Екатерина Дёмина
Поэзия для детей А. Орловой и М. Бородицкой
▼ Скачать + Заказать документы
Поэт и переводчик Марина Бородицкая родилась в Москве 28 июня 1954 года. Принадлежа к поколению писателей перестроечной волны, М. Бородицкая исповедует принципы литературы, свободной от стереотипов, от идеологического каркаса, раскованной, игровой по духу. Поэтесса убеждена, что детские стихи пишутся с запасом нечаянной радости – от открытия, от совпадения авторского и читательского восприятия, эстетического удовольствия от смысла и слова. Оттого ее стихи успешно способствуют формированию глубоких, чутких, творческих читателей.
Публикация «Поэзия для детей А, Орловой и М, Бородицкой» размещена в разделах
Поэзия М. Бородицкой питается отзвуками земной жизни, узнаваемых личных впечатлений и ассоциаций. Поэтесса тонко чувствует мир детства и умеет замечательно точно о нем рассказать – о детских играх, прогулках, шалостях, мире семьи, жизни школы. Она свободно владеет языком детства, увлекая читателя процессом постижения жизни. Стихотворения Бородицкой виртуозно передают особенности детского мировидения, остроту и глубину зрения ребенка, его разнообразные ощущения и эмоции, детскую чистоту, полет ребячьей фантазии, неиссякаемую веру в чудо. Психологическая глубина изображения движений детской души и явлений жизни ребенка соединяется в ее поэзии с игровой стихией. / И. Н. Арзамасцева // Русские детские писатели ХХ в. : словарь. – 2-е изд. –
Хочется начать с первого сборника «Убежало молоко».
Взяв в руки книгу, можно увидеть незатейливые иллюстрации на детскую тематику. Открываем первую страницу, и уже заинтересовывает стиль написания названия книги- написано не в одну строку, как принято видеть обычно в книгах, а слово «молоко» разделено по слогам и написано в столбик. А ещё, внутри каждой гласной буквы есть свой житель, -это рыбы и животные (говорит о разнообразии произведений, которые представлены в сборнике); согласные буквы украшены цветами. Все буквы яркие, красочные, шрифт выполнен не в строгом стиле, а буквы находятся в танце, играя со своим читателем, чем автор уже привлекает внимание к своему творению.
Стихотворение «Улов».
Казалось бы, простое стихотворение про рыбалку. НО! В этом произведении целью автора не ставится простое рассказывание про рыбалку, оно заключает глубокий смысл.
Герой не просто рыбак-он чудак.
На просьбу показать свой улов, он отвечает: «Показать –не покажу»-игра слов, «я в уме его держу».-глубокий смысл. В жизни для рыбака богатый улов-«что в ведре». В чём богатство нашего рыбака, в том, что рыбки проплывая могут щекотать, краб может щупальцами ухватить за палец «проплывали две рыбёшки, щекотали мне ладошки, краб мизинец мне пожал и по делу побежал, у камней мальки порхали, плавничками мне махали, и дельфин издалека, улыбнулся мне слегка»-эти строки говорят о том, что наш «рыболов» богат впечатлениями, эмоциями. В водоёме такая же жизнь, заботы, все куда- то торопятся, у них тоже есть и семьи и дети «мальки». Идёт некое сравнение с жизнью людей Фраза «-Да, богатый твой улов,ты счастливый рыболов», говорит о том, что счастлив человек от того, что он богат тем, что он видит красоту вокруг себя-вот он процесс постижения жизни.
Перейдём к стихотворению «Шторм». Где может быть шторм, конечно же в море! «И вскипает, и клокочет»-читатель представляет как море бушует, но тут видим фразу «поварёшкою мешает, пену белую снимает…». Прием шутливого перевертыша. Присутствует алогизм –поварёшка в море. Где можно увидеть такую картину, конечно же, мама варит суп и всё там кипит, и бурлит. «Так и есть, пересолил»-шуточная реплика повара. Автор показывает связь процесса обычного приготовления обеденного супа и бушующего моря. Как похожи эти два действия. Марина Бородицкая смотрит на обычную жизнь глазами ребёнка, и это передаёт в своих произведениях.
Рядом со стихотворением «Шторм видим стихотворение «Убежало молоко».
Море, и рядом молоко. В чём связь? Как и в предыдущем стихотворении череда событий происходит очень быстро: всё бурлит, кипит и бежит. Прослеживается игривый взляд на обыденность.
Весёлое, ритмичное стихотворение. «Убежало молоко. убежало далеко!»-словесная игра,. «Вниз по лестнице скатилось, вдоль по улице пустилось.»-фразы напоминают считалочку, действия показаны яркими глаголами. «Молоко бежит по лестнице»-алогизм, некая несуразность с одной стороны, но этим приёмом автор показывает как за короткий промежуток времени совершается большое количество действий. Читаются эти строки непроизвольно быстро, что показывает скорое развитие событий. «Вверх по лестнице пыхтело и в кастрюлю заползло». Здесь мы видим игру ритмов (только летело и уже ползёт, устало). «Закипело!»-благодаря восклицанию видно как действие резко останавливается. «Тут хозяйка подоспела».
Сборник «На кого он похож». В этом сборнике цикл стихотворений о ряде событий семьи- «Ждём брата», «Ура!», «Привезли!», Наблюдение», «На кого же он похож», «Во дворе».«Привезли», «Наблюдение». В этом сборнике стихотворения добрые, лиричные, задумчивые, местами шутливые, озорные, то восторженно звонкие, игровые, — причудливая смесь настроений, цепочка открытий, бесконечное счастье познания и наслаждения жизнью. Казалось бы, обычная жизнь, обыкновенные детские шалости, радости, огорчения, но чудо поэтического видения, помноженного на глубокое чувство, создаёт картину незабываемую. «Вынул соску любимую брат изо рта – И даё т мне: попробуй, мол, вот вкуснота. Сам ещё не встаёт, не садится - А уже научился делиться.» Присутствует и ирония-«Папа говорит –на маму, ….Мама говорит на папу…Обе бабушки друг друг дружке уступают битый час (используются фразеологизмы»-проскальзывают нотки лести, автор немного высмеивает действия взрослых, но в тоже время -всё это создаёт образ крепкой, дружной и любящей семьи.
Перейдём к сборнику «Синяя сказка»
Оформление книги ;цветовая гамма, название сборника создаёт впечатление чего-то холодного, но в тоже время сказочного. Стихотворение «По серебряной дорожке» -это стихотворение хочется напевать, прослеживается фольклорный жанр- колыбельная. Фольклорные образы – ясная луна, малый сынок, мягкая постель. Эти приемы помогают воссоздать нежное эмоциональное состояние засыпания, погружение в сновидения, приглашая и читателя отправиться в мир чудесных грез. «Скажет ясная луна» используется антропоморфизм). «Голубая тишина», «голубого молока» (оксюморон).
Как видим, Марина Бородицкая – умелый и изобретательный мастер. Органичное сочетание в ее поэзии духовно-нравственной глубины и многоуровневой игры, обыгрывание бытовых ситуаций, смешение реальности и воображения, сказочная и игровая стихия помогают углубить познание мира, содействуют развитию интеллектуальной и творческой свободы.
Анастасия Орлова – довольно молодой детский автор, но в её библиографии уже немало книг, полюбившихся детям. опубликовано более 20 книг для детей : «Это грузовик, а это прицеп», «Грузовик и прицеп едут в командировку», «Грузовик, прицеп и новогодняя елка», «Мы плывём на лодке» и т. д Поначалу она писала только стихи для своих малышей, после стала собирать их в книги. Стихи её легко заучиваются детьми, а прозаическая книга «Это грузовик, а это прицеп» стала любимой сказкой для многих малышей. Рассказ может кому-то показаться примитивным, но дети воспринимают его с первого слога.
Незатейливое название сборника «Это грузовик, а это прицеп», детское красочное оформление-притягивают взор ребёнка и развивают интерес. Само название уже знакомит нас с героями книги. В тесте используется звукоподражание : «Бах-Бах. Прыг-Прыг»; цветное выделение, использование заглавных букв «БЫСТРЕЕ! БЫСТРЕЕ!»- благодаря чему читатель переживает всё, что происходит с героями книги,оживают эмоции. Ребёнку очень понравится такая книга.
Про грузовик и прицеп у Анастасии Орловой целая серия историй.
Начиная с первого сборника, заметна тесная связь грузовика с прицепом, которая сравнима с отношениями между папой сыном. Вот грузовик собирается в командировку.
«…Прицеп проснулся. И как прицепится к грузовику! Крепко-крепко! А у грузовика важные дела в городе. С прицепом в городе неудобно.
Грузовик его отцепляет, а прицеп ни в какую! Сердится грузовик: “У меня работа! В городе с прицепом ни пройти, ни проехать!”А прицеп ни за что не отцепляется.». Все эмоции и чувства у грузовика сравнимы с человеком. Книга очень подходит для совместного просмотра и чтения –она сближает, заставляет непроизвольно задуматься взрослых над своими отношениями с детьми.
Хочется немного сказать о сборнике «Сонная книга». Само название говорит о том, что это сборник для чтения на ночь. Произведения в виде прозы. «Сонная книга» – это размышления о сне, о снах. Стихи написаны в разное время, но, мне кажется, они хорошо сложились в цикл. Иногда в них сбивается ритм, а иногда они и вовсе верлибры. Это созвучно переходу из яви в сон. Я думаю, под нее приятно уплывать в дрему на полуслове», – рассказывает о своей книге Анастасия Орлова.