Приложение МААМ

Посиделки в подготовительной группе «Мы — донские казаки»

Савченко Вера Дмитриевна
Посиделки в подготовительной группе «Мы — донские казаки»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхнедонской район Мигулинский детский сад №4 «Сказка»

(МБДОУ ДС №4 «Сказка»)

Конспект открытого показа

посиделки «Мы донские казаки»

Подготовительная к школе группа

Воспитатель Савченко В. Д.

Апрель 2021 года

Конспект НОД посиделки «Мы донские казаки»

Публикация «Посиделки в подготовительной группе „Мы — донские казаки“» размещена в разделах

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества. Формирование знаний о казачестве, его самобытности, культуре, традициях, о специфике воспитания детей в казачьей семье.

Задачи:

1. Развивать и активизировать речь обогащать словарный запас,

2. Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к его обычаям, нравственные качества: доброту, честность, справедливость, уважение к старшим, любовь и уважение к малой Родине, родному краю.

Ход занятия

Звучит казачья песня

Входят воспитатель и дети.

Дети: Здорово ночевали, станичники

Гости: Слава богу!

Воспитатель: С хлебом, солью Вас встречаем в гости к нам приглашаем.

Издавна на нашей земле славились люди своим гостеприимством. И мы не нарушаем своих традиций, встречаем дорогих гостей с хлебом и солью.

Дети подносят каравай

Дети: Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим.

Гости: А скажите, станичники, что у вас тут за веселье?

Дети: у нас –казачьи посиделки. Оставайтесь на наши посиделки.

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, что это такое - казачьи посиделки?

Дети: (предполагаемые ответы) : Казачьи посиделки - это вечера с играми, песнями, плясками.

Воспитатель: правильно, но не только. На посиделках велись беседы. И мы с вами поговорим. А давайте-ка посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне о жизни казачьей

Вы бывали на юге России,

Где простор и бескрайняя ширь?

Поднебесье там синее, синее,

А в полях серебристый ковыль.

Вы бывали на юге России

Где станицы у самой реки?

Там рассветы такие красивые

И седлают коней казаки.

Воспитатель: А кто знает, как называется место, в котором мы живём?

Дети: Донской Край

Воспитатель: А почему возникло такое название?

Дети: Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река Дон, которая тянется далеко по всей нашей области. По берегам расположены многочисленные станицы, хутора, деревни, сёла, города.

Воспитатель: А что за народ живет на берегу Тихого Дона?

Дети: казаки

Воспитатель: А кто такие казаки?

Дети: Казаки были вольные и уверенные в себе люди, они бежали от неволи на Дон и поэтому их назвали Донскими казаками. Казакам приходилось

делать всё самим, что нужно для жизни: жилище строить, семью кормить,

одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг

начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан

был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги

на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в

любой момент встать на её защиту.

Казаки – вольные и смелые люди, которые жили по границам России и

защищали её от врагов.

Воспитатель: Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к

казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких

местностей России, имевшее особые права и обязанности.

Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано

участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают

от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские

казаки! Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения

донских казаков : синяя символизировала донских казаков, красная – русских,

желтая полоса – символизировала калмыков.

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь

шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая

коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе,

тосковал, голодал несколько дней.

Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казак без коня – что солдат без оружия.

Казак без коня – как соловей без песни.

Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – пика, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.

Народное соревнование- забава «Всадники»

(В руках детей палки, имитирующие коней. Дети под музыку изображают всадников. Скачут до отметки и назад- кто быстрее.)

Воспитатель: Какие жилища были у казаков?

Дети: Сначала у казаков были землянки, а потом они начали строить курени.

Воспитатель: Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке).

Воспитатель: Как назывались поселения казаков?

Дети: Первые поселения назывались "городки". Позже городки стали называть станицами.

Воспитатель: Скажите, кто главный у казаков?

Дети: Главным в станице был атаман. Атаман -это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки.

Воспитатель: Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Песня

В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. А сейчас я расскажу, как казаки воспитывали своих детей. Родители учили казачат добру, трудолюбию и послушанию. На казачат возлагали посильные работы по хозяйству- уход за домашней птицей, прополка огорода, уборка по дому.

Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, прясть (обращает внимание на прялку, предлагает девочкам посидеть за ней, убирать дом, готовить еду, посмотрите на кухонную утварь, из чего она сделана? (ответы детей из глины, казанки из чугуна). Присматривали за младшими детьми и пели колыбельные им.

Воспитатель: Когда рождался в семье сын, то приходили родные и знакомые, дарили подарки и приговаривали: " Дарим тебе "на зубок" стрелу, патроны, лук и ружье. ".

Воспитатель: Что умел делать казачонок в 3 года?

Дети: В 3 года казачонок ездил на лошади.

Воспитатель: Что мог делать казачонок в 7 лет?

Дети: Казачонок в 7 лет мог скакать по степи на лошади без седла и стрелять из ружья.

Воспитатель: Посиделки, посиделками, а про веселье-то забыли. Ну, ка, гармонист, частушки!

Дети поют частушки на казачью тему :

Мы с веселой песней дружим.

По-казачьи говорим.

Хорошо живем не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона,

Здесь повсюду нас встречает

Эх, Донская сторона.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

О Донском старинном крае

Песни звонкие поем.

Эх, Донское государство,

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива

Эх, Донская сторона.

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Воспитатель: Основную часть жизни казаки проводили на службе. А чем еще любили заниматься казаки?

Дети: Казаки занимались охотой, рыболовством, выращивали виноград и земледелием.

Воспитатель: Чему учила охота?

Дети: Охота развивала такие качества как чуткость уха, зоркость глаза и смелость.

Воспитатель: Какая рыба водилась в Дону?

Дети: Судак, окунь, щука, карась, сом, рыбец, сельдь, белуга.

Воспитатель: Какое самое любимое блюдо из рыбы у казаков?

Дети: Уха, лапша

Воспитатель: Какие еще блюда вы знаете?

Дети: кисель, взвар, жареная рыба

Воспитатель: Что-то засиделись мы, а ну, гармонист, сыграй-ка нам, а мы спляшем.

Муз. физмин. :

- Во станице погулять

Вышли казачата

Веселятся от души

Парни и девчата

Ой, стук – перестук,

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики

Девочка:Мы казачки знатные,

Нарядные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Воспитатель: Что правда, то правда. Наряды у вас действительно необычные и

красивые. Расскажите нам об одежде казаков.

Девочки: Женские юбки были длинные, прямые и расклешенные с широкой

оборкой. С юбкой носили кофту приталенная с баской, длинными рукавами.

Воротник блузки небольшой, стоечкой, застежка спереди на частых пуговицах.

Для придания пышности костюму носили нижние юбки. Женским

головным убором считался колпак - тканый мешочек, заканчивающийся

небольшим махром. Колпак начинали носить женщины после обряда

бракосочетания. С повседневными и праздничными костюмами надевали

фартуки – «завески». Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно

облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики

туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.

Казачки любили украшения. Они носили ожерелья из монет, браслеты и кольца.

Мальчики: Казаки носили синие штаны с красными лампасами. Казаки носили

"зипун" - такой вид распашной одежды без ворота, с узкими рукавами, который

надевался поверх рубахи. Поверх зипуна надевали "кафтан", спускающийся

ниже колен. Походная одежда у казаков состояла из грубого суконного зипуна,

шаровар, сапог и шапки из овчины.

Воспитатель: А не поиграть ли нам.

«Платок казачки подними»

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит казачья

песня, дети идут по кругу. С окончанием музыки каждый участник игры

старается первым поднять платок.

Дети: Откуда я? С Дона!

Где высь и простор.

Где поле широко

Работа красна.

Где песня далеко – далеко слышна…

Где каждый мальчишка с рожденья – казак!

И здесь не поруган обычай святой:

Горой на врага. И за друга – горой!

Воспит: Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите, пока они живы, узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вам есть одно общее, что объединяет и роднит…Все мы родом из…

Все: Донского края!

Воспитатель: Поля мои, сады мои зеленые,

Мой тихий Дон, озера как моря.

Моя Донщина, солнцем прокаленная,

Ты- сердце, ты - кровинушка моя.

Воспитатель: Загостились мы на посиделках. Любо ли вам было?

Дети: Любо!

Воспитатель и дети: До свидания, люди добрые! Кланяются

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Рождественские посиделки» в подготовительной группеСценарий праздника «Рождественские посиделки» в подготовительной группе Рождественские посиделки в подготовительной группе Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с национальными.

Фотоотчет «Донские зарисовки»Фотоотчет «Донские зарисовки» На базе детского сада создан мини-музей донского казачества. Выставка содержит предметы быта, макет казачьего подворья, прялку, люльку,.

Фольклорный праздник для подготовительной группы «Были бы казачки-казаки будут! К Дню Матери-казачки»Фольклорный праздник для подготовительной группы «Были бы казачки-казаки будут! К Дню Матери-казачки» .

Фотоотчёт о внеурочном мероприяти «Мы — донские казаки!»Фотоотчёт о внеурочном мероприяти «Мы — донские казаки!» Фотоотчёт внеурочного мероприятия "Мы - донские казаки!" [/b] Мы живём на донской земле. Наши образовательные учреждения носят статус "казачьих".

Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа) Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе.

Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки»Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки» Цель: Формирование знаний о казачестве, его самобытности, культуре, традициях, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи:.

Конспект показательного музыкального занятия «Посиделки у Карелки» в подготовительной группе «Берёзка» Место и время проведения: 16. 10.2018г. Музыкальный зал МКДОУ № 22 Составил и провел : музыкальный руководитель Агафонова О. А.

Осенние посиделки в подготовительной группеОсенние посиделки в подготовительной группе Цель: познакомить детей с русской традицией – осенними посиделками. Задачи. •Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные.

Развлечение в подготовительной группе «Кубанские посиделки».Развлечение в подготовительной группе «Кубанские посиделки». Развлечение в подготовительной группе "Кубанские посиделки". Людмила Руденко. Кто мы, откуда мы, где и в чем наши родные корни? Пословица.

Сценарий для подготовительной группы «Капустные посиделки»Сценарий для подготовительной группы «Капустные посиделки» Сценарий для подготовительной группы «Капустные посиделки» Под музыку мальчики заходят в зал и садятся на свои места. Девочки входят.

Автор публикации:
Посиделки в подготовительной группе «Мы — донские казаки»
Опубликовано: 6 июля 2021 в 11:47
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Посиделки в подготовительной группе «Мы — донские казаки»» (включая файлы) размещена пользователем Савченко Вера Дмитриевна (УИ 2705688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД