Юлия Ломова
Познавательно-творческий проект «Художница Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитали, музыкальный руководитель, родители
Продолжительность: среднесрочный (15.09.2014- 20.09.2014)
Приоритетная - образовательная деятельность: познавательное развитие, социально-коммуникативное, эмоционально-творческое развитие
Вид проекта : познавательно – творческий
Предполагаемый результат:
- Интерес детей к объектам и явлениям природы.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Художница Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Расширение кругозора детей о сезонных изменениях, в природе в осенней период; знание и называние характерных признаков осени, осенних месяцев, овладение обобщающим понятием.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, пословицами, поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Умения составлять описательные рассказы по картине, опираясь на личный опыт и воспоминания.
- Развитие детского творчества.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс в работе.
Пояснительная записка:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование дошкольников начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом селе, деревне, городе можно найти увлекающие для наблюдения объекты: деревья, травы, растения, насекомых, животных, птиц. Большую значимость для детей в экологическом наблюдении играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе исследования ребенок получает конкретные знания: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, сравнивать, делать выводы. Поэтому детям предоставляется возможность приобщиться к окружающему миру путем исследовательской работы. При знакомстве с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и его назначение.
Практическая значимость: Использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствует расширению и обогащению знаний детей, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к ней. Работа в данном направлении не только обогащает знания, но и воспитывает доброту, сопричастность, отзывчивость.
Продукт проекта : «Выставка рисунков «Осень», осенняя ярмарка
«Детские радости-детские сладости», выставка «Краски осени» поделки из природного материала, осенний утренник «В гостях у Осени».
Цель проекта : - Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.
- Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и исследовательских способностей.
Задачи:
- Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе.
- Активизировать словарь по лексическим темам: «Овощи – фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья и кустарники», «Перелетные птицы».
- Способствовать формированию умения замечать приметы осени.
- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности.
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Проблема: У старших дошкольников недостаточно представлений о предметах и явлений природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, взаимодействии с ней.
Актуальность проекта : Осень - одно из самых прекрасных времени года для наблюдения и изучения его в природе. Получается, если не обратить внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни. Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с природой.
В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
этап
- Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозируемый результат;
- Подбор художественной литературы по данной теме (рассказы, стихи, поговорки, загадки на осеннюю тему);
- Подбор настольно-печатных и дидактических игр;
- Подбор иллюстраций по данной теме;
- Подбор игрушек - овощи, фрукты, грибы, ягоды;
- Приготовление материала для художественного творчества (акварель, восковые мелки, карандаши, бумага, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, сухие листья).
Основной этап
Образовательная область: «Художественная литература»
- Чтение рассказов и сказок об осени : Соколов-Микитов И. С. «Осень в лесу», «Листопадничек»
- Чтение рассказа В. Чаплиной «Белка»
- Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
- Чтение русско-народной сказки: «Вершки и корешки».
- Чтение и заучивания стихотворений Т. Шорыгина «Осенний букет», «Листопад», «Золотой клубочек»
- Загадки, пословицы об явлениях природы, овощах, фруктах, грибах, годах.
- Выставка книг в книжном уголке об осени.
Образовательная область: «Коммуникация»
- Рассматривание и обсуждение картин об осенней природе : И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща»
- Рассматривание сюжетных картин «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Дети собирают грибы» и составление описательных рассказов по ним.
- Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Улетает осень»
- Пальчиковые игры «Капуста», «Варим,варим мы компот», «Осень»
- Дидактические игры «С какого дерева лист?», «Что лишнее?», «Сложи картинку «Осень».
- Беседы по теме: «Осень», «Перелетные птицы» «Как лесные жители готовятся к зиме».
Образовательная область «Социализация»
- Экскурсия по территории детского сада
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин овощей, фруктов» «Магазин Семена», «Огород», «Сбор урожая».
Дидактическая игра «Съедобное, несъедобное» «Съедобные и несъедобные грибы»
Образовательная область: «Познание»
- Наблюдение за изменениями в природе, загадывание загадок по теме
- Рассматривание иллюстраций, фотографий «Художница Осень»
- Наблюдение за трудом взрослых в осенний период
- Дидактические игры «Что растет на огороде», «Что растет в саду»
- Настольно печатные игры Лото «Фрукты, овощи», Домино «Родная природа»
- Наблюдение и введение календаря природы
Образовательная область: «Художественное творчество»
- Рисование: «Во саду ли в огороде (фрукты, овощи)», «Осень в лесу», «Идет дождь», «Деревья и кустарники нашего двора»
- Лепка: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»
- Аппликация: «Огурцы, помидоры лежат на тарелке», «Блюдо с фруктами», «Грибы»
Образовательная область: «Музыка»
- Прослушивание произведения П. И. Чайковского «Времена года».
- Разучивание песен об осени.
- Прослушивание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
- Игра-хоровод «Кабачок»
- Подготовка к осеннему празднику.
Образовательная область «Труд»
- Уборка опавшей листвы, мусора
- «Соберем осенний букет для мамы»
- Сбор природного материала для будущих поделок
- Сбор урожая
- Сбор семян цветов
- Ручной труд: «Дерево», «Яблоня», «Бабочка», «Лес» коллективная работа.
Образовательная область: «Физическая культура»
- Утренняя гимнастика «Собираем урожай»
- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнце и дождик», «Собери урожай», «Бабочки и цветы», «Баба сеяла горох», «Поймай листок»
- Физкультминутки: «Дождь», «Фрукты», «В лесу», «Овощи»
Образовательная область: «Безопасность»
-Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.
-Беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.
Работа с родителями:
- Конкурс поделок из природного материала «Краски осени»
- Участие в осенней ярмарке «Осенние радости-детские сладости»
- Консультация для родителей «Одежда осенью», «Плохая погода и выходной день-все, кроме телевизора».
- Изготовление ширмы «Что делать осенью?»
Заключительный этап Выставка рисунков «Осень»,
-Выставка детских работ из природного материала «Краски осени»
-Осенняя ярмарка-продажа «Осенние радости-детские сладости»
-Осенний утренник «В гостях у Осени».
-Обсуждение итогов и анализ работы
В ходе нашей работы у детей, появилось желание расширить свой кругозор по данной теме,желание выявить,чем интересна осень.
Дети расширили свой словарный запас,познакомились с различными стихотворениями,поговорками,пословицами, загадками. Закрепили названия осенних месяцев,приметы,явления. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Родители приняли активное участие в жизни детского сада.
Литература:
1 Лободина Н. В. - Комплексные занятия по программе под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой. Старшая группа. 2012г.
2 Кочкина Н. А. - Метод проектов в дошкольном образовании, 2013
3 С. Н. Николаева –Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада 5-6
лет.
4 С. Н. Николаева – Приобщение детей к природе в саду и дома
5 Веракса Н. ; Веракса И. /Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. / Проектная деятельность дошкольников.
Интернет – ресурсы:
https://kinder1.net/stihi/stihi_k_pervomu_sentyabrya.html
https://www.maam.ru/
https://deti-online.com/zagadki/