Познавательно-речевой проект «Времена года»

Надежда Михайловна Крицкая
Познавательно-речевой проект «Времена года»

Познавательно-речевой проект «Времена года»

ид, тип проекта: групповой, сезонный, комплексный коррекционно-образовательный, творческий.

Автор-составитель: Е. В. Компанцева, учитель-логопед.

Участники проекта: О. В. Пряхина, воспитатель; Крицкая Н. М., старший воспитатель

дети старшей логопедической группы,

их родители.

Проект составлен с учетом положений Н. А. Виноградовой, Е. П. Панковой, представленных в пособии для воспитателей (Образовательные проекты в детском саду. - М.:Айрис — пресс, 2008.)

Структура проекта обусловлена логикой образовательного процесса ДОО, предусматривающего знакомство детей с различными временами года, что создает условия для разностороннего развития детей — познавательного, речевого, коммуникативного, эстетического.

Тема проекта «Времена года» направлена на формирование у детей целостной картины мира на основе представлений детей об особенностях мира природы и мира людей в различные периоды года. В проекте представлено несколько разделов, основанных на содержании коррекционной работы логопеда и работы воспитателей по основной образовательной программе дошкольного образования.

Проект составлен к реализации раздела Программы ДОУ «Часть, формируемая участниками образовательного процесса».

Разделы проекта основаны на лексических темах, направленных на развитие лексико-грамматической стороны речи у детей, дополняют образовательный процесс логопеда и воспитателя по реализации образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Название разделов: «Красота природы золотой осенью, зимой, весной, летом», «Овощи, фрукты в разное время года», «Сезонная одежда и обувь людей».

В коррекционно-развивающий процесс включаются различные виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы.

Общая цель проекта: интеграция коммуникативной и изобразительной детской деятельности в личностном развитии старших дошкольников.

Раздел: «Фрукты осенью».

Задачи:

• Развивать обобщенные представления об изменениях, происходящих осенью в саду с фруктами (на примере дерева яблони).

• Упражнять детей в использовании лексико-грамматических категорий в речи, закреплять умение описывать предмет (яблоню, согласно схеме описания.

• Развивать у детей мелкую моторику рук, желание действовать сообща, воспитывать трудолюбие, интерес к общему результату творческой работы.

Краткое содержание образовательного процесса.

Первый этап. Проводит воспитатель.

Знакомство с русской народной сказкой «Гуси» в обработке К. Ушинского, иллюстрацией к ней И. Кузнецова.

Совместная художественная деятельность педагога с детьми на тему «Яблоня с яблоками».

Воспитатель рисует заранее на большом листе бумаги дерево яблони.Создание игровой ситуации: поможем девочке Маше из сказки «Гуси» спрятаться под яблонькой. Посмотрите, чего не хватает на этом дереве, чтобы оно полностью спрятало девочку? (Яблок).

Творческое задание: готовую форму бумаги — круг — закрасить краской; это ваше яблоко, которое вы повесите на дерево, постарайтесь, чтобы оно получилось красивым, спелым, осенним.

Деятельность детей: выбрать краску, закрасить тщательно форму круга, подождать, когда высохнет краска; поочередно, уступая друг другу, наклеить свою работу на общую основу — изображение яблони.

Итог: полюбоваться общей работой, отметить, что ее создавали все дети вместе, иначе так много яблок не смогли бы появиться на дереве. Вспомнить эпизод из сказки, когда яблонька помогла Маше спрятаться от гусей.

Второй этап. Проводит логопед.

Знакомство детей с фруктами в осеннее время года.

Беседа о том, где растут фруктовые деревья (во фруктовом саду, кто ухаживает за ними (садовник). Вспомнить сказку «Гуси», рассказать, какое дерево помогло девочке Маше укрыться от гусей (яблоня). Рассмотреть совместную работу воспитателя и детей «Яблоня с яблоками», похвалить детей. Вспомнить, в какое время года на дереве яблони так много яблок (в конце лета и осенью). Предложить детям рассказать, как они создали такую красивую работу.

Составление рассказа о яблоках по схеме описания предмета.

Закрепление употребления в речи предлогов:

Яблоки растут на каком дереве?. На яблоне.

Яблоки собирают с какого дерева? С яблони.

Физкультминутка:

Дети, представьте, что вы в саду, собираете вместе с садовником яблоки.

Поднимите руки, как будто вы срываете яблоки.

Яблонька очень высокая, как достать яблоки? Поднимитесь на носочки, потяните руки вверх, как будто хотите достать и сорвать яблоки.

Складываем все сорванные яблоки в корзину, стоящую на земле (наклоны туловища, руки вниз).

Все корзины с яблоками снесем в одно место (дети шагают на месте, имитируя, что несут корзину, наклоняются вниз, «ставя» корзину на землю).

Поиграем со словом «Яблоко»: речевые игры «Назови ласково», «Подбери нужное слово к словам — сок, варенье, пирог, пюре». «Каких звуков больше».»Что общего у яблока с буквой О», «На что похожа буква О».

Речевой тренинг: «скажи слово яблоко, выделяя голосом звук О», «покажи, как произносится звук О».

Технологии: игровые ситуации, речевые игры, речевой тренинг, игровые проблемные ситуации, речевой тренинг, поощрение достижений детей.

Участие родителей в проекте: познавательно-исследовательская деятельность взрослого с ребенком, направленная на его сенсорное и речевое развитие.

Приготовить два яблока — большое, красного цвета и поменьше, зеленого.

Предложить детям потрогать,пощупать поочередно оба яблока: провести ладонью, обхватить обеими ладошками, провести по поверхности пальчиками, взвесить на ладони, рассмотреть со всех сторон.

Отметить, что общего у обоих яблок (округлая форма, гладкие, скользкие на ощупь, поверхность без каких-то выступов, покрыты кожурой, в верху выемка, в которую можно поместить пальчик, внизу хвостик).

Сравнить,чем оба яблока отличаются друг от друга: цветом, красное и зеленое, формой, более округлая и продолговатая, размером — большое и поменьше.

Срезать кожуру с обоих яблок, разрезать каждое на 4 части. Посмотреть,что внутри каждого яблока: мякоть под кожурой, семечка, перегородки, отметить, что в этом они тоже похожи, попробовать каждое яблоко, рассказать, какого они вкуса. Спросить, что ребенок делал с яблоками, угостить всех членов семьи.

Публикации по теме:

Игровой макет «Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен годаИгровой макет «Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года .

Игровой макет «Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен годаИгровой макет «Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года У многих из нас возникает вопрос, как можно познакомить детей со всеми временами года за короткий промежуток времени? И так как детки у.

Макет «Дерево. Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен годаМакет «Дерево. Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года Цель: 1. Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей; 2. Учить наблюдать за сезонными явлениями.

Проект «Речевой центр как средство развития самостоятельной речевой деятельности детей» Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Важнейшим условием совершенствования речевой.

Проект «Времена года» с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники) В речи детей существуют множество проблем: • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно.

Проект «Времена года» в подготовительной группе детского сада Проблема: Художественное своеобразие осени, зимы, весны как времени года и литературные фантазии детей. Цель: развитие творческих способностей.

Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года» Творческий проект «Времена года» Подготовила: Шаронова Анастасия Геннадьевна – воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ «Детский.

Времена годаВремена года Наша группа разновозрастная и каждый раз думаешь,как удивить детей всего возраста,сделать все доступно каждому возрасту. Вот и придумала.

Экологический проект «Времена года» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Занятие по познавательно-речевому развитию «Времена года» Задачи: Образовательная: Продолжать знакомить с явлениями природы в разные сезоны: зима, весна, лето, осень (признаки, качества, действия,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Познавательно-речевой проект «Времена года»
Опубликовано: 15 марта 2016 в 09:55
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июля. День летних ягод на МААМ

Лето – сезон вкусных и полезных ягод, появления каждой которых мы всегда ожидаем с большим нетерпением. Хорошо, что они спеют не все вместе, а по очереди, радуя нас разнообразием своих вкусов. Сегодняшний...

6 июля. День иголки на МААМ

«Кто шьет, да вышивает, тому скучно не бывает» — гласит народная мудрость. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой интересных игр и занятий и познакомьте ребенка с древнейшим ремесленным инструментом...

Фотоотчет «К нам прилетал инопланетянин» ко Дню уфолога на МAAM
Однажды утром к нам в группу прилетел инопланетянин. Костюм очень прост: накидка - плащ , скафандр – подарочный бумажный пакет, антенны – соломинки для...
Мастер-класс к Дню летних ягод на МAAM. Объемная аппликация «Виноград» из цветной бумаги
Легенда о винограде «Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья...
Выставка «Что означают наши имена?»
Выставка "Что означают наши имена? " Отгадайте загадку: Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно...