Светлана Самойлова
Пояснительная записка к рабочей программе по разделу «Рисование» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
МДОУ "Аленький цветочек" является детским садом компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей. В ДОУ функционирует 16 разнопрофильных групп : для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для часто болеющих детей, детей с задержкой психического развития и детей со сложным диагнозом, имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе по разделу „Рисование“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Подготовительную к школе группу № 8 посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с такими основными диагнозами: сколиоз, плосковальгусные стопы и др. Основное требование к организации и проведению непосредственно-образовательной деятельности, предъявляемое воспитателю в этой группе – реализация в комплексе образовательных и коррекционных задач, которые сводятся к формированию навыков правильной осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координацию движений, компенсации деформаций и восстановление сводов стопы; обязательное обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, моментов соревнования дидактических игр, с целью поддержки интереса к непосредственно образовательной деятельности.
Обязательным условием при проведении непосредственно-образовательной деятельности является формирование привычки соблюдения правил правильной осанки во время продуктивной деятельности. Программа предусматривает организацию образовательного процесса в ходе непосредственно-образовательной деятельности используя групповую форму организации детей.
Рабочая программа по разделу «Рисование» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»/ (Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др. ; научный руководитель А. Г. Асмолов; руководитель авторского коллектива Н. В. Федина)- М. : Просвещение, 2011 г.
Коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с требованиями «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и дополнительной литературы:
методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. /под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой– -М:МОЗАИКА-Синтез, 2005
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» М. : Мозаика-СИНТЕЗ,2008 (методическое пособие).
Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 года. Конспекты занятий» М. : Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).
Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2-7 лет» М. : Мозаика – Синтез, 2006 (методическое пособие).
Программа рассчитана на 72 часа в год (2 раз в неделю, длительность одного часа составляет 30 минут.
Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 70
итоговых – 2
Содержание данной области направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, приобщение к изобразительному искусству через решение следующих задач:
• продолжать знакомить с выразительными возможностями уже знакомых детям и новых изобразительных материалов (карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, гуашь, акварель, сангина, уголь и др.)
• формировать умение штриховать различные формы - линиями наискось, по горизонтали, вертикали, дугообразными линиями
• формировать умение рисовать завитки и другие линии, требующие поворота кисти руки вправо и влево.
• побуждать передавать форму, строение предмета и его частей, их расположение, основные пропорции.
• учить использовать для достижения большей выразительности образа изображение позы, различные детали, передавать характерные особенности, украшать созданные изображения, творчески применяя полученные знания, умения и навыки по декоративному рисованию.
• содействовать творческому применению сформированных представлений и умений по декоративному рисованию при создании предметных и сюжетных композиций; побуждать самостоятельно, выбирать сочетание цветов, композицию, украшения в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала
• продолжать работу по знакомству детей с двумя-тремя видами произведений народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию устойчивого интереса к народному и декоративному искусству; формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.); продолжать знакомить детей с историей народных промыслов, материалом, из которого изготовлены изделия.
• воспитывать чувство гордости за свой народ уважение к труду народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления дошкольного образовательного учреждения; развивать способность эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства и «прочитывать» настроение героев, состояние природы, а также помочь почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали (сила человеческого духа, отношение к своей Родине, и др.).
• учить различать жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) и узнавать знакомые произведения некоторых художников.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что в ней представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственной образовательной деятельности по разделу «Рисование» и в которой определены наиболее оптимальные и эффективные для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующего федеральным государственным требованиям
В программу включены следующие задачи национально-регионального компонента:
• знать народные орнаменты, различать и называть их: «медвежьи ушка», «телячьи ножки», «волчий капкан».
• использовать орнамент коренных народов Севера в украшении предметов быта, одежды, обуви: ягушка, кисы, сумочка и т. д.
Эти задачи включены в 41 час. как часть непосредственно образовательной деятельности.
Практически в каждом виде непосредственно образовательной деятельности планируется словарная работа.
В каждую форму непосредственно образовательной деятельности включен компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию коррекционно-развивающих задач:
закреплять знания детей о правилах, способствующих формированию правильной осанки
учить координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности
использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом
Программа составлена с учётом принципа интеграции, где основные задачи образовательной области «Художественное творчество», решаются в ходе других областей общеобразовательной программы, а именно:
по задачам и содержанию психолого-педагогической работы по образовательным областям:
«Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности).
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности).
«Коммуникация» (учить сохранять правильную позу при работе за столом : не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь; учить детей координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности; использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом; развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности).
«Познание» (формирование навыка о способах укрепления и сохранения правильной осанки в процессе занятий художественным творчеством; формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества).
«Музыка», «Чтение художественной литературы», «физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства,
по средствам организации и оптимизации образовательного процесса по образовательным областям:
Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.
«Чтение художественной литературы», «Музыка»
(использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»)
Содержание работы по освоению раздела «Рисование» образовательной области «Художественное творчество» в рабочей программе представлено календарно-тематическим планированием, которое разработано с учетом обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГТ, основной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующей направленности «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск и в котором указаны: разделы и темы в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы и календарем праздников. В данном плане тезисно представлено содержание изучаемого материала, требования к овладению необходимыми умениями и навыкам (программное содержание, включен национально-региональный компонент и компонент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Требования к результатам освоения ребенком раздела «Рисование» образовательной области «Художественное творчество» представлены следующим образом:
по определению уровня развития ребенка в рисовании -
• ребенок умеет передавать характерные признаки предмета: очертания формы, строение, пропорции, цвет.
• у ребенка сформированы практические умения и навыки в рисовании с использованием разнообразных изобразительных материалов.
• у ребенка сформирован навык работы с цветом несколькими способами: путем смешивания нескольких цветов, разбавление краски водой или разбеливание, использует цвет в качестве средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому, хорошо знает теплую, холодную, контрастную гамму цветов.
• у ребенка развиты композиционные умения: размещает объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности, создает композицию в зависимости от сюжета, умеет вычленять в композиции главное, действующих лиц, предметы, обстановку.
• сформировано умение составлять узоры на основе 2-3х видов народного прикладного искусства на бумаге разной формы.
Данные требования полностью соответствуют промежуточным и итоговым результатам освоения содержания раздела «Рисование» образовательной области «Художественное творчество» общеобразовательной программы. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, апрель, его результаты фиксируются в таблице.
Содержание программы носит практико-ориентированный характер.
Программа состоит из следующих разделов :
Пояснительная записка.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Список используемой литературы