Приложение МААМ

«Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы

Оксана Анисимова
«Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей подготовительной группы

Хороший, ясный выговор, такой,

чтобы каждый из звуков бал слышен,

и чуткое ухо в различии этих звуков –

вот главное основание правописания.

К. Д. Ушинский

Для нас, взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, попробуем разобраться, что такое письменная речь : как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое?

Публикация «„Подводные камни процесса формирования письменной речи“, Консультация для родителей подготовительной группы» размещена в разделах

Письменная речь—это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Письмо - сложный навык и вид графомоторной деятельности,которая в полном объеме не доступна дошкольнику. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;

- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;

-двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Несформированности каких – либо из указанных функций может вызвать нарушения письма.

Речеслуховой анализатор

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т. д. ; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого, определение разницы между словами дочка – точка, угол – уголь и т. л. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учиться звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

Ребенок 6 лет может:

- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (па – ба - па, по – па ба па и др.)

- отбирать картинки на заданный звук;

- выделять первый, последний звуки в словах;

-синтезировать звуки речи в целое слова (м- и – р).

Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей.

1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку положить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да – та – да, та-та-да.

3. Использование графических обозначений звуков: звонкий. глухой.

4. Определение места звука в слове: подчеркни, подчеркни, назови, придумай (начало, середина, конец)

- А - Арбуз, мАк, рукА.

5. Звукобуквенный анализ слов

6. Придумывание слова по заданной схеме.

Двигательный анализатор

При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях тетей наблюдаются:

- дрожащие линии,

- колебание наклона и высоты букв,

- быстрое наступление мышечного утомления;

- небрежное выполнение письменных работ

Родителям предлогается освоить упражнения по развитию мелкой моторики рук детей в семье.

1. Пальчиковые упражнения

Ручку пальчиками взяли

И кружок нарисовали.

Раз кружок, два кружок –

Сосчитай - ка их, дружок

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь» (выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе 8-10 раз).

3. Массаж руки

Чистая водичка (Выполнять моющее движения)

Умоет Саше личико. (поглаживают щеки)

Анечке – ладошки, (интенсивно потирают ладошки)

А пальчики – Антошке. (массируют поочередно каждый пальчик, «снимают перчатки»).

4. Выкладывание букв из подручного материала, перебирание крупы.

Речедвигательный анализатор

Если у ребенка имеются нарушения звукопроизношения, они могу отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме : «Как говорю, так и пишу».

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциацией, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора

1. Контроль, над правильным произношением звуков.

2. Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах, скороговорках.

Звуки Т - Д

«Толст тот, кто ест торт.»

«Дарья дарит Дине дыни».

Звуки Ж – З

«Идет козел с козой, а коза идет с косой».

«У ежа – ежата, у ужа – ужата».

Звуки Л – Р

«Съел Слава сало, а сало было мало.»

«Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Зрительный анализатор

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:

- смешение букв по оптическому сходству (п -т, о-а, и-у, б-д)

- зеркальность

- трудность удержания строки.

Рекомендации при формировании зрительного анализатора и синтеза.

• Назвать предметы по их контурам

• Назвать и дорисовать предметы

• Показать правильно написанную букву

• Запомнить картинки, чего не стало, что изменилось

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение, систематические занятия.

Не забывайте хвалить ребенка и больше играйте с ним.

Литература: Логопед 2009г. №4с. 114

Публикации по теме:

Дифференциация звуков ш-с. ПрезентацияДифференциация звуков ш-с. Презентация Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет.

Дидактическая игра для работы над ЗКР «Пирамида»Дидактическая игра для работы над ЗКР «Пирамида» Задачи: -Развивать слуховое восприятия детей -Развивать умение вслушиваться в слово -выделять звуки -учить делить слово на звуки -устанавливать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 16:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Подводные камни процесса формирования письменной речи». Консультация для родителей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Анисимова (УИ 113969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД