Приложение МААМ

Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства

Елена Бритвина
Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства
▼ Скачать + Заказать документы

ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюторства»

Предмет исследования:

технология тьюторского сопровождения педагогов в дошкольном учреждении как фактор их профессионального становления.

Объектная область исследования:

тьюторское сопровождение профессионального роста педагогов дошкольного учреждения

Значимость эксперимента и его актуальность:

Публикация «Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства» размещена в разделах

На современном этапе, когда идея индивидуальных образовательных программ и планов вошла в государственные доктрины и документы об образовании, а позиция «тьютор» появилась в перечне педагогических профессий, всё чаще возникает необходимость использования технологий тьюторского сопровождения в учреждениях образования.

Одним из целевых индикаторов Государственной Программы «Балапан» является увеличение доли педагогов с первой и высшей категориями. Для этого в нашем дошкольном учреждении оказывается методическая помощь педагогам в совершенствовании педагогического мастерства, своевременная поддержка педагогических инициатив с организацией исследовательской деятельности, создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого дошкольного специалиста.

Методист современного детского сада должен обладать тьюторской компетентностью. Методист как тьютор должен осуществлять сопровождение каждого педагога в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы. С одной стороны методическая служба осуществляет помощь педагогу в осознанном выборе, а с другой – обсуждает проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у педагогов, создаёт условия для реальной индивидуализации процесса образования.

Цель эксперимента:

Сопровождение профессионального развития, организация ситуаций самоопределения, самоосуществления, самореализации педагогов в профессии, оказание помощи в разработке индивидуальных траекторий творческого развития, обеспечение профессиональных проб, создание мест для профессионального позиционирования.

Задачи эксперимента:

1. Построение образовательного пространства педагогов дошкольной организации как пространство проявления познавательных инициатив и интересов.

2. Расширение существующего образовательного пространства каждого педагога до преобразования этого пространства в открытое.

3. Персональное сопровождение в образовательном пространстве.

4. Сопровождение формирования личности педагога.

5. Совместное распределение и оценивание имеющихся у педагогов ресурсов всех видов для реализации поставленных целей.

Гипотеза эксперимента:

Эффективный профессиональный рост педагогов-дошкольников в условиях инновационной деятельности может происходить в процессе тьюторского сопровождения. Компетенции методистов как методистов-наставников могут быть преобразованы с ориентацией на освоение функции тьютора, который помогает педагогам в индивидуальном режиме осваивать не только нормы педагогической профессии, но и инновационную практику. Тьютор обеспечивает объективные условия для воспитателей и педагогов-предметников, в которых они осознают себя субъектом собственного профессионального становления. Возможности реализации тьюторской поддержки на внутрисадовском уровне до настоящего времени не исследовались. Требуется уточнение позиции и функционала методиста-тьютора, деятельность которого направлена на сопровождение процесса ускоренного освоения педагогами профессиональных норм, в то же время, их творческого преобразования.

Тьюторская поддержка будет способствовать профессиональному росту педагогов, если:

• она строится с учётом особенностей содержания профессиональной деятельности педагогов ДО;

• её содержание и организационные формы определяются не только закономерностями процесса адаптации педагогов, но и его особенностями, обусловленными спецификой образовательного процесса, осуществляемого в дошкольном учреждении;

• обоснована необходимость и уточнены характеристики деятельности тьютора как новой позиции методиста, сопровождающего процесс профессионального роста дошкольных специалистов в условиях детского сада, ориентированного на осуществление разнообразной инновационной деятельности.

Исходные теоретические положения:

Тьюторское сопровождение- это

Избыточная образовательная среда, среда профессионального развития.

Соблюдение принципа индивидуализации.

Соблюдение принципа субъектности.

Соблюдение принципа открытости.

Соблюдение принципа вариативности.

Соблюдение принципа демократичности, общественно-государственного характера управления образованием.

Организационно-педагогические аспекты тьюторского сопровождения:

анализ педагогических успехов и трудностей;

эффективность проб, осуществляемых в разных видах деятельности;

продуктивность перехода от пробного действия к результативному;

мониторинг образовательной деятельности педагога;

организация обратной связи с другими субъектами образовательного процесса;

осуществление рефлексии образовательного движения;

помощь в самоопределении относительно дальнейшего педагогического образования.

Перечень ориентиров позиции тьютора:

Образовательный опыт педагога – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности.

Инициатива дошкольного специалиста в привлечении своих знаний и умений в дополнительных областях знаний.

Любое, по своему содержанию активное действие педагога как источник новых направлений в его образовательном движении.

Ситуация общения и установление личного контакта с педагогом.

Воля и выбор педагога, его осмысленность по отношению к собственным действиям.

Коммуникация и позиционное самоопределение участников в реальной ситуации деятельности.

Основные этапы тьюторского сопровождения:

Диагностико-мотивационный – сентябрь 2011-декабрь 2011

Проектировочный – январь 2012 – май 2012

Реализационный – июнь 2012 – январь 2014

Аналитический – январь 2014 – май 2014

Основные формы тьюторского сопровождения:

Формы тьюторского сопровождения

Краткое содержание основных форм тьюторского сопровождения

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) Обсуждение значимых вопросов, связанных с личным развитием. Позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого педагога. Целью тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого педагога с учётом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. Чтобы беседа прошла успешно необходимо установить диалогичные и эмоционально комфортные отношения. Условия общения должны быть организованы так, чтобы участники чувствовали свою педагогическую успешность и интеллектуальную самостоятельность.

Групповая тьюторская консультация В рамках групповых занятий методист (тьютор) одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.

Мотивационная работа заключается в определении уровня мотивации педагога на развитие своего педагогического (познавательного) интереса. Коммуникативная работа направлена на обеспечение обратной связи в группе и её результативности; умения вести диалог. Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения.

Тьюториал (тьюторский семинар) Предполагает активное групповое обучение. Это открытое занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ. Деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, тренинги «мозгового штурма».

Тренинг В тренингах в более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного педагога. Чаще используются коммуникативные, мотивационные тренинги.

Образовательное событие Особенности организации и проведения: образовательное событие соответствует культурному образцу («праздник», «карнавал», «аукцион»); имеет развёрнутый этап подготовки и привлекательную перспективу; включает различные виды деятельности и позиции; в них принимают участие другие привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты»); возможна и уместна коммуникация, импровизация, проба.

Ожидаемые результаты:

- обращение педагогов к проблематике творчества, исследования, самовоспитания и самообучения, к проблематике социального взаимодействия; развития мотивации личностного развития;

- решение индивидуальных задач, осознанное формирование индивидуального стиля мышления;

- социализация, успешность.

Проектируемые результаты тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов:

Реальными показателями экспериментальной работы будут являться:

1. Увеличение доли педагогов со второй, первой и высшей категориями.

2. Грамотное осуществление педагогами рефлексии своего образовательного движения.

3. Активная профессиональная позиция педагогов в условиях инновационной деятельности.

4. Удовлетворенность профессиональной деятельностью

5. Самоактуализация в профессии

6. Перенесение моделей и техник тьюторского сопровождения в образовательный процесс

Прогноз возможных негативных последствий:

Внедрение экспериментальной программы связано с интенсификацией педагогической деятельности участников эксперимента и повышением психо-эмоционального напряжения педагогов.

Основные признаки психического нездоровья (по В. Г. Алямовской):

Беспричинная злость

Враждебность ко всем участникам педпроцесса

Повышенная тревожность

Снижение творческой активности

Хаотичность и категоричность мышления

Зависимость от вредных привычек

Пассивность (духовное нездоровье)

Утрата веры в себя и свои возможности

Форма представления результатов эксперимента:

1. Научно-методические и программно-методические пособия по теме эксперимента.

2. Публикации материалов из инновационного опыта участников эксперимента (статьи, тезисы и пр.)

3. Городские круглые столы, практикумы, мастер-классы.

4. Методические рекомендации, отчёты.

Научная и методическая литература, обеспечивающая выполнение программы эксперимента:

1. Т. М. Ковалёва «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании», Материалы всероссийского научно-методического семинара, - М:2009 год

2. И. С. Лопатина «Тьюторская позиция в воспитании», интернет-журнал

3. А. С. Волошина «Методические рекомендации для тьютора», Ростов-на-Дону, 2007 год

4. Тьюторство: концепции, технология, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. – Томск, 2005.

Теоретико-методологическую основу эксперимента составили:

• теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, A.M. Новиков, P.M. Шерайзина и др.)

• теории личностно-ориентированного и содержательно-целевого подхода к обучению (JI.C. Выготский, И. А. А. И. Савостьянов, И. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.)

• концепции о человеке как субъекте деятельности, личности, индивидуальности (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Е. В. Козлова, Т. И. Шамова и ДР-)

• теоретические положения об организации учебного процесса в системе повышения квалификации (В. Г. Воронцова, Э. М. Никитин, А. П. Ситник, Е. П. Тонконогая и др.)

• система условий и методов повышения профессиональной компетентности молодых учителей (И. С. Батракова, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, И. В. Крупина, И. Д. Чечель, A.M. Юдина, Т. В. Шадрина, Н. Н. Шевченко и др.);

• теоретические положения и выводы, раскрывающие закономерности, особенности процесса профессионального становления молодого учителя и характеристики сопровождения и поддержки этого процесса (Т. М. Ковалева, Т. А. Каплунович и др.); содержание тьюторской поддержки молодых учителей, представленное в трудах Ю. Л. Деражне, А. П. Зинченко, Е. С. Комракова и др.

Публикации по теме:

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Мой методический кабинетМой методический кабинет Методическая работа в детском саду – это, в первую очередь, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, это творческая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства
Опубликовано: 30 сентября 2012 в 18:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бритвина (УИ 19133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД