Пути формированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников

Екатерина Камалиева
Пути формированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников

Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется как комплексная характеристика, обуславливающая эффективность общения педагога с родителями воспитанников, основанная на сформированных профессионально значимых установках и личностных качествах. Теоретических знаний о семье, специфике семейного воспитания, особенностях взаимодействия семейного и общественного воспитания, владение практическими умениями и навыками планирования и организации данного процесса.

Развитие профессиональной компетентности важно начинать с самодиагностики педагога, процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков.

В дальнейшем, ориентируясь на структуру профессиональной компетентности, проводится работа по компонентам: личностному, содержательному и профессионально-деятельностному.

Так, в личностный блок включается работа, направленная на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.

Содержательный блок направлен на формирование у педагогов ДОУ системы знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, а также знаний по вопросам подготовки детей к обучению в школе и другим вопросам.

Профессионально-деятельностный блок включает работу, направленную на организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, коммуникативными умениями, нормами этики и этикета, развитие культуры речи, наблюдательности, эмпатии.

Деление на блоки является условным, т. к. профессиональная компетентность является комплексной характеристикой. Содержание трех условно выделенных блоков взаимосвязано и взаимозависимо. Развитие установок и профессиональнозначимых личностных качеств возможно на основе формирования у педагоговопределенной совокупности теоретических знаний и практических умений. В свою очередь, развитие установок и личностных качеств приводит к дальнейшему стремлению педагога овладевать новыми знаниями, приобретать новые умения. Таким образом, развитие профессиональной компетентности возможно только комплексно, с учетом всех трех условно выделенных компонентов, а так же эффективность сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников в любой сфере во многом определяется уровнем их профессиональной компетентности.

Развитию профессиональной компетентности в общении с родителямиспособствуют следующие условия:

• наличие квалифицированной среды (поддержка со стороны более компетентных коллег, которые выступают в роли помощников, наставников, возможность применения полученных знаний и умений);

• снятие организационных, психологических и информационных барьеров;

• наращивание компетентности через освоение знаний и навыков из смежных для основной деятельности областей;

• созданием условий для понимания специалистами непрочности их компетентности, ее зависимости от их собственной заботы, о её поддержании.

Профессиональная компетентность педагога проявляется в различных сферах его профессиональной деятельности, в содержании которой доминирующее значение имеет общение участников педагогического процесса. Общение педагога с родителями воспитанников – это двухсторонний процесс, который направлен на установление педагогически целесообразных контактов с родителями, их педагогическое просвещение, обмен знаниями и опытом.

Чтобы выстроить успешное сотрудничество с родителями, педагогунеобходимо обладать разнообразными качествами: широким кругозором, информированностью в сфере новых, а также популярных среди родителей методик и технологий образования, развитыми коммуникативными навыками, гибкостью, тактичностью.

В современных условиях специалисты акцентируют внимание на необходимости учета ряда положений, влияющих на характер общения:

восприятие воспитателями родителей как социальных заказчиков;

• установка на безоценочное общение, диалог;

• выбор актуальных тем общения;

• активизация и учет личного опыта родителей;

• вариативность содержания, форм и методов образования родителей.

Педагог ДОУ с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанниковхарактеризуется следующими показателями:

• обладает устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников;

• признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как "помощника";

• стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

• проявляет к ним внимательность, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества;

• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• учитывает социальный запрос родителей - интересы, образовательные потребности, при организации общения с ними;

• умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

• обладает развитыми коммуникативными навыками.

Разработанный и апробированный проект «Мы вместе!» по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере общения с родителями воспитанниковориентирована на следующие направления: перестройку профессиональных установок воспитателей, формирование мотивов, потребностей в профессиональном совершенствовании в сфере общения с родителями, целостность, связь теории и практики, соответствие работы современным тенденциям обновления содержания образования, принципам и требованиям к организации общения педагогов с родителями воспитанников.

Основные изменения в процессе реализации проекта происходят в содержательном и профессионально-деятельностном структурных компонентах профессиональной компетентности и проявляются в расширении знаний педагогов о семье, специфике семейного воспитания, современных принципов организации общения с родителями воспитанников; стремлении организовывать компетентное общение с родителями, поиске индивидуального подхода к каждому родителю, внедрении нетрадиционных форм и методов организации общения с родителями.

Публикации по теме:

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством формирования навыков публичных выступлений Педагогика – одна из сфер повышенной речевой ответственности, где важность речевого поведения преподавателя, последствия его умения (неумения).

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников» «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Повышение профессиональной компетентности, как один из аспектов аттестации педагогов Лялина Людмила Алексеевна, г. Москва – ГБОУ Школа №904 ЮАО, старший воспитатель, руководитель учебного корпуса №7»Созвездие» «Методическое.

Семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников» Семинар-практикум Мастер-класс «Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников. Методическое.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей .

Семинар-практикум «Компетентность педагога в сфере общения с родителями» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Задачи: уточнить и систематизировать.

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Внедрение Федерального государственного.

Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями. Задачи: 1. Актуализировать существующие.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Пути формированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников
Опубликовано: 30 октября 2018 в 18:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха

Воспитатели и учителя ещё до нынешних странных и небывалых событий со всеобщим карантином приготовили новые сценарии к 1 апреля. Разумеется, никто и представить себе не мог, что все будут отправлены по...

1 апреля. День весенних стенгазет на МААМ

Весна — лучшая художница. Уверенно держит кисть с яркой краской и меняет черно-белый однообразный пейзаж зимы на разноцветное панно. Сине-желтый ковер из первоцветов, сочная зеленая травка, цветущие...

Оформление уголка патриотического воспитания «В жизни всегда есть место подвигу»
Год за годом уходит в прошлое одна из самых кровопролитных и вместе с тем памятных страниц истории нашего Отечества. Время всё дальше отодвигает события...
Проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль!»
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели. Цель проекта: Используя доступные средства, уточнить, что такое соль? Какие виды соли...
Детский мастер-класс по аппликации «Подснежники»
Ребята группы выполняли мастер – класс «Подснежники» в смешанных техниках: аппликации и конструктивного моделирования. Материал для выполнения мастер...