Анастасия Сысаева
Посиделки с родителями и детьми «Игрушки наших бабушек», посвященные народной кукле — оберегу. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Посиделки с родителями и детьми старшего дошкольного возраста на тему "Игрушки наших бабушек", посвященные народной кукле - оберегу.
В старшей группе нашего детского сада прошел замечательный проект "Обереговые куклы", который помог показать историческую ценность кукол-оберегов, дал возможность использования таких изделий для игр и обыгрывания сказок, для создания в зале мини - музея, мотивировал детей к изготовлению кукол своими руками. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. В заключении проекта было проведено замечательное мероприятие с родителями, где дети рассказали им о куклах, их предназначении, их разновидностей, рассказали о своих куклах, сделанные с помощью родителей. Поиграли в разные игры, использовали кукол в настольном театре. И провели мастер- класс по изготовлению куклы -пеленашки.
Публикация «Посиделки с родителями и детьми „Игрушки наших бабушек“, посвященные народной кукле — оберегу, Фотоотчет» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Посиделки
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Муз. рук. Добрый день, ребята, уважаемые родители!
Я рада Вас видеть у себя в горнице! Проходите, люди добрые, оглянитесь, посмотрите, какую удивительную выставку я для вас приготовила! Конечно же не без вашей помощи. Я сердечно всех благодарю, кто принял участие в изготовлении народной куклы. (гости рассматривают коллекцию самодельных кукол).
Муз. рук. : Вы знаете, когда я была маленькая, мне очень нравилось играть в куклы. А вам нравилось? (Ответы присутствующих).
Рассказ педагога. (беседа, закрепление знаний детей)
Моя мама и бабушка, когда были маленькими, тоже играли в куклы.
Но, как вы уже знаете, этих кукол они для себя делали сами, своими руками.
(Показываю образцы готовых кукол из ниток.)
Муз. рук: Давайте вспомним, из чего раньше могли сделать куклу?
(ответы детей)
Муз. рук: Правильно, из ткани, из ниток, из соломы, золы, дерева, прутиков. А вы заметили, что у этих кукол нет лица? (ответы)
Муз. рук: Да, эти куклы безликие.
Муз. рук: А кто может рассказать, почему кукол делали безликими? (ответы детей и взрослых) Кукла не имела лица. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить детям. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.
Со временем куклы стали неким символом семейности. Дом без куклы считался бездуховным. Если дети в доме много и усердно играли в куклы, это было главным признаком семейного благополучия.
Все народные куклы делятся на несколько групп. (дети вспоминают)
1 Обрядовые
2. Обереговые
3. Игровые.
Муз. рук: Начнем с обереговых кукол. Ребята, что значит обереговая кукла? (ответы детей) Правильно оберег – это предмет для защиты. Оберег – оберегать, обладает способностью оберегать, спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому люди делали себе такие обереги сами. А кто из вас делал обереговую куклу и может нам что-нибудь рассказать о ней?
(рассказ ребенка и родителя о своей кукле)
Муз. рук: У нас, ребята, есть несколько кукол, которые наполнены крупой. Кто знает, как называются эти куклы? (ответы детей)
А я познакомлю вас с куклой «Крупенечкой» на сытость и достаток, символ урожая, богатства, еды. Крупенечка наполнялась зерном, т. к. в Древней Руси основным питанием была каша. Кукла помогала верить в урожайный год. Во время посева первые горсти зерна брали из мешочка этой куклы. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Её наряжали и бережно хранили на видном месте в Красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из неё кашу.
Игра с куклой Богач и куклой Кашей. (из сборника «Кукольные забавы»)
Муз. рук: Переходим к следующей группе кукол – обрядовые. Что значит обрядовые куклы? (ответы детей)
Муз. рук: Кто из вас мастерил такую куклу? И хочет поделиться с нами мини рассказом о ней?
(рассказ ребенка и родителя о своей кукле)
Муз. рук: И вот сейчас я хочу обыграть с вами сказку на столе «Авдотья Весновка и волшебный ключик»
Сказка на столе (привлечь детей со зверушками и мам с озвучиванием на музыкальных инструментах)
Муз. рук: Ну и наконец, третья группа народных кукол – куклы игровые.
Кто нам поведует о таких куклах, и что они обозначают.
(рассказ ребенка и родителя о своей кукле)
У нас есть такие куклы, с помощью которых можно было обыграть сказку или использовать как декорацию. Это кукла Ягодка – Клюквинка и Травяная косичка. Мы с ребятами обыгрывали сказку на занятии. А я хочу вам сегодня показать небольшой мультфильм, который мы создали совместно с детьми, непосредственно с этими куклами.
Мультфильм: «Клюквинка и Травяная косичка»
Инсценировка с детьми сказки «Клюквинка и Травяная косичка»
Муз. рук: И в заключении, так как вы все кукол делали в детский сад, а я хочу, чтобы у вас у каждого была кукла – оберег, мы с вами вместе сделаем куклу пеленашку (совместно дети и родители) А проведет нам мастер-класс Лидия Викторовна ….
Практическая работа. При выполнении игрушки понадобятся не только умелые руки, но и хорошее настроение.
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
Пеленашка делалась такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она станет первой игрушкой малыша.
Муз. рук: Ну что ж, дорогие гости, я очень рада, что вы сегодня пришли на наши посиделки. Все куклы, которые мы с вами смастерили поместятся в мини-музей музыкального зала, и мы весь год будем о них говорить, с ними играть, проводить разные мероприятия. И конечно, думаю, что мы с вами еще не раз встретимся в нашей горнице.