Лилиана Бушуева
Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»
▼ Скачать + Заказать документы
.
1. Информационная характеристика образовательного проекта
Полное наименование проекта : " Микробы. Какие они?"
Автор: Бушуева Л. А., воспитатель МБДОУ «Новоторъяльский детский
сад «Улыбка»
Тип проекта : познавательно -исследовательский
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный (месяц)
2. Обоснование значимости проекта.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Микробы, Какие они?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проблемы.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Частые эпидемии гриппа, информированность населения о путях заражения инфекционными заболеваниями, необходимость вакцинации населения, воспитание культурно- гигиенических правил - весь этот перечень мероприятий знаком каждому воспитателю в детском саду. Проблема борьбы с инфекционными заболеваниями стоит на особом месте. Поэтому формирование культурно-гигиенических навыков представляется значимым через знакомство детей дошкольного возраста с деятельностью микроорганизмов (микробов) и средой их обитания.
Цель: сформировать представления детей среднего дошкольного возраста о вреде и пользе микробов (микроорганизмов) на здоровье человека.
Задачи:
обучающие:
- расширять и уточнять знания детей о микробах, о среде их обитания, о здоровом образе жизни.
- формировать представления детей о том, что большинство заболеваний происходит от попадания микробов в организм человека через грязные руки и грязный воздух.
- активизировать речь детей, обогащать их словарный запас новыми словами и понятиями.
развивающие:
- развивать познавательную активность детей, интерес к окружающему миру, даже невидимому простым глазом.
воспитательные:
- воспитывать основы здорового образа жизни, культурно-гигиенические навыки, желание заботиться о своем здоровье и о здоровье близких людей.
Ожидаемые результаты:
- усвоение, что такое микробы, знакомство с оптическим прибором – микроскоп.
- применение детьми полученных знаний в свободной деятельности с взрослыми и сверстниками.
- снижение заболеваемости детей за счет формирования знаний о микробах.
- формирование устойчивых культурно-гигиенических навыков.
Объект исследования. Микробы и среда их обитания.
Предмет исследования. Влияние микробов на наше здоровье.
Гипотеза проекта. В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей с деятельностью микроорганизмов может помочь снизить заболеваемость инфекционными заболеваниями. В частности, если сформировать у детей представления о роли микроорганизмов в жизни человека, то ребенок будет стремиться сохранять и развивать свое здоровье.
Методы исследования.
- изучение литературы, информации из разных источников.
- наблюдения, экспериментальная деятельность.
- рассматривание картин и рисунков с изображениями микробов, алгоритмов мытья рук и чистки зубов;
- беседы;
-моделирование ситуаций;
- дидактические игры и организованные образовательные занятия;
- художественное слово.
- диагностирование детей.
Ожидаемые результаты:
для детей:
- формирование представления о микробах, здоровом образе жизни, о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
для педагогов:
- повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни дошкольников
- привлечение родителей для совместной работы;
- реализация творческого, интеллектуального потенциала;
для родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни;
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный
- подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
- привлечение внимания педагогов, родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста;
- выявление уровня знаний детей по изучаемой проблеме диагностическими вопросами
- Кто такие микробы?
- Какие бывают микробы?
- Где живут микробы?
- Как можно заразиться микробами?
- Как защитить себя от микробов?
2этап – основной
-проведение экспериментов, опытов «Кто спрятался в снегу?», «Что умеет мыло»,
- беседы «Как пользоваться носовым платком», «Почему грязнули и неряхи часто болеют?», «Как правильно мыть руки», «Кто чистит зубы по утрам», «Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?», «Моются ли животные?»
- чтение художественной литературы «Мойдодыр» К. Чуковского, «Острое поросячье заболевание» Н. Чистякова, «Советы Стобеда», и другие.
- заучивание стихотворений о микробах, о мытье рук, чистке зубов.
- проведение занятий «Зубик –зазнайка», «Бездомный заяц»
- проведение оздоровительно-профилактических мероприятий в режиме дня ребенка;
- проведение выставки детских работ по рисованию «Раз микроб, два микроб», по лепке «Злюка-закорюка».
- оформление папки-передвижки «Болезни грязных рук», «Шесть дел перед сном», «Грипп и его профилактика»
-консультация для родителей «Платочки - защитницы» с целью приобретения для ребенка одноразовых гигиенических платков.
- оформление презентации «Микробы».
3этап – заключительный.
-анализ и обобщение данных диагностики.
- проведение итогового занятия «Микробы - невидимые и опасные враги»https://www.maam.ru/detskijsad/-mikroby-nevidimye-i-opasnye-vragi.html
- презентация проекта.
- публикация итогового занятия в интернете на cайте maam.ru
План реализации проекта.
№ Мероприятия Задачи Срок Ожидаемый продукт деятельности
1. Проведение диагностики Выявить уровень знаний детей о микробах Февраль,
1неделя, 4 неделя Анализ знаний детей
2. Обзор литературы Изучить литературу по данной проблеме Февраль,
1 неделя Составление картотеки
3. Беседы Раскрыть значение микроорганизмов в жизни человека. В течение проекта Оформление презентации «Микробы».
4. Наблюдения Показать значение мытья рук, сравнить чистые и грязные руки В течение проекта Обогащение познавательного опыта дошкольников.
5. Занятия Расширять знания о микробах, о чистоте своего тела. Вторая, третья недели Занятия «Зубик -зазнайка»
«Микробы - опасные и невидимые враги»
6. Дидактические игры и игровые упражнения Развивать интерес к изучению своего организма В течение проекта Подбор игр и игровых упражнений
7. Изобразительная деятельность Учить передавать в рисунке, лепке образ микробов, формировать умение творить их образы художественными средствами. 2неделя, 3 неделя Проведение выставки детских рисунков «Раз микроб, два микроб», лепки «Злюка-закорюка».
8. Самостоятельная деятельность Учить применять в свободной деятельности знания, полученные на занятиях, в играх. В течение проекта Самостоятельная организация дидактических, познавательных игр.
9. Экспериментальная деятельность Разъяснить детям вред употребления снега В течение проекта
Опыт «Чистая вода и талая вода»
10. Чтение художественной литературы Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, умение рассуждать, делать выводы. В течение проекта
«Мойдодыр» К. Чуковского, «Острое поросячье заболевание» Н. Чистякова, «Девочка чумазая» А. Барто, «Советы Стобеда», «В стране болючке» и другие.
11. Работа с родителями Привлечь родителей к формированию культурно-гигиенических навыков детей. В течение проекта Приобретение родителями одноразовых носовых платков, салфеток.
12. Создание предметно-развивающей среды Оформить доступную для изучения предметно-развивающую среду В течение проекта Изготовление панно «Правила здоровья», игрушка микроб, изображения микробов в умывальной комнате.
Продукты реализации проекта :
- творческие работы детей;
- презентация проекта;
- разработка итогового занятия «Микробы - невидимые и опасные враги»;
- приобретение родителями средств для личной гигиены ребенка;
- оформление буклетов для родителей по профилактике инфекционных заболеваний;
- публикация итогового занятия «Микробы - невидимые и опасные враги»
в интернете на cайте maam.ru https://www.maam.ru/detskijsad/-mikroby-nevidimye-i-opasnye-vragi.html
Перспектива проекта
- продолжить работу по изучению организма человека.