Елена Суровцева
Познавательно-исследовательский проект «Зимние явления»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему «Зимние явления».
Актуальность:Зима - любимое время года большинства детей в нашей группе. А снег - наиболее яркий признак зимы. Проект посвящён изучению свойств снега и льда.
Цель:
Расширить представления детей о зиме и зимних признаках о физических свойствах снега и льда.
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Зимние явления“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) .
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
4. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
5. .Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования снега
Развивающие задачи:
1. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
2. Содействовать развитию творческих способностей восприятия, мышления, внимание и воображения;
3. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить делать аппликацию.
4 Развивать исследовательские навыки.
5 Продолжать развивать обследовательские действия.
6 Активизировать словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, лёгкий, хрустящий. Блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твёрдый. Жгучий, позёмка.
Воспитывающие задачи:
1 Воспитывать у детей желание помочь.
2 Воспитывать аккуратность.
.
Тип проекта
Продолжительность: 2 месяца.
Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий характер
Участники: дети средней группы воспитатель, муз., родители.
Срок реализации проекта : январь-февраль 2017г
Образовательные области:
• Художественно-эстетическое развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие.
• Социально-личностное развитие.
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
• Чтение познавательной и художественной литературы;
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Наблюдение во время прогулок;
• Творческая деятельность;
• Игровая деятельность;
• Беседы;
• Подвижные игры.
Предполагаемый результат:
Для детей:
• Формирование системы знаний о снеге и его свойствах. Дети знакомятся с образованием льда, узнают о пользе и вреде снега.
• Совершенствование умения устанавливать простейшие причинно- следственные связи, умение рассуждать, высказывать предположения, умение договариваться и прогнозировать результат.
• Развитие наблюдательности, умение видеть и ценить красоту природы.
Для родителей:
• Проведение в домашних условиях простейших опытов со снегом и льдом;
• Наблюдение во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом;
• Оказание помощи в постройке снежной горки на участке.
Для педагогов:
• Создание Лэпбука «Зима»;
• Проведение бесед по теме проект.
Проблема: Почему нельзя есть снег, ведь снег белый и чистый. Выяснить пользу и вред снега.
1. Вводный (подготовительный) этап.
• Загадывание загадок о снеге и зимних явлениях природы;
• Беседа с детьми на тему «Можно ли есть снег»; «Полезные свойства снега.»
• Подбор познавательной, художественной и методической литературы;
• Ознакомление родителей с темой проекта, формирование творческой группы родителей.
• Разработка проекта, определение проблемы, цели и задач проекта.
• Подборка дидактических пособий, иллюстраций на зимнею тему.
• Подбор материала для изучения свойства снега.
2. Этап- основной этап.
Образовательные области-виды деятельности.
Речевое развитие.
Чтение художественных произведений:
• Р. н. сказка «лисичка сестричка и серый волк», «Русская народная сказка «Снегурочка» «Зимовье»
• К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»
• «О чём плачут сосульки»М. Лякишева
• «Какая бывает зима» М. Пляцковский
Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»
Заучивание стихотворений наизусть:
• «Снег идёт» М. Познанская
• «Снежно - белый снеговик» В. Савончик
• «Зимушка-зима» Ю. Никонова
• Первый снег.
Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Беседы
• «Какая форма у снежинки?»
• Почему снег белый?»
• «Какую пользу приносит снег?»
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Мы вылепили разных снеговиков»
• Рисование «Зимний пейзаж»
• Рисование «Снежинка»
• Рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды.
• аппликация «Снежинка»
• аппликация «Весёлый снеговик»
• Заучивание песен:
• «Санки» «Зима» «Снежинки»
• Танец «Снежинок»
Познавательное развитие.
• НОД по экологии по теме «Почему растаяла снегурочка?»
• НОД по экологии по теме «Этот чудесный снег»
• Опытно - экспериментальная деятельность на тему «Почему снег тает?», «Изучение чистоты снега», «Снег и лёд. Сравнение свойств», (Приложение7)
Физическое развитие.
• Русская народная игра «Снежная баба»
• Развлечение «Зимние забавы»
• Подвижная игра «Лепим мы снеговика»
• Игра «Снежинки и ветер»
• «Затейники»,
• «Снайперы»
• «Санная путаница»
• «Санный поезд»
Социально-коммуникативная.
• Настольно-печатные игры «Времена года».
• Дидактические: «Пазлы», «Разрезные картинки»
• Составь рассказ
• Найди лишнее
• Найди отличия
• Лабиринт.
3 этап завершающий.
1. Оформление «Лэпбука»–Зима
2. Презентация проекта «Этот Чудесный снег».
3. Проведение беседы с родителями по теме проекта,
4. Драматизация сказки «Снежный колобок».
5. Разучивание танца «Снежинки»
6 Разучивание песен : «Санки», «Зима» «Снежинки», «Зима прошла»
Достигнутый результат:
Для детей:
• Получили знание о снеге и его свойствах. Узнали как образуется лёд, узнали о пользе и вреде снега.
• Научились играть соснегом, строить снежные постройки.
• Научились устанавливать простейшие причинно- следственные связи, высказывать предположения
• Проявили интерес к исследовательской деятельности.
Для родителей:
• Проведение в домашних условиях простейших опытов со снегом и льдом;
• Наблюдение во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом;
• Оказание помощи в постройке снежной горки на участке.
1 опыт: сравниваем лёд и снег. Положили на цветной прямоугольник картона снег и лёд. И выяснили, что через лёд видно цвет картона, а через снег нет
Вывод: лёд прозрачный, а снег рыхлый и не прозрачный через снег ничего не видно.
2 опыт: Знакомимся со свойствами снега. Проверяем где быстрее растает снег в лодошке или на руке одетой в рукавичку.
Вывод: Лёд твердый его нельзя сжать, из него непьзя лепить, но он прозрачный тем самым отличается от снега, в тепле тает.
4 опыт: Наблюдаем,где быстрее растает окрашенный лёд в стакане с водой или в стакане с растительным маслом
Лёд синего цвета в масле тает образуя капельки и масло не окрашивает.
Лёд красного цвета окрасил воду и тает быстрее.
В стакане с маслом при таянье получился рисунок в кароны.
Вывод: Лед в стакане растаял быстрее и окрасил землю
3. Итоговый этап.
1. Оформление папки – передвижки «Интересные факты о снеге»
2. Презентация проекта «Этот Чудесный снег»
3. Проведение родительского собрания по теме проекта, драматизация сказки «Снежный колобок».
Вывод:
1. Снег-это зимний вид атмосферных осадков. Наличие снега играет важную роль в жизни растений и животных.
2. Снег есть нельзя, потому что он холодный, может заболеть горло, а ещё и недостаточно чистый, может повредить здоровью.
Заключение.
В результате проведения исследования дети сделали вывод, что снег и лед - грязные и не пригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Также снегом можно играть, строить снежные постройки, его используют для постройки домов-иглу.