МААМ-картинки

Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов «Жизненно важные навыки» (5 фото)

Ирина Дрогунова
Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов «Жизненно важные навыки»

Пояснительная записка

Актуальность

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Публикация «Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов „Жизненно важные навыки“» размещена в разделах

Школа рассматривается как ведущий институт социализации личности. Большинство проблем, трудностей в обучении и развитии вызвано нарушениями характера общения детей со значимыми людьми: одноклассниками, сверстниками и педагогами.

Развивающая психолого-педагогическая программа «Жизненно важные навыки» рассчитана для детей среднего школьного возраста, для которых характерно переживание социального стресса.

Успешность обучения младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. У многих подростков возникает повышенная тревожность, как школьная, так и личностная, а зачастую и появление страхов, препятствующих продуктивному взаимодействию.

Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет в должной мере своих возможностей. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует силы, выбирает стили общения. Как оказать реальную помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам» в успешной адаптации к среднему звену? Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно развивать у пятиклассников социальные и коммуникативные умения, определяющие успешность адаптации:

-умение устанавливать межличностные отношения;

- навыки общения с одноклассниками;

- навыки совместной (коллективной) деятельности;

- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

-навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей;

- навыки контроля своих эмоций и поведения

Развивающая психолого – педагогическая программа «Жизненно важные навыки» направлена на развитие у учащихся умений предъявлять себя окружающим, высказывать свою точку зрения, адекватно оценивать свои возможности и осуществлять межличностное взаимодействие.

Цель программы : развитие навыков общения, способствующих установлению межличностных отношений со сверстниками и с педагогами.

Задачи:

1. Развитие готовности вступать и осуществлять межличностное общение;

2. Развитие умения высказывать свою точку зрения и понимать собеседника;

3. Развитие умения контролировать эмоции и поведение.

Структура программы включает : вводную часть – 1 занятие: знакомство, создание доброжелательной обстановки и выработка правил работы в группе; основную часть – 15 занятий, включающих в себя разделы «Я и другие», «Мир эмоций и чувств», «Конфликт или взаимодействие» и заключительную часть - 1 занятие: рефлексия.

Структура занятий включает в себя три основных этапа:

-подготовительный (подготовка к восприятию материала, настрой на занятие, разминка, приветствие);

-основной (изложение нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений);

-подведение итогов, рефлексия.

Методы и техники, используемые в программе :

- беседа;

-дискуссия (обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия);

-игра;

- психотехнические упражнения;

- задания на самоанализ и рефлексию;

-разбор наглядных пособий;

- релаксационные техники;

-чтение специально подобранных текстов;

-разыгрывание ситуаций.

Ограничения и противопоказания на участие в программе

Программа не имеет ограничений и противопоказаний на участие.

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы,

способы обеспечения прав участников программы

В работе используются традиционные принципы ведения тренинговой группы, обозначающие основные права и обязанности участников программы, а также обеспечивающие гарантию прав участников.

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход помогает создать условия психологической безопасности для детей и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. Реализация этого принципа в работе имеет своей целью создать дополнительную мотивационную основу участия в тренинге, так как осознание своих способностей и личностных особенностей, эмоционально привлекательно для ребенка.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В программе занятий включены упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. В процессе выполнения некоторых упражнений ведущий должен организовать работу так, чтобы дети не могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий с помощью различных игровых приемов предотвращал подобные ситуации.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

- специалисты, реализующие программу – социальный педагог, педагог - психолог.

- для оценки эффективности достижения предполагаемого результата используются тест школьной тревожности Филипса.

- помещение, в котором проводятся занятия, должно быть достаточно просторным, чтобы участники имели возможность свободно передвигаться, располагаться по кругу, размещаться микрогруппами по 3-5 человек.

-для продуктивной работы необходимо тщательно оснастить занятия: переносная доска (либо обычная классная доска, магнитофон, аудиозаписи, инструменты для рисования. Для занятий каждый ребёнок должен иметь тетрадь, карандаши.

Сроки и этапы реализации программы : занятия проводятся в первом полугодии, количество занятий – 17 (1 занятие = 40 минут, занятия проходят 1 раз в неделю.

Система организации контроля за реализацией программы

Промежуточными формами контроля являются: наблюдение за поведением участников тренинга; результаты практической работы на занятии (творческие работы участников программы «Раскрась свои чувства», «Психологический портрет», «Мои качества», самоанализ «Что я знаю о себе», а так же высказывания участников в ходе дискуссии.

Итоговыми формами контроля являются: результаты от диагностики анкета школьной тревожности Филлипса, направленная на исследование межличностных отношений, рефлексивный отчёт.

Ожидаемые результаты реализации программы :

1. Развитие готовности вступать и осуществлять межличностное общение;

2. Развитие умения высказывать свою точку зрения и понимать собеседника;

3. Овладевают навыками контроля своих эмоций и поведения.

Критерии: снижение страха самовыражения (предъявление себя другим, страха не соответствовать ожиданиям окружающих (зависимость от мнения других в оценке своих результатов) и переживание социального стресса (социальные контакты).

Критерием эффективности данной программы явились положительные результаты диагностики (анкета школьной тревожности Филипса)

Учебно - тематический план

Цель: развитие навыков общения, способствующих установлению межличностных отношений со сверстниками и с педагогами

Категория обучающихся: учащиеся 4-5 класса (10-12 лет)

Срок обучения: 17 занятий, 1 занятие по 40 мин

Режим занятий: по 1 занятию в неделю

№ Наименование темы

1 Вводная часть

1.1. Знакомство

2 Основная часть

2.1 Я и другие

2.1.1 Что я знаю о себе?

2.1.2. Психологический портрет

2.1.3. Телепатия

2.1.4. Я

2.1.5. Я и другие

2.1.6. Выбор

2.2 Мир эмоций и чувств

2.2.1. Разнообразие эмоций

2.2.2. Сила эмоций

2.2.3. Сила эмоций

2.2.4 Береги чувства

2.2.5. Эмоции

2.2.6. Настроение – наши мысли

2.3. Конфликт или взаимодействие

2.3.1. Правила общения.

2.3.2. Конфликт или взаимодействие

2.3.3. Критика и поддержка

3. Заключительная часть

3.1. Творчество.

На занятиях учащиеся делают коллажи в группах по выбранным темам. Вот, что получается.

Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов «Жизненно важные навыки»
Фото «Жизненно важные навыки»
Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов - фото
Фото №1 Все это достигается путем сознательного активного присвоения учащимися социального опыта Фото №2 Публикация Пояснительная записка и учебно тематический план к программе с учащимися классов Жизненно важные навыки размещена в разделах Средняя школа класс Средняя школа
Публикации по теме:

Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.

Презентация педсовета «Обновление системы дошкольного образования» I Настрой на работу: Упражнение «Ассоциация» II 1 Вопрос: - Почему возникла необходимость пересмотра организации педпроцесса, т. е. модернизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов «Жизненно важные навыки»
Опубликовано: 4 марта 2014 в 12:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД