Жаркова Галина Александровна
Подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, уделяется большое внимание такой важной подсистеме образования, как дошкольное. Так, Министерство образования и науки Российской Федерации в представленном комплексе мер по развитию дошкольного образования подчеркивает необходимость обновления и повышения его качества
Публикация «Подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает значительные изменения: появляются различные виды дошкольных учреждений, рассматривается вопрос стандартизации дошкольного образования с учетом специфики развития ребенка-дошкольника, формируется практика предоставления дополнительных образовательных услуг
Для обеспечения соответствующих качественных изменений очень важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательных учреждениях.
Без осуществления системных мер подготовки кадрового потенциала невозможно решить задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, по повышению доступности и качества дошкольного образования и воспитания детей. Программа модернизации педагогического образования указывает на важность разработки и апробации эффективных форм, технологий дополнительного профессионального обучения
В условиях модернизации образовательной системы наряду с традиционными функциями педагога актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование, организация содержательной и процессуальной сторон образования. В дошкольном образовании востребованы сопровождение детей с особыми образовательными потребностями; подготовка детей, не посещающих дошкольное учреждение, к школе и тд.
В материалах, посвященных проблемам модернизации образования в России, подчеркивается необходимость опережающего профессионального образования [5, 9]. Реализация этого направления видится в формировании принципиально новых конструктов образования: компетентностей, компетенций и метапрофессиональных качеств. Введение их в содержание дополнительного профессионального образования означает, что знания и умения переходят в ранг тактических образовательных единиц, а компетентности и компетенции становятся стратегическими понятиями обновления профессионального образования. Такие конструкты широкого радиуса использования имеют отчетливо выраженную практико-ориентированную, деятельностную направленность.
Поскольку дошкольное образование является первой и полноценной ступенью отечественного образования, оптимизация системы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений становится социально значимой проблемой педагогической науки, а инновационные процессы, происходящие в этой системе, служат механизмом разработки новых целей, содержания, форм и технологий развития профессиональной компетентности воспитателей. Эта задача в современных условиях требует нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть видовые особенности воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения, запросы и потребности общества и родителей. Препятствием для реализации новых подходов продолжает оставаться традиционный механизм развития профессиональной компетентности, не учитывающий современные потребности.
Исследования последних лет показали необходимость поиска новых подходов за счет обновления целевых и содержательно-процессуальных компонентов процесса развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации. Главное достоинство этой системы - практико ориентированное обучение, которое является «мостиком» между теорией и практикой, эффективным средством обогащения и формирования востребованных профессиональных компетенций.
Среди различных подходов к разработке содержания и технологий развития профессиональной компетентности воспитателя мы выделили подход, основанный на компетенциях, поскольку он, на наш взгляд, наиболее соответствует социальным ожиданиям в системе дополнительного профессионального развития.
В настоящее время педагогика, педагогические психология, социология активно занимаются проблемами развития компетентного работника, компетентности как свойства личности, формирования компетенций специалиста.
В исследованиях В. А. Беликова, А. Г. Гостева, А. Я. Найна, Е. В. Ткаченко и др. рассмотрены сущность компетентностного подхода в образовании и взаимосвязь его ведущих конструктов. Работы А. К. Марковой, В. А. Сласте-нина, А. В. Щербакова посвящены путям повышения профессиональной компетентности. В трудах Э. Ф. Зеера, А. Т. Глазунова, А. Н. Лейбович систематизированы и обобщены исследования понятий данной проблемы, которые представлены следующим образом: компетентности, относящиеся к самому себе как к личности, субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к реализации различных видов деятельности человека. Во всех имеющихся исследованиях в качестве инструментальных средств достижения целей образования рассмотрены такие метаобразовательные конструкты, как компетентность, компетенция, социально-профессиональные качества.
Весьма полезными оказались работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблему профессионального самоопределения под углом зрения потребностей личности, ее саморегуляции, надситуативной активности, формирования профессиональной «Я-концепции» (Б. Г. Ананьев,П. К. Анохин, Л. И. Анциферова, Т. И. Артемьева, Р. Берне, В. Джемс, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ю. А. Миславский, К. К. Платонов, Ф. Хоппе и др.).
Исследования С. Г. Вершловского, Б. С. Гершунского, В. Ю. Кричевско-го, Э. М. Никитина обозначили необходимость дальнейшего изучения проблемы профессиональной компетентности педагогических коллективов в условиях многоуровневого профессионального образования.
Большое значение для разработки проблемы развития профессиональной компетентности педагогов имеют исследования, посвященные анализу педагогической деятельности и педагогического мастерства (Ю. П. Азаров, Н. В. Кузьмина, К. М. Левитан, В. С. Леднев, В. А. Сластенин и др., а также в целом проблемам развития профессиональной компетентности работников дошкольного образования (К. Ю. Белая, Б. Р. Борщанская, А. В. Бондаренко, Р. С. Буре, В. П. Дуброва, Г. С. Красницкая, В. И. Логинова, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, Е. А. Панько, Л. Г. Семушина, Т. В. Шиленок и др.).
Таким образом, научные исследования свидетельствуют о том, что основное направление обновления системы дополнительного профессионального образования заключается в определении подходов к обеспечению деятельностной позиции педагога, способствующей решению новых профессиональных проблем и задач.
Следует отметить, что все приверженцы компетентностного подхода, используя термины «компетентность» и «компетенция», четко не дифференцируют их. Кроме того, большинство авторов говорят о формировании компетентности преимущественно в период профессионального обучения в учебных заведениях. Проблема развития профессиональной компетентности воспитателей остается недостаточно разработанной, не выявлены содержание, формы, технологии и условия ее развития в современной ситуации дошкольного образования.
Рассматривая современные подходы к повышению квалификации, мы выделили компетентностный подход, который наиболее соответствует социальным ожиданиям в сфере дополнительного профессионального образования и интересам участников образовательного процесса. При проектировании содержания профессионального развития в логике компетентностного подхода единицей построения содержания является профессиональная задача. Совокупность профессиональных задач образует «ядро» содержания профессионального развития, а этапы развития профессиональной компетентности определяют логику «развертывания» содержания повышения квалификации.
Создание учебно-педагогических комплексов с включением в структуру колледжа учреждений общего образования (школы, детские сады) позволит реализовать компетентностную модель повышения квалификации специалистов, владеющих широким диапазоном профессиональных компетенций.
Основу системы повышения квалификации, использующей данную структуру, составляют следующие принципы:
• активность и внутренняя мотивация субъектов (признание потребностей и интересов каждого воспитателя, способного реализовать в образовательном пространстве дошкольного учреждения собственные личностные смыслы);
• личностное самоопределение (создание условий для понимания воспитателями своей позиции, осуществление ими ценностного выбора);
• ориентация на личностный рост субъектов (постоянное стимулирование и вовлечение воспитателя в процесс саморазвития);
• гибкость (приспособление содержания к индивидуальным потребностям воспитателей);
• модульность (выделение элементов, обеспечивающих освоение дополнительных компетенций, востребованных практикой дошкольного образования);
• динамичность (достижение действенности и оперативности, направленность на потребности конкретного дошкольного учреждения);
• паритетность (обеспечение делового сотрудничества колледжа и дошкольного учреждения, совместное решение профессиональных проблем).
Эти принципы позволяют более полно учесть ту ситуацию развития дошкольного образования, которая складывается в современном российском обществе.
На основе представленных подходов и теоретических положений нами разработаны подходы к технологии развития профессиональной компетентности воспитателей в системе повышения квалификации педагогического колледжа, которую можно представить следующим образом.
1. Анализ потребности в новых компетенциях, востребованных современностью, родителями и спецификой дошкольного учреждения. Оценка компетенций : компетенции сформированы, компетенции нуждаются в развитии.
2. Разработка модели компетенций с учетом специфики вида дошкольного учреждения.
3. Реализация проектов и программ развития профессиональной компетентности. В процессе повышения квалификации разрабатывается система показателей для конкретного дошкольного учреждения, которые далее отражаются в индивидуальных программах развития профессиональной компетентности.
4. Оценка качества с точки зрения как освоенных компетенций, так и достижений дошкольников, обновление и коррекция содержания повышения квалификации в зависимости от достигнутых результатов. Для дифференцированной оценки используется шкала, состоящая из двух параметров: компетенции эффективны, компетенции высокоэффективны.
В связи с тем, что при подходе, основанном на компетентностях, опыт деятельности приобретает смысл дидактической единицы, а содержание деятельности постоянно трансформируется, возникает необходимость разработки множества способов оценивания. Совершенно новой является проверка компетентности или некомпетентности воспитателя. Сегодня очень важно изменение статуса самооценки профессиональной деятельности воспитателя, превращение ее в постоянно используемое в образовательном процессе действие. Когда система оценивания становится прозрачной и критериальной, компетентностный подход может служить и эффективным средством активизации самого процесса развития профессионально значимых компетенций.
5. Анализ потребности в компетенциях, востребованных новой практикой, обновление базы данных компетенций.
Таким образом, данный подход к развитию профессиональной компетентности воспитателей имеет следующие преимущества:
• современное дошкольное учреждение совместно с педагогическим колледжем становится подлинным образовательным комплексом со своим точно обозначенным видом, а также со своей спецификой;
• происходит позитивное влияние на развитие наиболее приоритетных направлений современного дошкольного образования, достижение современного качества дошкольного образования - развитие возможностей и особенностей каждого ребенка, становление его компетентности - способности принимать, на основе знаний и умений, собственные решения.
• подлинный профессионализм воспитателя перестает определяться только совокупностью планов и методик, которыми он владеет в пределах своей узкоспециальной компетенции;
• появляется возможность единой методологии и ориентации на развитие конкретных профессиональных компетенций, востребованных современной практикой и конкретным видом дошкольного учреждения;
• руководители дошкольного учреждения могут оценить эффективность вложенных в обучение средств, четко представить критерии оценки (аттестации) деятельности воспитателей;
• происходит более эффективное решение вопросов методической деятельности - воспитатели понимают, как и за что их оценивают, какие компетенции необходимы конкретному виду дошкольного учреждения;
• модульные программы, лежащие в основе технологии, в силу своей гибкости, эффективности и рентабельности способствуют привлечению групп слушателей в педагогический колледж и, следовательно, повышают его статус и престиж на региональном рынке образовательных услуг, становятся механизмом выживания учебного заведения в условиях растущей конкуренции, связанной с обусловленным демографическими причинами уменьшением численности студентов.