Людмила Чеботарева
Пояснения к презентации «Песочная игротерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснения к презентации
1 слайд.
Всё, что нужно человеку для жизни, находится рядом с ним. Иногда мы даже не замечаем, насколько близко то, что может нам помочь. Неспроста народная мудрость гласит - «Где родился – там и пригодился».
2 слайд.
И сегодня речь пойдёт о его величестве Песке. Ведь именно игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.
Публикация «Пояснения к презентации „Песочная игротерапия“» размещена в разделах
3 слайд
Мы идём по жизни, оставляя следы на песке, не представляя, сколько тайн и загадок он в себе таит.
4 слайд
Сейчас вы видите песок под микроскопом. Вот она – красота песка. Мы должны учить детей видеть прекрасное, посмотрите, оно совсем рядом.
5 слайд
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с ограничениями и правилами в моей группе и на участке детского сада есть место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтает, фантазирует, создаёт. Такое пространство предоставляет детям волшебница-песочница.
6 слайд
Песочница является маленькой моделью окружающего мира.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Она стабилизирует эмоциональное состояние. У детей лучше развиваются познавательные функции, речь, моторика, коммуникативные навыки. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитатель-ный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
7, 8 слайд
Я решила детально разобрать тему роли песочной игротерапии в развитии позитивной коммуникации, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики руки у детей 5-7 лет.
Ведь это именно тот возраст детей с которым я сейчас работаю.
9 слайд
Работа проходит в соответствии с инновационным вариантом программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой и Васильевой с учётом ФГТ.
Тема моей работы включает интеграцию областей «Познания» (сенсорное развитие дошкольника, «Коммуникации» (эмоциональное воспитание, «Здоровье» (развитие мелкой моторики руки) и «Художественное творчество» (развитие творческого воображения и способностей).
Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.
10 слайд
Историческая справка. В 1929 г. английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми - так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, дополнив «Технику построения мира» разработала Юнгианскую песочную психотерапию. Она создавала для своих клиентов «свободное и защищённое пространство» где те, чувствовали бы себя свободно.
11 слайд
Песочная терапия помогает :
1. Справиться со страхом и неуверенностью.
2. Вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.
3. Активизировать творчество и спонтанность.
12 слайд
Имеются и противопоказания (показ на слайде).
13 слайд
В своей работе я поставила цели:
1. Формирование у ребенка представления об окружающем мире;
2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук.
3. Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии, навыков самоконтроля и саморегуляции.
14 слайд
Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом моём «шаге» и действии.
При работе с песком я соблюдаю общие принципы взаимодействия с детьми 5-7 лет. (показ на слайде)
15 слайд
Часто использую дополнительные принципы песочной терапии :
Оживотворение абстрактных символов, реальное «проживание» и, конечно же, обмен в песочной игре.
16 слайд
Применяю следующие формы организованной деятельности с песком: игры, упражнения, макетирование, арт-терапия.
17 слайд
Я расскажу об оборудовании, необходимом, для занятий.
Пластиковый таз, синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см.
Песок, просеян, промыт и обеззаражен (прокаливаю в духовке раз в неделю)
По моему чертежу мастером изготовлена мини-песочница с отверстием в донышке и подсветкой.
Набор игрового материала. Миниатюрные игрушки, формочки, бросовый материал.
18 слайд
Обучаю детей правилам поведения в песочнице (показ на слайде)
19 слайд
Работа с песком идет поэтапно.
1. Прикосновения на поверхности сухого песка.
2. Игры и упражнения с погружением рук в песок.
3. Прикосновения и игры на поверхности мокрого песка.
Игры и упражнения делятся на дидактические и психопрофилактические.
20 слайд
Подробнее остановлюсь на такой форме занятий как арт-терапия. Арт- терапия - это терапия искусством. В песочной игротерапии она включает в себя аппликацию, мозаику и рисование песком.
21 слайд
Аппликация и мозаика это знакомые всем виды работ. Поэтому, в связи с ограничением по времени, расскажу детально только о рисовании песком. Из под руки ребёнка появляются очень интересные образы, как в стихотворении Семёна Кирсанова «Твои рисунки».
Твои рисунки, неземные
Твои холсты, они как ты.
На них — нигде не росшие цветы.
Их нет нигде, лишь под твоей рукой …
22-48 слайд
Посмотрите, насколько просты базовые образы. Вы видите порядок работы доступный любому ребёнку. В этих рисунках использованы упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук. Работают пальчики и часто обе руки одновременно. На фотографиях работы детей моей группы.
49 слайд
В соответствии с темой работы мною проведена диагностика по методике Вераксы.
На диаграммах вы видите результаты диагностики за апрель и октябрь 2011г по областям «Познание», «Коммуникация», «Здоровье» и «Художественное творчество».
А так же сравнительную диаграмму по которой мы можем увидеть, что количество детей показавших высокий уровень осталось прежним, столбик с показателями среднего уровня увеличился, а количество детей с низким уровнем развития сократилось.
50 слайд
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положитель-ные результаты:
1) взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние,
дети чувствуют себя более успешными, на занятиях весело, нет скуки и монотонности;
2) дети, идущие в детский сад, легко адаптируются в детском коллективе;
3) укрепляется мелкая моторика руки;
4) развивается творческое воображение, в работах детей используются образы-символы и
элементы декоративного рисования.
А в заключение мы подарим вам музыку счастья и покажем, какие картины мы сможем под неё нарисовать.
51 слайд Видеофрагмент.
52 слайд Все фото и видеоматериалы использованы в работе с согласия родителей детей.
Использованная литература:
1. Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /
Под ред. Вераксы Н. Е. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной
игротерапии. – СПб. : Речь, 2010.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.
4. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. Журнал "Логопед" № 3, 2004.
5. Диагностика готовности ребё нка к школе: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации
в игре. Книга для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1992.
7. Егорова Альбина Александровна. Использование песочной игротерапии с детьми
среднего дошкольного возраста. Статья с Фестиваля педагогических идей
"Открытый урок.
Ссылка: Использование песочной игротерапии с детьми среднего дошкольного
возраста. Детский сад 82.
8. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб. :
ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. —
М. : Речь, 2003.
10. Занятия с применением песочной терапии Автор : Наталья Валерьевна
| Категория: Методические наработки» Планы, конспекты, карточки
zanyatie-s-ispolzovaniem-pesochnoj-terapii.doc
11. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий
рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет. сада. – М. :
Просвещение, 1985.
12. Кузуб Н. В., Осипук (Бенц) Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация песочницы
и игр с песком для детей. ООО "Издательство "Речь", 2000-2011.
13. Песочная терапия для детей. "Эрудит" © 2010. Телефон: +7(812)448-47-77
E-mail :info@eruditclub.ru
14. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа»/ - М. : Карапуз - дидактика, 2005
13. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.
14. Сайт "Сделай сам!" «Песочная фантазия. Аппликация. Мозаика»
Опубликовал: bukva 18.05.2009
15. Федотов Г. Энциклопедия ремесел. ЭКСМО: 2003
16. Шевелёва Елена Витальевна. Песочная психотерапия в практике психолога
ПМПС школы. Ссылка: www.all-psy.com