Оксана Сиркич
Познавательно-исследовательский проект «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта : дети второй младшей группы, их родители и воспитатели.
Актуальность проекта : Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о птицах. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Цель проекта : формирование познавательного интереса к окружающей среде, знакомство детей с птицами нашего края, с их внешним видом и повадками, с особенностями их жизни
Задачи проекта :
• способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
• расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию,
• получение новых знаний;
• развитие познавательного интереса к природе через
• ознакомление с птицами;
• расширить и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
• развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам,
• воспитывать чувства сопереживания ко всему живому
Работа с родителями:
• Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
• Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».
• Памятка для родителей: «Покормите птиц».
• В ходе данного проекта была реализована акция: «Покормите птиц».
• Наблюдение за птицами вне детского сада.
Проблема проекта : Что мы знаем о птицах?
Ожидаемые результаты:
• объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности
• усвоение знаний детьми о птицах;
• определение среды обитания;
• заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
• развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Формы работы с детьми:
• НОД
• наблюдение
• настольные и дидактические игры
• беседы
• рассказывание
• чтение
• рассматривание картин, иллюстраций
• раскрашивание раскрасок «Птички»
План реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
• обсуждение цели и задач
• создание необходимых условий для реализации проекта подобрать
художественную литературу для чтения детям.
• разработка и накопление методических материалов.
• внедрение в воспитательно образовательный процесс эффективных
методов и приёмов по расширению знаний детей о птицах.
• обработка результатов по реализации проекта
Создание необходимых условий для реализации проекта :
подготовить иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы, кормушку, литературу, цветную бумагу, клей.
Оборудование:
• книги о живой природе
• картинки с изображением птиц
• методическая литература по теме проекта
Работа с детьми:
• беседа на тему: «Какие они птицы».
• активизировать словарь:
скворечник, гнездо, стая
• чтение: С. Я. Маршак «Где обедал воробей»,
Е. Чарушин «Воробей»
• рассматривание картинок с изображением птиц
• аппликация: «Скворечник для птичек»
• лепка «Вот такие у нас птички»
• на прогулке: наблюдение за птицами, вывешивание кормушки
• подвижные игры, пальчиковая гимнастика
Лепка «Вот такие у нас птички»
Задачи:
• формирование первичных представлений о птицах, их внешнем виде,
образе жизни.
• совершенствование приё мов лепки: умения скатывать пластилин
круговыми движениями; оттягивать пальцами отдельные детали;
лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
• активизация словаря по изучаемой теме. Воспитание любви и
бережного отношения к природе
Предварительная работа
Беседа о птицах, уточнение представления о внешнем виде (есть крылья,
пёрышки, клювики). Рассматривание изображений птиц с птенцами.
Аппликация «Скворечник»
Задачи:
• продолжать учить наклеивать готовые формы на ограниченную поверхность.
• побуждать узнавать и называть знакомые цвета, чередовать цвета.
• развивать потребность в самостоятельности
Оборудование: листы белой бумаги с нарисованными деревьями, цветные квадраты, треугольники, круги кисточки, клей, тряпочки,
Ход занятия
- Посмотрите, к нашему домику уже прилетели птички и сидят, смотрят на
нас. Пойдемте к ним поближе и поздороваемся.
Воспитатель: Спросите у птичек, что случилось, почему они такие
грустные?
Дети: Птички, почему вам не весело?
Птички: Зимой, от сильного ветра наши домики сломались и нам негде
жить.
Воспитатель: Ребята, а давайте птичкам поможем и сделаем домики для
птичек?
Дети: Давайте!
Воспитатель: А птички посидят на веточках, посмотрят и подождут.
После выполнения работы птички «спрашивают» детей, какого цвета у них
домик, крыша, окошечко.
- Ну как, птички, вам нравятся ваши новые домики?
Птички: Да, очень, спасибо ребята.
Беседа: «Какие они птицы?»
Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять; закрепить произношение трудных звуков ч, ж
Ход занятия
На доске вывешены иллюстрации с изображениями птиц : воробья, вороны, голубя, дятла, снегиря, ласточки.
Кого вы видите на картинках? Как вы догадались, что это птицы? (Все с
крыльями, все умеют летать.) Но имеют крылья и умеют летать не только птицы,
но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с
острыми коготками.) Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг
на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет,
оперение разное). Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему
Ребята, а знаете ли вы, как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и
прячет голову под крыло, как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет
крылышками по воде, потом приглаживает и сушит перышки). И т. д.
Как вы думаете, почему говорят, и говорят правильно, что птицы - наши друзья?
(Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С
птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)
В заключение предложить детям рассказать все, что они знают о птицах.
Экологическое воспитание
• Наблюдение за птицами на участке
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон
по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях
питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие,
понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение, «Какие звуки издают птицы»
Наблюдение за птицами на прогулке
Цель: расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Наблюдение: Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам
стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок,
ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц.
Результат проекта
В ходе реализации данного проекта у детей сформировалось гуманное
отношение к природе. В результате познавательно - исследовательской
деятельности по данной теме у детей систематизированы знания о птицах. В
процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами
деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе
средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием.