Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)

Оксана Шелкопляс
Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)

Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей об истории возникновения Донского казачества,

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями. - совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Ход НОД:

Орг. момент.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю ласково назвать: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.

–Ребята, как можно назвать одним словом тех, о ком мы сейчас говорили?

Ответы детей: (семья).

В: Сейчас я вам покажу необычный портрет, а вы внимательно его рассмотрите и скажете - кто на нём изображён?

Ответы детей: казачья семья: дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра.

В: Как вы узнали, что на портрете казаки?

Ответы детей:(по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).

В: Так кто же такие казаки?

Ответы детей: Казаки были вольные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать всё самим, что нужно для жизни: жилище строить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

В: Какая река протекает вблизи нашего города?

Ответы детей: Река Дон.

В: Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.

Казачество донское, казачество лихое

Основой послужило казачьим всем войскам.

Куда бы ни кидали, куда б ни выселяли –

Границы охраняли на зависть всем врагам.

- Так какое же главное призвание казаков?

Ответы детей: быть военным.

В: Верно. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.

А давайте вспомним пословицы или поговорки про казаков?

Ответы детей: Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

В: Правильно! Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Когда мальчику исполнялось 7 лет, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев.

Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. В самые тяжёлые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины.

Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень-так называли забор, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!»

Давайте поиграем в одну интересную игру, но сначала с помощью считалочки выберем водящего, который должен узнать петушка:

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три,

А водить-то будешь ты!

Физминутка: «Петух»

Дети стоят в кругу, повторяют слова:

Утром кто зарю встречает,

Песни звонко распевает,

Казакам спать мешает?

Воспитатель указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.

- А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

- Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

- А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

- Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? А за что вы любите свои дома?

Ответы детей: …

Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. Когда я была маленькой, то любила гостить у бабушки. У нее был вот какой дом, у ее соседей были такие же дома. (Детям предлагаются иллюстрации и с изображением жилища казаков).

-Вы догадались, что это за дома?

Ответы детей: Это казачий курень.

В: А что означает слово курень?

Ответы детей: Курень значит круглый.

В: Верно, дом должен быть круглым. Все комнаты были построены вокруг печки (казаки называли их грубками, по кругу.

Кто в них жил?

Ответы детей: Донские казаки.

В: Кто они такие, Донские казаки?

Ответы детей: Это сильные и уверенные в себе люди, настоящие рыцари донских степей,они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.

В: Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси.

Чем они отличаются от других домов и домов, в которых живете вы?

Ответы детей: Дома у казаков двухэтажные.

В: Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.

- Поэтому про курень говорят

Курень, куренек

Он не низок, он высок…

- А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие? Хотите узнать?

Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.

А верхний этаж был деревянным, там жили люди.

Казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».

Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою.

Игра «Заря».

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые — за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

Ребята, расскажите, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Ответы детей:….

В: Как называется дом, где жила казачья семья? (курень).

Как они называют комнату в доме? (горница).

А как называют печку в доме, где готовится еда? (грубка).

Назовите теперь забор вокруг дома? (плетень).

Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЦКМ «Фрукты» (старшая группа) Задачи: Уточнять и расширять знания детей о фруктах, их произрастании, пользе для здоровья человека; развивать диалогическую и монологическую.

Конспект НОД «Доброе сердце» (старшая группа) Конспект НОД в старшей группе «Доброе сердце»Цель: Развитие музыкальных способностей через различные виды музыкальной деятельности. Задачи:.

Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки»Конспект НОД «Мы донские казаки, дети гордой Дон-реки» Цель: Формирование знаний о казачестве, его самобытности, культуре, традициях, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи:.

Конспект НОД на тему «Весна» (старшая группа) Конспект НОД на тему: Весна. Старшая группа. Цель: Обобщение знаний детей о характерных признаках весны. Задачи: - Уточнить и обобщить представления.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 14:37
+186Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наша первая выставка детских работ в технике оригами
Дети очень любознательны и активны, им постоянно нужно что-то делать. Лучший способ им помочь – это направить энергию в правильное русло. В своей группе я...
«Масленица шумная, весёлая, озорная!» Фотоотчет о празднике в детском саду
«Масленица — мокрохвостка! Приезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху!...
Работы учащихся по программе «Начальное техническое моделирование и конструирование»
Программа «Начальное техническое моделирование и конструирование» имеет техническую направленность. Современная научно-техническая революция и...
Конспект занятия по аппликации «На прогулке»
Программные задачи:продолжать учить детей пользоваться разными материалами при выполнении аппликации, упражнять детей в вырезывании силуэтов, развивать...
Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»
Развитие ребенка через игру «Марблс» 21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не...