надежда пермякова
Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по охране здоровья для воспитанников 4 группы
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная рабочая программа по «Охране здоровья и физического развития» для 5 класса составлена на основе «Программы содействия здоровью и обучению ЗОЖ в образовательном учреждении интернатного типа» под редакцией В. Т. Гречаной, Е. В. Бочаровой.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида, а также современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктующие необходимость более полно реализовать идею индивидуализации, как обучения, так и воспитания, при этом учитывая степень тяжести дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками.
Публикация «Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по охране здоровья для воспитанников 4 группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Результат предполагаемой помощи будет способствовать более успешной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество.
Цель программы: Создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды.
Задачи программы:
• Создание коррекционно-развивающего пространства, которое обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, а также психическое и духовное развитие.
• Формирование, сохранение, укрепление здоровья детей, при
необходимости восстановления здоровья.
• Формирование культа здорового образа жизни у учащихся, педагогов, родителей.
• Обеспечение здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
• Профилактика заболеваний, просвещение учащихся в вопросах
здорового образа жизни, вооружение их необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается, компенсация протекает в совершенно разных направлениях в зависимости от того, какая ситуация создалась, в какой среде ребенок воспитывается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка.
Поэтому для каждого воспитанника специального (коррекционного) учреждения создается здоровьесберегающее пространство с учетом всех особенностей его развития.
Социальная адаптация, реконструкция эмоциональной, когнитивной и моторной сферы у детей с ограниченными возможностями зависит от своевременной психолого – педагогической коррекции и реабилитации. Выстраивая специальным образом процесс воспитания и обучения ребенка с нарушением интеллекта, развивая особыми методами сохранные функции, можно добиться компенсации ослабленных или утраченных функций.
Отслеживание динамики происходит посредством мониторинга:
- учебно – воспитательный
- лечебный (на основании заключений медицинских осмотров и индивидуальное сопровождение врачом ребёнка)
-психологический (диагностика обследования и отслеживания)
Практический этап:
1. Витаминотерапия (ежедневно)
2. Аромотерапия (один раз в четверть в течение 10 дней)
3. Профилактика близорукости (ежедневно)
4. Оптимальный двигательный режим (ежедневно)
5. Кварц (один раз в неделю)
Отслеживание результатов.
1. Обобщение результатов по общей характеристике состояния: работоспособность, успеваемость, утомляемость детей (март)
2. Оценка общего состояния здоровья (фельдшер)
3. Санации (2 раза в год, стоматолог)
Критерии эффективности программы. Ожидаемый результат:
Критерий физического развития
- Сохранение и укрепление осанки.
- Сохранение и укрепление зрения.
- Повышение индекса здоровья.
- Улучшение показателей роста, веса, объема грудной клетки, силы, ловкости, прыгучести.
Критерии психического здоровья
- Уравновешенность.
- Формирование психических процессов.
- Положительное отношение к школе, учебе, труду.
Критерии развития
- Выработка характера, жизненных ценностей, трудолюбия, коммуникативности.
- Формирование правильного и бережного отношения к своему здоровью.
- Формирование адекватного отношения к вредным привычкам и отказ от них.
- Привитие санитарно-гигиенических навыков, умения позаботиться о своем здоровье.
- Улучшение психолого-педагогических условий для здоровья.
- Увеличение детей занимающихся физической культурой и спортом.
- Повышение уровня лечебной и профилактической работы.
- Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей
- Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
-Индивидуальный коррекционно-развивающе-оздоровительный подход к каждому ученику.
Системный подход к реализации программы предполагает:
1. Создание атмосферы психического и физического здоровья.
2. Уменьшение количества заболеваний детей, увеличение
продуктивности зрительной работы, сохранение и укрепление зрения, осанки.
3. Создание в школе системы комплексной помощи учащимся.
4. Изменение отношения к своему здоровью, уменьшение вредных привычек.
5. Приоритет ценности здоровья над другими жизненными ценностями.
Данная рабочая программа адаптирована на воспитанников 5 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме внеклассного занятия. Отведено 36 часов в год. На каждую тему предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.
Предусматриваются личностно - ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы к детям, что позволяет, исходя из общих принципов, составлять индивидуальные коррекционно - развивающие программы для каждого ребенка.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.
Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.
При организации охраны здоровья и физического развития воспитанников используются следующие принципы:
- индивидуализация воспитательной работы (учёт особенностей учащихся, воспитанников);
- активность учащихся, воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);
- целостность педагогического процесса;
- структурированность деятельности;
- практическая направленность;
- коммуникативная направленность;
- доступность предлагаемых требований и видов деятельности;
- социальная мотивация деятельности.
При последовательном личностном развитии ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Для реализации основных целей и задач охраны здоровья и физического развития воспитанников применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т. п.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства. способствует овладению различными способами управления собственным поведением.
На занятиях по охране здоровья и физическому развитию используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):
1. Методы, повышающие познавательную активность:
• элементарный анализ;
• группировка и классификация;
• ответы на вопросы;
• тестирование.
2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:
• игры
3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
• беседы.
4. Методы коррекции и уточнения детских представлений:
• повторение;
• наблюдение;
• беседы.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
К концу года дети должны:
• Обладать основными гигиеническими навыками (мыть руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом и после прогулки, осуществлять перед ночным сном и после него гигиенические процедуры).
•Иметь представление о режиме дня, отвечать на вопросы типа «что мы делаем утром (днем, вечером)
•Иметь представление о строении и работе своего организма.
•Понимать значение правильного питания.
•Знать основные признаки некачественных продуктов (запах, плесень, цвет и т. п.).
•Знать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток).
•Выполнять утренний комплекс гимнастики по речевой инструкции взрослого.
•Выполнять несложные физические упражнения по речевой инструкции.
•Владеть элементарными приемами самомассажа (поглаживание и растирание рук, ушей)
•Иметь представление о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении человека.
•Владеть знаниями об окружающих людях (родные, близкие, знакомые, незнакомые, взаимоотношениях с ними.
•Понимать значение здорового образа жизни, занятия спортом.
•Знать о неприятностях, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми.
•Доверительно относиться к близким и родным людьми.
•Знать правила поведения на природе, при контактах с животными.
•Знать об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.
•Уметь пользоваться колющими и режущими предметами и соблюдать осторожность при работе с острыми предметами.
•Знать об опасности игр с огнем, аэрозольными баллончиками и др. взрывоопасными предметами.
•Знать об опасности приема лекарственных препаратов.
•Иметь представление о значении солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека.
•Знать о взаимосвязи чистоты и здоровья.