна постоянно совершенствоваться, но без анализа это невозможно, поэтому речь материализуется в графическом знаке, что для ребенка 5-6 лет в монтессори-группе является легким занятием.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. Разнообразные методы и приёмы, нетрадиционные подходы. Подготовка руки к письму Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Многие родители знают, что с помощью игр пальчиками.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через занятие рисование Актуальность В соответствии с требованиями ФГОС ДО актуализируется область художественно- эстетическое развития как одного из средств самореализации.

Консультация для родителей детей с ТНР «Подготовка руки дошкольника к письму» Консультация для родителей на тему «Подготовка руки дошкольника к письму». Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной.

Мастер-класс для педагогов «Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования»Мастер-класс для педагогов «Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования» Дети много и долго пишут на уроках в школе. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лгком онемении их,.

Обобщение опыта через открытый просмотр «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры» Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Подготовка к обучению письму То чем играет ребёнок, и участие родителей в игре — два мощнейших фактора, оказывающих влияние на развитие ребёнка. Типы игры (для дошкольников).

Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ. Воспитатели слышат часто от учителей упреки в свой.

Подготовка руки к письму у старших дошкольников Слайд 2 Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной.

Подготовка руки ребёнка к письму Консультация для родителей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?.

Театральная постановка «Через года, через века» Через года, через века Звучит фонограмма песни о войне, на сцене Вечный огонь, скамейка. Идут бабушка и внук с цветами в руках. Садятся.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Рисование
  • Рисование
Автор публикации:
Подготовка к письму через рисование
Опубликовано: 15 июня 2016 в 01:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кейс «Знакомые цифры»
Цель: Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задачи: Закрепление знания чисел от 1 до 12...
Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми
Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический...
Конспект занятия по аппликации «Медаль для папы»
Программные задачи:продолжать учить детей способу вырезывания круглой формы из квадрата, украшать аппликацию дополнительными элементами;закреплять умение...
Спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
Сегодня мы побывали в Чувашском республиканском театре кукол, где с удовольствием посмотрели спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»....
Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка»
Творческая мастерская. Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам конспект партнерской работы детей и воспитателя по тематической недели "Народная игрушка" -...