Яна Болотова
Познавательно-творческий проект «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры, обычаев и традиции родного края по-средством проектной деятельности, создание условий для художественно – эстетического развития детей, через знакомство с Донским промыслом.
Вид проекта : информационно – творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Срок реализации: февраль 2024г.
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено.
Реализация краткосрочного проекта «Народные промыслы России» дает возможность более углубленно знакомить детей с народным творчеством в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности.
Цель: Формировать представления детей о России, о культуре и твор-честве русского народа; изучить традиционные народные промыслы России.
Задачи:
• Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.
• Формировать обобщенные знания и умения, различать виды приклад-ного искусства по назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (узоры и композиции, элементы декора, устанавливать сходства и различия.
• Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, промыслам родного края; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.
• Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
• Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать интерес к декоративному рисованию.
Словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, семикаракорская роспись, ярмарка, коробейник, сахарница, компотница, кувшин.
Планируемые результаты проекта :
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской, семикаракорской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Схема реализации проекта :
• Знакомство детей с прикладным искусством. Стихотворения, рассказы, загадки, поговорки, пословице, песни, частушки.
• Презентации
• Дидактические игры
• Беседы
• Художественно-эстетическое развитие
• Работа с родителями
Виды деятельности. Пути реализации.
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Ознакомление с окружающим: Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи). Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка», «Семикаракорская роспись»
Развитие речи: Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, семикаракорская роспись, ярмарка, коробейник.
Художественная литература: Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица», А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоро-вод», В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
Загадывание загадок. Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Изобразительная деятельность: Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», «Семикаракорская роспись посуды». Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Оленя». Рисование элементов дымковской, хохломской, семикаракорской росписи.
Лепка: «Барыня».
Музыкальное воспитание: Песня на мелодию русской народной песни «Ой, вставала я…»; «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Частушки; Казачьи песни.
Этапы реализации проекта
Подготовительный. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта; подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности; составление плана работы с детьми по проекту; информирование родителей о задачах и содержании проекта; вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Практический. Перспективное планирование по проекту.
Содержание работы с детьми. - Рассматривание иллюстраций по теме проекта «Народные промыслы России». Формирование представлений о народных промыслах (Городце, Хохломе, Дымке, о народных игрушках). Закрепление и обогащения знаний об истории народных художественных ремесел. Воспитание уважения и интереса к русским культурным традициям.
- Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Хав-рошечка». Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использо-вания в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
- Беседа. «Сказочная Гжель». Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
- Рисование «Знакомствос искусством гжельской росписи». Познако-мить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение и цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес декоративному искусству.
- Дидактические игра: Народные промыслы. Закреплять знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
- Беседа о дымковских игрушках. Познакомить детей с одним из ви-дов народно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой. С художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево) имеющихся в местах проживания мастеров. Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
- Лепка «Дымковская барышня». Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять.
- Искусствоведческая беседа «Городец – город мастеров». Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство. Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Воспитывать уважение к труду людей.
- Рисование: «Городецкая роспись деревянной доски» Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.
- Беседа «Искусство Жостово» Дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
-Пластилинография: «Жостовский поднос» Закреплять умение состав-лять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края. Закреплять приемы рисования пластилином. Развивать фантазию, внимание, память, воображение. Воспитывать интерес к народным промыслам.
- Дидактическая игра: Укрась поднос закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
- Презентация: Народные промыслы России. Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.
- Лэпбук «Народная игрушка и роспись». Расширение знаний детей о обычаях русского народа. Развитие познавательной активности, наблюда-тельности, творческого мышления. Воспитание интереса к обычаям и куль-туре русского народа, формирование самостоятельности в самообучении.
- Презентация «Семикаракорская роспись – художественный помысел Дона». Расширять представления детей об истории возникновения семикаракорской росписи, основных элементах, воспитывать уважения к мастерам Дона.
- Лепка «Донская посуда». Учить лепить посуду, передавать форму частей и элементов посуды, плотно их соединять.
- Рисование «Подарок тетушке Аксинье». Учить детей расписывать шаблон по мотивам семикаракорской росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать интерес к изделиям донских мастеров, желание создавать красивый узор.
Перспективное планирование.
Тема Цель
Золотая хохлома. Золотая хохлома. Рисование.
Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской
росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.
Сказочная гжель. Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
Филимоновские иг-рушки - свистульки. Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук.
Богородские игруш-ки. Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке.
Дымковские игруш-ки.
Дымковский конь. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорцио-нальное соотношение частей, учить соединять части фигурки.
Городецкие игруш-ки. Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Про-должать формировать умение работать концом кисти.
Искусство Жостова.
Жостовский букет. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.
Семикаракорская посуда Знакомство с традиционным донским художественным промыслом – семикаракорская роспись. Знакомство с элементами семикаракорской росписи, закреплять умение работать кистью.
Итоговый. Создание выставки творческих работ воспитанников.
Предполагаемый результат: В результате проведения работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.
Тема декоративно - прикладного искусства очень интересна и много-гранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.