Инна Панкрашкина
Поисково-познавательная деятельность «Откуда берутся звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подвести к пониманию причин возниковения звука – колебание предметов.
Задачи: развивающая: развивать слуховое восприятие, сенсорные способности, эмоциональную отзывчивость, творческие способности в различных видах деятельности (исследовательской, музыкальной);
образовательная:способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской деятельности (актуализация личного опыта в применении полученных знаний и расширение его в новой ситуации); закреплять умения дифференцировать предметы по заданным параметрам;
Публикация «Поисково-познавательная деятельность „Откуда берутся звуки“» размещена в разделах
воспитательная:желание помочь герою, воспитывать дружеские взаимоотношения
Материалы: шляпная резинка (можно другую, металлическая кружка, ложка, ведёрко и совок (пластмассовые, надувные шарики, леска, тонкая проволока, листы бумаги (количество каждого из материалов зависит от количества детей)
Картинки с изображением музыкальных инструментов, животных, птиц; аудиозапись со звуками этих инструментов, животных, птиц; два мольберта
Предварительная работа: из книги Н. Носова «Незнайка и его друзья» чтение главы «Как Незнайка был музыкантом»
Знакомство с возникновением звука – движением воздуха.
Познавательная деятельность с элементами исследования
«Откуда берутся звуки»
Для детей 4-5 лет
Воспитатель:
Панкрашкина Инна
Анатольевна
В музыкальный зал входит Незнайка, оглядывается удивлённо.
Н: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
Д: Незнайка
Н: Узнали! А я на рыбалку собрался. Вот шёл мимо и к вам зашёл (осматривается). Какой у вас большой зал! Чем вы тут обычно занимаетесь?
Д: Поём песни, танцуем.
Н: А я когда-то на трубе учился играть. Но жителям Цветочного города не понравилось. Может быть вам читали про меня и вы знаете почему мои друзья не захотели слушать как я играю?
Д: (отвечают)
Н: Я понял, что всему надо учиться, и теперь про музыку и звуки знаю кое-что интересное. Послушайте стихотворение:
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка—
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука—
Музыкальные есть звуки.
Н: Чтобы вам стало понятней, я предлагаю поиграть. Я буду включать звуки, а вы будете слушать и находить изображение предмета или животного издающего этот звук, и говорить музыкальный это звук или шумовой (на один мольберт дети выставляют музыкальные предметы, а на другой – шумовые)
Проводится игра
Н: Молодцы! Какие предметы издают музыкальные звуки?
Д: называют музыкальные инструменты.
Н: Отлично! Раз вы так много знаете, давайте организуем свой оркестр музыкальных инструментов. Согласны?
Д: Да!
Н: Доставайте инструменты. Ну, где же они? Где вы их спрятали?
Д: (ищут)
Н: Нет? Как нет? Зачем же вы тогда соглашались оркестр создавать? Что же делать? На чём же нам играть?
Д: (предлагают)
Н: Придумал! У меня в рюкзаке полно разных нужных вещей, я же на рыбалку собрался (достаё т: резинку, металлическую кружку, ложку, ведёрко и совок, шарики, проволоку, леску, бумагу)
На этом можно играть? Как? Что нужно сделать?
Д: (предполагают, пробуют как звучат предметы, производят действия с ними)
Н: Почему они издают звук?
Д: Потому что дрожание воздуха вызывает дрожание воздуха.
Н: Почему звуки разные? Непохожие?
Д: Потому что предметы из разных материалов.
Н: А из шарика можно сделать инструмент? Покажите как.
Д: (показывают, надув шарик и растянув его горлышко)
Н: Ребята, чтобы зазвучали наши инструменты, нужно заставить их дрожать! А чтобы получился настоящий оркестр, нужно играть дружно. Нужно чтобы нам кто-нибудь помог. Есть ли у вас в саду настоящий музыкант? Кто учит вас танцевать и петь?
Д: Галина Владимировна (муз. рук.)
Н: Галина Владимировна, помогите нам, пожалуйста, подыграйте нам! Мою любимую песню «В траве сидел кузнечик».
Дети с Незнайкой играют.
Н: Вот здорово! Вам понравилось?
Д: Да.
Н: И мне тоже. Предметы у нас были обычные, а стали музыкальные. Почему?
Д: Потому что мы заставили их дрожать. Играли дружно.
Н: Мне очень интересно было с вами играть. Можно я приду к вам ещё раз?
Д: Приглашают.
Н: Спасибо. До свидания!
Литература
1. М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» (статья «Звуки шумовые и музыка», Ярославль, 1997 г.