Елена Бритвина
Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюторства»
Предмет исследования:
технология тьюторского сопровождения педагогов в дошкольном учреждении как фактор их профессионального становления.
Объектная область исследования:
тьюторское сопровождение профессионального роста педагогов дошкольного учреждения
Значимость эксперимента и его актуальность:
Публикация «Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства» размещена в разделах
На современном этапе, когда идея индивидуальных образовательных программ и планов вошла в государственные доктрины и документы об образовании, а позиция «тьютор» появилась в перечне педагогических профессий, всё чаще возникает необходимость использования технологий тьюторского сопровождения в учреждениях образования.
Одним из целевых индикаторов Государственной Программы «Балапан» является увеличение доли педагогов с первой и высшей категориями. Для этого в нашем дошкольном учреждении оказывается методическая помощь педагогам в совершенствовании педагогического мастерства, своевременная поддержка педагогических инициатив с организацией исследовательской деятельности, создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого дошкольного специалиста.
Методист современного детского сада должен обладать тьюторской компетентностью. Методист как тьютор должен осуществлять сопровождение каждого педагога в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. С одной стороны методическая служба осуществляет помощь педагогу в осознанном выборе, а с другой – обсуждает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у педагогов, создаёт условия для реальной индивидуализации процесса образования.
Цель эксперимента:
Сопровождение профессионального развития, организация ситуаций самоопределения, самоосуществления, самореализации педагогов в профессии, оказание помощи в разработке индивидуальных траекторий творческого развития, обеспечение профессиональных проб, создание мест для профессионального позиционирования.
Задачи эксперимента:
1. Построение образовательного пространства педагогов дошкольной организации как пространство проявления познавательных инициатив и интересов.
2. Расширение существующего образовательного пространства каждого педагога до преобразования этого пространства в открытое.
3. Персональное сопровождение в образовательном пространстве.
4. Сопровождение формирования личности педагога.
5. Совместное распределение и оценивание имеющихся у педагогов ресурсов всех видов для реализации поставленных целей.
Гипотеза эксперимента:
Эффективный профессиональный рост педагогов-дошкольников в условиях инновационной деятельности может происходить в процессе тьюторского сопровождения. Компетенции методистов как методистов-наставников могут быть преобразованы с ориентацией на освоение функции тьютора, который помогает педагогам в индивидуальном режиме осваивать не только нормы педагогической профессии, но и инновационную практику. Тьютор обеспечивает объективные условия для воспитателей и педагогов-предметников, в которых они осознают себя субъектом собственного профессионального становления. Возможности реализации тьюторской поддержки на внутрисадовском уровне до настоящего времени не исследовались. Требуется уточнение позиции и функционала методиста-тьютора, деятельность которого направлена на сопровождение процесса ускоренного освоения педагогами профессиональных норм, в то же время, их творческого преобразования.
Тьюторская поддержка будет способствовать профессиональному росту педагогов, если:
• она строится с учётом особенностей содержания профессиональной деятельности педагогов ДО;
• её содержание и организационные формы определяются не только закономерностями процесса адаптации педагогов, но и его особенностями, обусловленными спецификой образовательного процесса, осуществляемого в дошкольном учреждении;
• обоснована необходимость и уточнены характеристики деятельности тьютора как новой позиции методиста, сопровождающего процесс профессионального роста дошкольных специалистов в условиях детского сада, ориентированного на осуществление разнообразной инновационной деятельности.
Исходные теоретические положения:
Тьюторское сопровождение- это
Избыточная образовательная среда, среда профессионального развития.
Соблюдение принципа индивидуализации.
Соблюдение принципа субъектности.
Соблюдение принципа открытости.
Соблюдение принципа вариативности.
Соблюдение принципа демократичности, общественно-государственного характера управления образованием.
Организационно-педагогические аспекты тьюторского сопровождения:
анализ педагогических успехов и трудностей;
эффективность проб, осуществляемых в разных видах деятельности;
продуктивность перехода от пробного действия к результативному;
мониторинг образовательной деятельности педагога;
организация обратной связи с другими субъектами образовательного процесса;
осуществление рефлексии образовательного движения;
помощь в самоопределении относительно дальнейшего педагогического образования.
Перечень ориентиров позиции тьютора:
Образовательный опыт педагога – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности.
Инициатива дошкольного специалиста в привлечении своих знаний и умений в дополнительных областях знаний.
Любое, по своему содержанию активное действие педагога как источник новых направлений в его образовательном движении.
Ситуация общения и установление личного контакта с педагогом.
Воля и выбор педагога, его осмысленность по отношению к собственным действиям.
Коммуникация и позиционное самоопределение участников в реальной ситуации деятельности.
Основные этапы тьюторского сопровождения:
Диагностико-мотивационный – сентябрь 2011-декабрь 2011
Проектировочный – январь 2012 – май 2012
Реализационный – июнь 2012 – январь 2014
Аналитический – январь 2014 – май 2014
Основные формы тьюторского сопровождения:
Формы тьюторского сопровождения
Краткое содержание основных форм тьюторского сопровождения
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) Обсуждение значимых вопросов, связанных с личным развитием. Позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого педагога. Целью тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого педагога с учётом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Чтобы беседа прошла успешно необходимо установить диалогичные и эмоционально комфортные отношения. Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою педагогическую успешность и интеллектуальную самостоятельность.
Групповая тьюторская консультация В рамках групповых занятий методист (тьютор) одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа заключается в определении уровня мотивации педагога на развитие своего педагогического (познавательного) интереса. Коммуникативная работа направлена на обеспечение обратной связи в группе и её результативности; умения вести диалог. Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения.
Тьюториал (тьюторский семинар) Предполагает активное групповое обучение. Это открытое занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, тренинги «мозгового штурма».
Тренинг В тренингах в более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного педагога. Чаще используются коммуникативные, мотивационные тренинги.
Образовательное событие Особенности организации и проведения: образовательное событие соответствует культурному образцу («праздник», «карнавал», «аукцион»); имеет развёрнутый этап подготовки и привлекательную перспективу; включает различные виды деятельности и позиции; в них принимают участие другие привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты»); возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба.
Ожидаемые результаты:
- обращение педагогов к проблематике творчества, исследования, самовоспитания и самообучения, к проблематике социального взаимодействия; развития мотивации личностного развития;
- решение индивидуальных задач, осознанное формирование индивидуального стиля мышления;
- социализация, успешность.
Проектируемые результаты тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов:
Реальными показателями экспериментальной работы будут являться:
1. Увеличение доли педагогов со второй, первой и высшей категориями.
2. Грамотное осуществление педагогами рефлексии своего образовательного движения.
3. Активная профессиональная позиция педагогов в условиях инновационной деятельности.
4. Удовлетворенность профессиональной деятельностью
5. Самоактуализация в профессии
6. Перенесение моделей и техник тьюторского сопровождения в образовательный процесс
Прогноз возможных негативных последствий:
Внедрение экспериментальной программы связано с интенсификацией педагогической деятельности участников эксперимента и повышением психо-эмоционального напряжения педагогов.
Основные признаки психического нездоровья (по В. Г. Алямовской):
Беспричинная злость
Враждебность ко всем участникам педпроцесса
Повышенная тревожность
Снижение творческой активности
Хаотичность и категоричность мышления
Зависимость от вредных привычек
Пассивность (духовное нездоровье)
Утрата веры в себя и свои возможности
Форма представления результатов эксперимента:
1. Научно-методические и программно-методические пособия по теме эксперимента.
2. Публикации материалов из инновационного опыта участников эксперимента (статьи, тезисы и пр.)
3. Городские круглые столы, практикумы, мастер-классы.
4. Методические рекомендации, отчёты.
Научная и методическая литература, обеспечивающая выполнение программы эксперимента:
1. Т. М. Ковалёва «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании», Материалы всероссийского научно-методического семинара, - М:2009 год
2. И. С. Лопатина «Тьюторская позиция в воспитании», интернет-журнал
3. А. С. Волошина «Методические рекомендации для тьютора», Ростов-на-Дону, 2007 год
4. Тьюторство: концепции, технология, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. – Томск, 2005.
Теоретико-методологическую основу эксперимента составили:
• теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, A.M. Новиков, P.M. Шерайзина и др.)
• теории личностно-ориентированного и содержательно-целевого подхода к обучению (JI.C. Выготский, И. А. А. И. Савостьянов, И. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.)
• концепции о человеке как субъекте деятельности, личности, индивидуальности (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Е. В. Козлова, Т. И. Шамова и ДР-)
• теоретические положения об организации учебного процесса в системе повышения квалификации (В. Г. Воронцова, Э. М. Никитин, А. П. Ситник, Е. П. Тонконогая и др.)
• система условий и методов повышения профессиональной компетентности молодых учителей (И. С. Батракова, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, И. В. Крупина, И. Д. Чечель, A.M. Юдина, Т. В. Шадрина, Н. Н. Шевченко и др.);
• теоретические положения и выводы, раскрывающие закономерности, особенности процесса профессионального становления молодого учителя и характеристики сопровождения и поддержки этого процесса (Т. М. Ковалева, Т. А. Каплунович и др.); содержание тьюторской поддержки молодых учителей, представленное в трудах Ю. Л. Деражне, А. П. Зинченко, Е. С. Комракова и др.