МААМ-картинки

Посиделки «Не красна изба углами»

Полина Андреенко
Посиделки «Не красна изба углами»
▼ Скачать + Заказать документы

Русский народный праздник познавательного характера для старших и подготовительных групп детского сада

Цель:

приобщать детей к русской культуре и традициям русского народа.

Задачи:

познакомить детей с устройством русской избы и бытом крестьян, воспитывать интерес и уважение к русской культуре, продолжать знакомить детей со старинными русскими песнями, загадками, играми, поговорками.

Место проведения:

музыкальный зал.

Публикация «Посиделки „Не красна изба углами“» размещена в разделах

Действующие лица:

ведущий, баба Марья, Пашка и Глашка.

Оборудование:

большой макет старинной русской избы, старинная утварь, самовар, блюдо с караваем, угощения для гостей (чай, пироги, блины, бублики, атрибуты русского быта (лавки, стол, скатерть, рушник, самотканные дорожки, ноутбук, экран, проектор, колонки, русские народные костюмы для ведущих.

Звучит русская народная мелодия (Комаринская)

В зал входит хозяйка избы – баба Марья.

Баба Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Хлеб-соль вам, красны девицы, добры молодцы! Милости просим, присаживайтесь, угощенья откушать да речи послушать.

Ведущий: Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

Посмотрите, какая красивая и уютная изба у бабы Марьи. Настоящая русская изба! Чтобы жить в доме благополучно, без бед, дома в старину строили специально на “счастливом” месте. То есть выбирали сухое, светлое место для строительства, нельзя было строить дом, где раньше была дорога или баня. Бревна для строительства заготавливали зимой, в самый мороз, когда “Спит дерево, ему не больно”, в это время соки по дереву не бродят и бревна получаются крепче.

Баба Марья: Русские люди предпочитали рубить избы из молодой сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, поэтому избы были теплыми и уютными, воздух в них чистый, всегда пах смолой. Крышу избы украшали деревянным “коньком”, “петушками”, которые оберегали дом от нечистой силы (считалось, что утром, с криком петуха нечисть исчезает). Оберегали дом и другие резные украшения: причелины, наличники, ставни. (Слайд1)

Ведущий: К избе нередко пристраивали прихожую - сени. Там хранились сундуки с одеждой, посудой и другими вещами, в плохую погоду там можно было что-нибудь мастерить, а летом там даже можно было оставить ночевать гостей. Некоторые люди держали в сенях домашних животных – уток, кур, овец. А еще к избе пристраивалась маленькая комната – клеть, которая служила кладовой, летней спальней, а зимой - своеобразным "холодильником".(Слайд 2)

Дети исполняют под баян русскую народную песню “Ах, вы, сени, мои сени. ”

(Раздается детский смех, стук в двери. Двери открываются и в избу вваливаются дети - Пашка и Глашка)

Пашка и Глашка: Здравствуй, бабуля! Здравствуйте, честной народ! Ох, и замерзли мы на улице! А тут, слышим, веселье! Зашли к вам погреться, да чаю напиться!

Баба Марья: Давненько не заглядывали, небось забыли бабушку? Ну, не толкайтесь в пороге – проходите, усаживайтесь! Только не перебивайте, да беседе не мешайте. Это внуки мои – Пашка да Глашка! (обращаясь к гостям)

Ведущий: Избы бедных людей (крестьян) были небольшими – всего одна комната, которая служила и кухней, и спальней. Богатые же люди (бояре) строили большие терема с красивыми крышами. (Слайд 3)

Баба Марья: Ребята, а вы знаете русские народные сказки, в которых бы упоминалась избушка?

Дети: “Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Три медведя”, “Маша и Медведь”, “Гуси-лебеди”, “Колобок”, “Как коза избушку построила”. (Слайд 4)

Глашка: Бабушка, родимая! А я игру вспомнила! Можно поиграю с ребятами?

Проводится русская народная игра “Золотое кольцо”.

Баба Марья: Ах, Глашка! Тебе б только петь, играть, да хороводы водить! А невесту ищут не в хороводе, а в огороде! Отгадай-ка лучше мои загадки:

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь)

Залезла Варвара

Выше амбара,

Не ест, не пьет,

Все на небе глядит. (Труба на крыше)

Наш дед Ермолай

Съест все, что ни дай (Огонь)

Мать толста, дочь красна, сын – сокол, в облака ушел. (Печь, огонь, дым)

(Слайд 5)

Ведущий: В народе говорили: «Без печки изба не изба», «Матушка – печка, горячее сердечко, белый шесточек, красный уголочек». Печь ставили так,чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

Баба Марья: В холодную погоду у теплой печки любили рассказывать сказки. В печи купали малышей. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Ведущий: В подпечке было главное обиталище (место) покровителя дома - домового и его семейства.

Баба Марья: «Печь нам мать родная всем, на печи все красно лето, у печи и сплю и ем».

Печь всегда воспринималась как существо одушевленное.

Вот почему отверстие, куда складывались дрова, называлось – как вы думаете, как? Рот! А часть печи расположенная над ним называлась? Чело – лоб.

Ведущий: Печка упоминается во многих сказках. Ребята, назовите сказки, в которых встречается печка?

Дети: «Гуси- лебеди», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Царевна – лягушка», «По щучьему веленью», «Маша и медведь», «Колобок», «Каша из топора». (Слайд 6)

Ведущий: Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Ведущий: из чугуна делали котел,который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Был на базаре, очутился на пожаре. (Горшок в печи)

Горшки, ребята, делал из глины специальный мастер – гончар. В глиняных горшках варили кашу, щи. Прямо в горшке блюдо подавали на стол (Баба Марья оборачивает горшок полотенцем и ставит на стол).

(Слайд 7)

Баба Марья: Какую, ребята, старинную посуду вы еще знаете?

У нас в избушке красны бабушки. (Ложки)

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет. (Самовар)

(Слайд 8)

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки, кринки, ендовы и братины, туеса, лукошки, короба. (Слайд 9) Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. (Слайд 10)

Ведущий: А для чего нужны были корзины? (ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время мелкие предметы, носили в них бельё полоскать на речку, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них, в корзинах даже перевозили почту ямщики).

А из чего их плели? (из ивы, из ивового прута)

Баба Марья: Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, чтобы ставить и вынимать горшки из печи; большую лопату - доставать хлеб из печи; кочергу, чтоб шевелить огонь. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка –печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. От печки теплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают.

Ведущий: Вот какие загадки сложил народ про эти предметы:

Суну, посуну в золотую посуду,

Там поколочу, назад поворочу. (Кочерга)

Не бык, а бодает, не ест, а хватает,

Схватит, отдаёт, а сам в угол идёт. (Ухват)

Пашка: Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок.

Сели-посидели,

Песенки запели.

Глашка: Услыхали ложки,

Вытянули ножки.

Услыхали калачи

И попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

В игры шумные играть.

Проводится русская народная игра «Горшки».

Баба Марья: Вам все бегать да резвиться. А не сходить ли за водицей?

Отгадайте мои загадки:

Ни свет, ни заря пошел,

Согнувшись со двора. (Коромысло)

Две галки сидят на одной палке. (Ведра и коромысло)

(Слайд 10)

Пашка и Глашка: Айда, ребята, с нами за водой.

Дети водят хоровод и поют русскую народную песню “Пошла млада за водой”.

Ведущий: В ночное время изба освещалась лучиной, тонкой длинной щепкой сухого дерева. Впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала и множила свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки. (Слайд 11)

Вот еще вам загадка: Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг)

Раньше утюги были тяжёлые, чугунные.

Баба Марья: В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду,приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Ведущий: Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся (демонстрирует). И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение. (Слайд 12)

Баба Марья: Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. (Слайд 13)

Ведущий: В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. (Слайд 13)

Отгадайте загадку:

Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. (Веретено)

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные,расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей. (Слайд 14)

Баба Марья: Ой, что-то мы засиделись с вами, заболтались. Самовар – то уже поспел! Не красна изба углами, а красна пирогами! (Слайд 16)

Пашка и Глашка (вместе): Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно.

Проводится игра “Блины”.

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие;

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие.

(стоя друг против друга, дети хлопают ладонями, чередуясь: первый раз - как в ладушках, а второй раз - своими ладонями о ладони другого).

Баба Марья: По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощают хлебом-солью. А главный хлеб на Руси – каравай. Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие! (Баба Марья угощает детей хлебом с солью). Ешьте, пейте: хозяйского хлеба не жалейте!

Чаепитие из старинного самовара с блинами, бубликами и пирогами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе над проектом «Русская изба» (старшая группа)Фотоотчет о работе над проектом «Русская изба» (старшая группа) Воспитатель: Камаева Д. В. Цели: Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для.

Мини-музей «Добрая старина»Мини-музей «Добрая старина» Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям; знакомить с разными формами русского народного творчества, с бытом русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Посиделки «Не красна изба углами»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 15:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Посиделки «Не красна изба углами»» (включая файлы) размещена пользователем Полина Андреенко (УИ 28790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД