Елена Салл
Познавательно-практический проект «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Участники проекта: педагог и дети.
Актуальность проекта.
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Публикация «Познавательно-практический проект „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Проблема: как научить детей распознавать и называть цвета.
Цели и задачи проекта.
Цель: стимулировать интерес к цвету, последовательное ознакомление детей с цветом; расширение словаря детей словами – названиями цветов. Развитие мелкой моторики.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о цвете через окружающую действительность.
- способствовать развитию зрительной, перцептивной ориентировки при восприятии цвета.
- содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое восприятие.
- учить соотносить предметы по цвету;
- уточнить представление о цвете предметов при выполнении элементарных действий;
- упражнять в различении цвета предмета по названию;
- упражнять в различении и названии цветов (красный, зеленый, желтый, синий).
Основной замысел: обучение основным цветам (красный, зеленый, желтый, синий).
Механизм реализации: групповые и индивидуальные занятия, дидактические игры.
Этапы:
Первый этап – подготовительный – оформление группы, подготовка материала для дидактических игр, разработка диагностики, подборка литературы
Второй этап – организационный – формирование минигрупп индивидуальных занятий.
Третий этап – практический – дидактические игры с детьми, игры на развитие сенсорного развития (на различение и название основных цветов); складывание мозаики по цветам.
Четвертый этап – заключительный – проведение открытых мероприятий, группового развлечения.
Ожидаемый результат:
- овладение навыком вычленения определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов (действия по подражанию);
- дети выполняют сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу);
- дети овладевают умением определять цвет и называть его я (действия по словесному указанию);
- развитие мелкой моторики у детей.
Критерии результативности: диагностика: (ребенку предлагаются диагностические задания типа "Найди одинаковые по цвету (форме, размеjavascript:addTag('message', '', '')ру) предметы", "Покажи то, что я назову", "Назови то, что я покажу" и т. д.) Проводится начале проекта и в конце; проверка знаний на занятиях, в игре и активности детей.
Методы отслеживания результативности: наблюдение за детьми в игре, совместной и индивидуальной деятельности.
Форма презентации и отчетности: групповые развлечения, разучивание различных игр; открытые занятия.
Материальные и финансовые ресурсы: картотека дидактических игр, изготовление дидактических игр.
Литература.
1. Аралова М. А., Игры с детьми раннего возраста. – СПб. 2000г.
2. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет. Пособие
3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №11; 2008 год
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
5. Пилюгина Э. Г., Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М;. 2009 г.
Фотоматериалы: