Анна Калинова
Политические представления современных младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Политические представления современных младших школьников.
Сфера образования самым тесным образом связана с политикой. Не только с образовательной политикой, но и с так называемой большой политикой. Поэтому столь важным представляется формирование политической культуры у подрастающего поколения.
Мы провели исследование, в котором попытались выявить уровень сформированности политических представлений у современных младших школьников.
Публикация «Политические представления современных младших школьников» размещена в разделах
В исследовании были изучены политические представления младшего школьника в трех аспектах : со стороны когнитивного компонента, эмоционального компонента и мотивационно-поведенческого. Было выявлено одно из условий становления политических представлений, политической культуры у детей - гармоничное сочетание данных трех компонентов политических представлений. Мы выяснили, что политические представления детей нуждаются в наполнении всех составляющих данных представлений (политический строй, политические деятели, права, обязанности граждан). В исследовании было сделано предположение о том, что процесс становления политических представлений будет идти успешнее, если основным методом будут являться ситуации наполнения социального опыта.
В результате исследования были выявлены особенности политических представлений у ребенка младшего школьного возраста. Политические представления младшего школьника являются фрагментарными и сводятся только к частному, знакомому, известному: к знанию символики нашего государства, т. е. обладают очень большой степенью конкретики; большой сложностью для детей представляется соотнесение истинно политических событий с другими событиями нашей страны. Интересно то, что при недостатке знаний у младшего школьника в области политики, имеется желание и интерес к познанию этой сферы, дети активно, эмоционально рассказывают о тех политических представлениях, которые у них имеются, с интересом слушают ответы на те вопросы, на которые самостоятельно ответить не могут. Очевидно и отсутствие мотивов побуждающих к деятельности в данной сфере, это объясняется недостатком знаний, отсутствием опыта деятельности и отсутствием эмоциональных реакций на данный вид деятельности. В исследовании было произведено сравнение особенностей политических представлений у мальчиков и девочек, и выявлены небольшие различия: девочки более активно вступают в диалог, но интерес к данной проблеме у них поверхностный, мотивы у мальчиков более осознанные и интерес к этой деятельности более глубокий. Данные различия можно объяснить особенностями того или иного пола. Таким образом, выясняется, что процесс становления политических представлений младших школьников идет хаотично, бесцельно и бессистемно. Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась: политические представления современных младших школьников обладают такими характеристиками как неточность и малая обобщенность.
В исследовании были разработаны рекомендации по оптимизации процесса становления политических представлений у младших школьников.
Предположим, что процесс становления политических представлений у младших школьников будет проходить успешнее при соблюдении следующих педагогических условий:
Реализации в содержании воспитательной работы единства когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого компонентов политических представлений;
максимальном наполнении всех составляющих политических представлений;
использовании в качестве основного метода ситуации наполнения социального опыта.
Форма проведения преобразующего эксперимента - ролевая игра, с использованием социальных ситуаций.
Первый этап: организационный
Цель: Создание независимого государства.
На данном этапе педагоги на школьном собрании предлагают организовать независимое государство. Организуется конкурс на лучшее название для нового государства, также предлагается назвать свой класс - город данного государства. Далее учителя предлагают выбрать президента, рассказывают правила ведения предвыборной компании, предвыборной агитации, раскрывают суть понятия "тайное голосование". Проходят выборы президента и иннагурация. В каждом классе проходят выборы мера города.
Второй этап: Жизнь государства.
Цель: Организация жизни государства.
На данном этапе президент формирует правительство и издается свод прав и обязанностей, опирающийся на предвыборную компанию президента. Распределяются должности между жителями государства (правоохранительные органы, здравоохранительные органы, СМИ, министерство образования, министерство культуры и др.).
Третий этап: Подведение годовых итогов.
Цель: Подведение итогов уходящего учебного года.
На данном этапе каждая организация подводит итоги своей работы. Дается оценка работе президента, работе каждой из организаций. Проведение заключительного развлекательного мероприятия, на котором президент расстается со своими полномочиями.
После проведения преобразующего эксперимента можно будет говорить о правильности выдвинутых нами педагогических условий, в зависимости от которых процесс становления политических представлений у младшего школьника будет проходить более или менее успешно.