МААМ-картинки

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений

Ольга Ванюхина
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 177 Промышленного района г. Самары

Доклад на тему:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений

Подготовил: воспитатель 14 группы

Ванюхина Ольга Ивановна

Самара 2015

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей должно составлять необходимую часть социальной политики современного общества.

Публикация «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений» размещена в разделах

Первым и наиболее значимым институтом социализации ребенка является его семья. Те отношения, которые в ней складываются, он во многом переносит в дальнейшую жизнь, и недостатки семейного воспитания оказывают одно из определяющих влияний на психологические проблемы личности, такие как агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, замкнутость итд, проявляющиеся как в детстве, так и на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важна психолого-педагогическая компетентность родителей, которая проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности родителей как воспитателей своих детей. Это комплексное понятие нельзя свести ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности в сфере педагогики и психологии, ни к отдельным личностным черт. Поэтому очень важно формировать психолого-педагогическую компетентность родителей.

Задача педагогов – повышать уровень осведомленности родителей, в том числе давать знания о педагогических особенностях детей дошкольного возраста и методах воспитания, об умении использовать имеющиеся знания в педагогической деятельности, о значимых личностных качествах, наличие которых необходимо для осуществления педагогической деятельности.

Исходя из вышесказанного, благополучие детей будет успешным, если будет формироваться психолого-педагогическая компетентность с помощью следующих мероприятий, о которых будет дальнейшая речь:

- родительский клуб;

- родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах;

- участие родителей в управлении детским садом;

- использование дистанционных технологий.

Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные; наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, “Круглые столы” и др. В нашей группе были проведены родительские собрания на тему : «Влияние типа темперамента на поведение ребенка», круглый стол «Я знаю свои корни» и мн. др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Беседу я начинаю с отмечания положительных сторон ребенка и достижения определенных успехов. После перехожу к затрагиванию самой проблемы. Из индивидуальных бесед, я узнаю хобби и интересы детей, а также их особенности. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В нашей группе существует коллаж с фотографиями режимных моментов, родителям предлагается различная педагогическая литература, а также медицинские рекомендации оздоровления детей.

К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания. Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).

Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители. Особо удачно прошла конференция на тему «Влияние типа темперамента на поведение ребенка». Педагог-психолог рассказывал о психологических характеристиках типов темперамента и об учете типа темперамента как проявления индивидуальных особенностей ребенка-дошкольника. После выступления были инсценированы виды темперамента детьми, где наглядно были показаны поведения детей с различными типами темперамента. Позже мы раздавали анкеты родителям, чтобы каждый выявил тип темперамента своего ребенка. После обсуждения вопросов родителей на данную тему, мы дали рекомендации, на что нужно сделать акцент в воспитании ребенка-сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Педагогический совет с участием родителей на тему «Эскизы будущего». Цель, привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных особенностей, а также затронули тему полового воспитание.

Совместно с детьми мы провели родительское собрание «Трудовое воспитание». На этом собрание родителям показали, что умение трудиться не маловажный фактор, чтобы успешно учиться в школе. Полученная информация для многих родителей была просто находкой, так как они сетовали на то, что ребенка невозможно научить трудиться.

Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник "Тепло родного очага".

Праздник прошел на большом эмоциональном подъеме. Каждый момент этого праздника воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем.

На празднике дети рассказали о своих далеких предках, которые были замечательными землепашцами, кузнецами, ткачами, пекли изумительный хлеб. А сколько интересного и полезного узнали дети о своих фамилиях, именах, которые пришли к нам из далекой старины. Много интересных реликвий было представлено на выставке: старинные вазы, рушники, подсвечники, старинные деньги.

В этом году в планах открыть семейный клуб. Мы поставили цели и задачи с моей напарницей. В планах собирать его раз в месяц. Нас побудили заинтересованность родителей и проблемные ситуации в воспитании детей. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Тематика встреч будет формулироваться, и запрашиваться родителями.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Мы будем следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составлять аннотации новинок.

Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.

За то время, что практикуются различные формы собраний было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом. Эту форму сотрудничества воспитателя, родителей и детей я считаю очень эффективной, время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодати почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.

Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Проведенные мероприятия показали, насколько родителям было интересно общаться с педагогом, с детьми. Они получили много полезной информации по психологии и педагогике, много узнали о своих детях.

Таким образом, использование различных форм работы педагога с родителями позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей.

Публикации по теме:

Организация семейного клуба в ДОУ. Презентация работы клуба в нашем детском саду. Рекомендации по организации клуба. Итоги работы клуба молодых родителей в ДОУ. Первый этап:.

Перспективный план работы с родителями. Средняя группа уважаемые коллеги, этот план был выполнен в виде таблицы. к сожалению он скопировался только в таком виде. думаю, что при желании можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений
Опубликовано: 30 января 2015 в 11:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ванюхина (УИ 199550) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД