Папки-передвижки

Повышение двигательной активности малоподвижных детей

Галина Редько
Повышение двигательной активности малоподвижных детей

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье- это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В статье описывается работа воспитателя

МБДОУ детского сада №25, ст. Петровской,

Краснодарского края,

Славянского района по повышению

двигательной активности малоподвижных

Публикация «Повышение двигательной активности малоподвижных детей» размещена в разделах

детей в рамках кружковой работы.

Материал адресован воспитателям,

инструкторам по физической культуре

дошкольных образовательных учреждений.

Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий их жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигатель-

ного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада.

Наблюдая и анализируя двигательное поведение ребенка, можно отнести

его к одной из трех групп по двигательной активности.

Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом, такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они Редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом успевают в школе.

Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, т. е. с

низкой двигательной активностью, Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья.

К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью.

Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и

малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка. Такие дети часто болеют,

т. к. из-за большой физической нагрузки быстро потеют, в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их физические нагрузки. Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью и совместная деятельность детей и взрослых.

В своей статье хочу остановиться на работе с малоподвижными детьми, т. е. с низкой двигательной активностью.

Наблюдения показали, что такие дети показывают самые низкие результаты в основных движениях, они неохотно принимают участие в подвижных играх, играх-эстафетах, играх-соревнованиях, спортивных играх и т. п. Тихий, малоподвижный ребенок – часто удобный объект воспитания; с ним мало забот.

Но пониженная двигательная активность в детстве формирует определенный тип поведения: замкнутость и нежелание участвовать в коллективных играх. К тому же другие дети неохотно принимают неумелых в свои команды. Ребенок начинает чувствовать свою неполноценность и сторониться той деятельности, где он может выглядеть смешным в глазах своих сверстников. Постепенно у таких детей закрепляется ленивое отношение к движениям, они привыкают быть в числе последних. Поэтому такие дети требуют к себе чуткого и внимательного отношения со стороны взрослых.

Своевременные, целенаправленные, специально организованные занятия физическими упражнениями – единственно действенное средство, с помощью которого удается остановить этот нежелательный процесс и

выправить положение.

Период жизни от 3 до 7 лет характеризуется интенсивным развитием движений. Например, в прыжках происходит более чем двукратный прирост результатов; в метании на дальность средние показатели у детей Зв этот период увеличивается в четыре раза. Никогда позже мы не наблюдаем ничего подобного

Даже у спортсменов. Таким образом, дошкольное детство – один из наиболее благоприятных периодов развития двигательных способностей.

Свою работу с малоподвижными детьми пяти лет я начала с определения физических качеств и навыков в начале учебного года. Физическими двигательными качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Для тестирования физических качеств детей использовала контрольные упражнения, предлагая их в игровой или соревновательной форме.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократного повторяющихся действий. В качестве тестового упражнения предложила детям бег на 30м (сек).

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Детям предложила метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы, стоя (см); затем дети выполнили прыжок в длину с места (см) и прыжок в длину с разбега (см).

Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Для определения ловкости детям предложила челночный бег (3 х 10м) сек.

Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Дети пробежали в непрерывном беге 200м. (Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки; дать детям установку- если трудно, то прекратить бег).

Гибкость – морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок. Ее у детей оценивала при помощи упражнения наклона вперед, стоя на кубе высотой не менее 20-25см. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до плоскости опоры, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Результаты тестирования заносятся в определенную таблицу (см. приложение №1) Анализируя результаты теста, видно, что дети практически не справились с нормативными требованиями, соответствующими этому возрасту. Так появился кружок по работе с малоподвижными детьми «Малыши-крепыши». Цель кружка: активизировать двигательную деятельность детей посредством игр и упражнений вне занятий. Учить преодолевать трудности при овладении тем или иным движением, развивать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение добиваться поставленной цели. Воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Каждое занятие кружковой работы начинается с различных видов циклических двигательных упражнений, так как они являются физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Использую такие циклические упражнения как различные виды ходьбы, бега, прыжков. Они содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию ребенка, укреплению его здоровья. Разумеется, использование циклических упражнений в работе с малоподвижными детьми имеет свои особенности. Вначале года дается небольшая нагрузка, затем постепенно увеличивается, учитывая индивидуальные и физиологические возможности каждого ребенка.

Основой работы кружка «Малыши-крепыши» является проведение различных игр. Это игры и упражнения на развитие внимания, быстроты, координации, ловкости движений. Игры проводятся без использования пособий и с пособиями, такими как палки, обручи, мячи, веревка или шнур, набивной мешочек, кольцо, волейбольная сетка и др. В конце таких занятий проводится

подвижная игра и упражнения на восстановление дыхания (дыхательная гимнастика, элементы психогимнастики, релаксации).

Систематическая работа такого кружка показала, что развитие движений малоподвижных детей идет ускоренным темпом и они успешно догоняют своих сверстников. Дети становятся раскрепощенными, начинают без труда вовлекаться в активную двигательную деятельность, у них появляется инициативность, смелость, решительность и находчивость. Из этого можно сделать вывод. Во-первых, двигательное отставание детей дошкольного возраста поддается устранению средствами педагогических воздействий, и чем раньше начинать этот процесс, тем весомее будут его результаты. Во-вторых, работа с малоподвижными детьми должна вестись систематически, целенаправленно, учитывая индивидуальность и физическое развитие каждого ребенка на протяжении ряда лет при активном участии и помощи родителей.

Положительные результаты такой работы можно проследить по тестированию детей в мае месяце, определяя их физические качества и навыки

(см. приложение №1). Надо заметить, что у отдельных детей результаты еще ниже нормы. Работа с ними будет продолжена в следующей группе.

Рекомендуемая литература.

М. А. Рунова ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ.

Мозаика- Синтез, Москва, 2004г.

В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

(дошкольный возраст, программно методическое пособие, Линка-Пресс,

Москва,2000г.

Е. Н Вареник ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ с детьми 5-7 лет.

Творческий Центр «СФЕРА», Москва, 2006г.

Публикации по теме:

Детский сад как оздоровительная педагогическая система "Я не боюсь еще и еще раз повторять:   забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная.

Презентация предметно-развивающей среды 2 младшей «А» группы по формированию привычки к здоровому образу жизни Предлагаем презентацию предметно – развивающей среды по формированию привычки здорового образа жизни. Из опыта работы воспитателей МАДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение двигательной активности малоподвижных детей
Опубликовано: 22 января 2015 в 20:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД