Использование игровых приёмов в логопедической практике

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Использование игровых приёмов в логопедической практике

Пояснительная записка к презентации

«Использование игровых приёмов в логопедической практике»

Цель: Представление опыта работы. Данные игровые приёмы можно использовать при работе с детьми разного возраста с нарушениями речи.

ТСО: мультимедиа проектор. экран

Форма использования: презентация

Примечание: Некоторая информация (задания, рисунки) была взята из сети Интернет. В случае возражения авторов, используемых материалов, будет немедленно удалена.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

Сухомлинский В. А.

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

А. С. Макаренко

(слайд 1)

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

(слайд 2)

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

Преимущества игры и игровых приёмов, по мнению разных педагогов, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. А работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и др.

На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».

Крупская Н. К.

(слайд 3)

Таким образом, можно обозначить цели использования игровых приёмов в логопедической практике:

1. Повышение мотивации детей к занятиям.

2. Увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.

3. Развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Поставлены задачи:

1. Изучить особенности использования игровых приёмов в логопедии.

2. Подобрать методические пособия.

3. Постоянно обновлять кабинет дидактическими играми.

4. Самостоятельно изготавливать игровые пособия.

5. Подобрать или изготовить определённые игрушки.

6. Подбор конспектов занятий в игровой форме.

7. Консультировать воспитателей и родителей по использованию игровых приёмов.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определённым приёмом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этому принципу я поддерживаюсь при подборе и изготовлении игровых пособий в логопедической работе с детьми.

В данной презентации я поделилась с некоторыми игровыми приёмами, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе постановки звука, его автоматизации и дифференциации, развитие психических процессов и мелкой моторики и др.

Во-первых, для создания положительного настроя, дети здороваются с игровым персонажем «Нюшей» и определяют своё эмоциональное состояние.

(слайд 4)

Также, к нам «приходит» гость, это разные игрушки, крокодил Гена, крикливый петушок и трусливый лев, сердитый тигр, или голодная собачка…

(слайд 5)

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить многие звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но на каждом занятии необходимо уделять серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата, учить их различать звуки на слух правильно произносить их. С этой целью проводится на каждом занятии артикуляционная гимнастика. На этом этапе мне помогает метод биоэнергопластики с включением игрушек собственного изготовления: лягушка и перчатки, где используется не просто рука, а игровой персонаж, одетый на руку, что делает занятие более интересным и доступным.

(слайды, 6, 7, 8, 9,10)

Далее идёт работа по устранению недостатков звукопроизношения, постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Использую игровые приёмы в виде пирамидки

(слайд 11, колокольчика и бубенцов

(слайд 12, песочных часов

(слайд 13, «волшебного» кубика

(слайд 14).

Для закрепления пространственных представлений и употребления предлогов предлагаю игровое пособие «домик»

(слайд 15).

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, от того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие человека.

На своих занятиях мы используем разноцветные массажные шарики в игровом варианте. Это активизирует развитие речи ребёнка, оказывает стимулирующее воздействие на речевые области в коре головного мозга, способствует коррекции произношения, развитию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыков пространственной ориентации.

Вот несколько способов использования массажного шарика в коррекционной работе:

- шарик прокатываем ладонями, подушечками пальцев в разные направления в шуточной форме

- можно подкинуть шарик, произнести звук и поймать его;

- прокатывание шариком по написанной букве;

- выполнение инструкций («возьми в правую руку», спрячь за спину» и др.);

- составление цветовых комбинаций из шариков разного цвета

(слайд 16).

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Научно доказано, что ежедневный массаж кисти руки ребёнка, пальчиковые упражнения в сочетании с речью и игры на развитие мелкой моторики ускоряют развитие речи. Развивать мелкую моторику нам помогают также различные игры с использованием природного материала, круп и др. Одной из таких игр является игра «Весёлые прятки». В высокую крупную посуду насыпается крупа, и туда «прячутся» мелкие игрушки либо потерявшиеся буквы. Ребёнку предлагается найти, и на ощупь определить, что нашёл.

(слайд 17)

Часто использую игры-лабиринты с различными сказочными историями, где малышу предлагают найти свободный проход, или выполнять упражнения по указанному маршруту. В этом моими незаменимыми помощниками являются плоские игрушки на определённый звук. С помощью их, ребёнок мысленно проходит этот путь, иногда придумывает самостоятельно сказочную историю. Выполнение таких заданий развивает логическое мышление, а также усидчивость подвижных ребятишек.

(слайд 18)

Для детей с тяжёлыми нарушениями речи привлекаем сказочных персонажей или клоунов, ребёнок начинает заинтересовываться и постепенно включается в коррекционную работу.

(слайд 19)

Систематическая работа с применением игровых приёмов способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.

Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

Материал на занятиях стал интереснее и доступнее для усвоения.

Коррекционная работа имеет положительную динамику.

(слайд 20)

Предложенные варианты игр и игровых приёмов, могут использоваться разными педагогами, совершенствовать и дополнять их. Используя данные игровые приёмы, можно находить другие варианты проведения игр, опираясь на свою фантазию и творческий потенциал, не забывая о возрастных особенностях и возможностях детского организма.

Накопленным опытом в использовании игр, направленных на развитие речи, делилась с коллегами детского сада на педагогических советах. Планирую продолжать работу по данной теме, буду стремиться повышать уровень развития речи у детей, используя здоровьесберегающие технологии, традиционные и нетрадиционные (инновационные) методы коррекционной работы. Буду пополнять логопедический кабинет играми и дидактическими пособиями для успешных занятий. Продолжу заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный уровень педагога.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в логопедической работе «Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе с детьми в логопункте МБДОУ» В наше время медиа - технологий, оказывающих на ребёнка.

Методическая разработка «Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда» Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда. Одним из направлений модернизации системы.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование игровых приёмов в логопедической практике
Опубликовано: 18 марта 2015 в 06:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

21 августа. День сбора лекарственных трав

Если вы проедете в эти дни по России, то повсюду увидите организованные «экспедиции» грибников. На обочинах трасс, вблизи рощиц и лесопосадок стоят автомобили, а по округе гуляют искатели грибов...

Консультация для родителей «Польза мозаики в развитии ребенка»
Мозаика – это не просто детская игра, а своего рода интересное превращение, в процессе которого из маленьких различных форм единичных кусочков преобразуется...
Сценарий праздника «Папа, мама, я — спортивная семья»
Цели: сплочение семей, создать положительные эмоциональные переживания детей и родителей от совместного празднования мероприятия; Задачи: • Развитие у детей...
Летнее оформление участка ДОУ своими руками из бросового материала
Летнее оформление участка ДОУ своими руками из бросового материала Лето – самое долгожданное время года. Вся жизнедеятельность детей в летний период...